Вячеслав Мизин
Вячеслав Мизин
исследователь культовых камней
E-mail: vyacheslavmizinspb@gmail.com

Пост-лабиринтное

По завершении любого исследования всегда остается что-то… Недосказанное? Дискуссионное? Другое? Так вышло и с каменными лабиринтами.

По завершении любого исследования всегда остается что-то… Недосказанное? Дискуссионное? Другое? Так вышло и с каменными лабиринтами.

Например, посещение острова Южный Виргин и осмотр Бэровского лабиринта в 2018 году вызвали очень противоречивые мысли. Во-первых, не сходился размер лабиринта с указанным Бэром. Также со схемой не сходился размер камней, при этом особенности схемы однозначно указывали на то, что это именно тот лабиринт.

Также по теме
Каменный лабиринт на острове Южный Виргин среди исторических памятников Северо-Запада занимает совершенно особое место. Именно здесь, на маленьком островке, в далеком 1838 году волею случая оказался академик Карл Эрнст фон Бэр, составивший описание и зарисовавший схему каменного лабиринта. Бурные события середины двадцатого века не затронули Южный Виргин, лабиринт дошел до наших дней точно таким же, каким он был в 1838 году.

Впрочем, детали на булыжной поверхности смещались так, что позволяли составить сразу несколько разных схем этого лабиринта. Именно поэтому я не стал делать своей зарисовки. Самое странное в зарисовке Бэра это конечно схема, не имеющая аналогов в регионе, где известны всего три типа схем каменных лабиринтов. Это наводит на мысль, что здесь закралась ошибка, вероятно, эта схема в оригинале могла быть другой, более стандартной. Например, такой.

virgin.jpg

Возможное происхождение схемы Бэра.

Следующим таким моментом стали недавние открытия внутренних лабиринтов, удаленных от побережья на километры и не имеющих привязки к морю. По мнению исследователя Дж. Крафта именно такие лабиринты в южной Швеции были самыми древними, и от них пошла эта традиция.

Также по теме
Человеку, далекому от серьезного, научного подхода к изучению каменных лабиринтов, приходится довольствоваться лишь откровенно дилетантским воззрением некоторых журналистов на эту проблематику. Между тем, в последнее время, по этой теме появилось несколько неплохих переводных книг и публикаций. Именно им, а также ряду малоизвестных зарубежных работ о лабиринтах и посвящен сегодняшний блестящий обзор Вячеслава Мизина, исследователя из Санкт-Петербурга.

Но как быть с такими находками на Кольском полуострове и под Выборгом, в Финляндии? Не могла ведь одна традиция зародится сразу в трех местах и распространяться из них? Очевидно, что коллега не прав, изначально традиция лабиринтов была морской и распространялась морем, при определенных местах и обстоятельствах, «углубляясь» на материк. И если на Кольском полуострове нет вопросов, почему и как это произошло (название тони «Попков вавилон» говорит само за себя), то у нас под Выборгом пока сложно что-то сказать, кроме того, что мы видим явное упрощение традиции, указывающее на вторичность и вероятную привязку к границам 17–19 вв.

shartrskij-sobor-14-1024x661.jpg

Лабиринт в Шартрском соборе.

Шартрская схема в России? Да, я не вижу другой более убедительной, простой и обоснованной версии, кроме возведения Понойского лабиринта английскими моряками в 16–17 вв. Западноевропейское влияние на Русском Севере в те годы бесспорно. Несомненная диффузия морских традиций очевидна не только по этой схеме лабиринта, но и по «компасс-розе» на Большом Заяцком острове, по граффити на о. Аникиеве и др. Эта страница истории Арктики еще слабо изучена, причем не только в России, но и в Европе.

При этом на Руси, в рамках православия, шартрская схема известна с 15 века в ряде религиозных апокрифов и в богословских книгах. Например, эта схема иллюстрирует сюжет о передаче божественной мудрости архангелом Гавриилом пророку Моисею. При этом шартрский лабиринт в России 15 века назывался именно так – «лавиринт» или «лавиринфос» (намек на греческий?). Что интересно – в отличие от икон-лабиринтов, изображающих путь души человека, и аналогичной трактовки этой схемы на Западе, в древнерусских апокрифах, включая адептов «жидовствующих», шартрский лабиринт рассматривался и как «врата таинства богословия» (подробней читать здесь). Если допустить, что именно от богословских книг идея этой схемы могла обрести воплощение в камне на Севере, то здесь есть много пробелов – у лабиринтов нет народного православного контекста, и вдруг сразу воплощение таинства богословия на поморских стоянках? Если эта схема из православия, то откуда и почему взялись другие? Выглядит без какого-либо обоснования. Да и очевидное - в промысловый сезон там явно было не до богословия. Понятно, что идея пришла в православие с Запада, но пока совершенно не ясно при каких обстоятельствах и откуда именно. Не ясно, могли ли эти сложные идеи из узкого круга выйти в народ. Впрочем, однозначно можно сказать теперь одно – схема шартрского лабиринта в Феодоровском соборе Петербурга точно не является копированием католических идей в наше время, но имеет как минимум пятисотлетнюю историю в православии, хотя и в ином воплощении (первый в России церковный лабиринт, а также лабиринты на Виргине можно увидеть в моем фильме «Шаг в лабиринт».

Многоплановое современное рассмотрение лабиринтов в контексте объективных научных знаний позволяет увидеть и задействовать такие возможности для понимания, которые еще недавно невозможно было даже представить. Отжившие свой век гипотезы и теории остаются в прошлом, освобождая место для новых идей, раскрывающих мир лабиринтов в новых, совершенно неожиданных и информативных ракурсах.


11.02.2021
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Знамения древней Руси
Аналитика 1
Знамения древней Руси
В Смутное время, пока где-то на западе гремели пушки и бесчисленные самозванцы боролись за трон, проливая реки крови, в недавно завоеванной Казани монах или иконописец начал составлять рукопись под названием «Сия книга летописец временем и знамениям яже на небеси и на земли». В ней он записал то, что видел своими глазами, и зарисовал то, что видеть не мог.
«Вологодский полтергейст» Валентина Пикуля и дело «О глумлении нечистой силы» в Вологде
Полтергейст 2
«Вологодский полтергейст» Валентина Пикуля и дело «О глумлении нечистой силы» в Вологде
Перед вами не совсем привычное расследование, связанное с литературным произведением известного писателя Валентина Пикуля «Вологодский полтергейст». Многие читатели до сих пор задаются вопросом, был ли этот рассказ сугубо художественным вымыслом автора или все же в его основу легли реальные события, происходившие когда-то в Вологде? Попробуем вместе с вами в этом разобраться.