Вячеслав Мизин
Вячеслав Мизин
исследователь культовых камней
E-mail: vyacheslavmizinspb@gmail.com

О находках, истории и следующих за ними вопросах

Не раз слышал от коллег мнение, что идеалом исследовательской работы должен быть этакий «кирпич», итог многолетних трудов, выполненный безупречно и на века, который потом все будут цитировать.

Любое исследование несет в себе две составляющие – объективную и субъективную. Не раз слышал от коллег мнение, что идеалом исследовательской работы должен быть этакий «кирпич», итог многолетних трудов, выполненный безупречно и на века, который потом все будут цитировать. Однако опыт наблюдения за окружающей действительностью показывает, что не редко «труды всей жизни» обнуляются и в один миг становятся неактуальными из-за новых находок и вновь открывшихся обстоятельств. Поэтому меня больше радует, когда то, что я написал, например, в 2011 году, в 2019 становится уже устаревшим. Это говорит о том, что есть куда двигаться, что тема «живая», еще не раскрыта и далека от сдачи в пыльные архивы. Именно так вышло с чашечными камнями на Ижорском плато. Первые единичные находки подобных памятников в 2005–2007 годах были оторванными от какого-либо контекста, и смотреть на них можно было сугубо гипотетически, примерно как на каменные лабиринты на Новой Земле, в отрыве от основного ареала. Лишь случайные последующие массовые находки таких камней в 2019 году позволили не только открыть новую страницу в древнейшей истории этой земли, но и воссоздать систему в расположении чашечников, в которую вписались единичные более ранние находки. Картина стала ясна. Первые наблюдения, сделанные в 2019 году, показывали, что камни располагались по одному на поле, что дало возможность их интерпретации не только как общинных культовых мест, но и своеобразных межевых знаков, определяющих принадлежность поля тому или иному роду. Однако сезон 2020 года принес новые данные, ставящие это предположение под сомнение – на одном поле было выявлено сразу три камня: один сохранившийся на исходном месте, один сдвинутый мелиораторами к обочине и фрагменты еще одного, взорванного, также сдвинутого к краю поля. Три камня в радиусе менее одного километра, на одном поле задают новые вопросы – почему здесь три, а на других по одному? Или прочие в других местах еще не выявлены или уничтожены мелиорацией?

2.jpg

Один из разбитых чашечников – находка осени 2019 года. Фото автора.

Но самым главным, оставшимся без ответа вопросом, является время разрушения нескольких камней. На нескольких камнях есть следы шпуров, попытки расколоть камни в 19 веке, вероятно с целью очистки полей, но также есть и следы намеренного сбивания чашек. То, что повреждения нанесены именно в районе расположения чашек, однозначно указывают на цель этого воздействия. Но когда это могло произойти и при каких обстоятельствах? Наиболее вероятным можно назвать борьбу с языческими представлениями, связанными с этими камнями. Но неужели эти камни хранят память не только о мировоззренческих представлениях людей Железного века, первых земледельцев Ижорского плато, но и несут следы деятельности отряда инока Ильи, посланного из Новгорода искоренять язычество в Водской пятине в 1540-е гг.?

Также по теме
Комплекс культовых камней у деревни Ольховка – довольно уникальное и интересное место в ряду археологических памятников Ленинградской области. К сожалению, не все подобные памятники истории находятся под охраной государства и со временем просто разрушаются в результате хозяйственной деятельности человека. Подобная ситуация с комплексом у Ольховки вызвала отклик у отдельных энтузиастов-исследователей и краеведов, которые предприняли действия по фиксации современного состояния памятника и поставили вопрос о придании ему соответствующего статуса.

Гипотетически, самые ранние попытки борьбы с язычеством здесь могли происходить в 13-14 вв., во времена усиления значения Копорья, как центра этих территорий. Впрочем, об этом нет никаких сведений. Миссия Ильи в 16 веке известна по летописям, как известна и шведская миссия Гезелиуса 1680-х гг. Но шведы не упоминают о разрушениях камней, делая упор на перекрещивании православных в лютеранство. Пост-петровские 1730-е гг. тоже могли оставить такой след. Главной загадкой является то, что эти камни были культовыми задолго до возведения Копорья, и народ, их использовавший растворился в истории за тысячу лет до прихода сюда инока Ильи. Отсутствие упоминания этих камней в фольклоре, охватывающем как минимум 300 лет (петровские времена), также наводит на мысль о том, что камни были давно забыты. Но тогда какой смысл борьбы с неиспользуемыми и давно забытыми камнями? Таким образом, складывается ситуация, в которой имеются материальные факты, ряд косвенных исторических свидетельств, но из них не складывается общая непротиворечивая картина. Это может указывать на отсутствие каких-либо значимых звеньев в этой цепи – что-то еще остается неизвестным, не выявленным.

1.jpg

Копорье на шведской карте 1688 года.

На данный момент мне представляется наиболее вероятной следующая реконструкция событий: раннесредневековое население этой земли, вожане, являются, в какой-то мере, потомками первых поселенцев времен Железного века, и могли сохранить ритуальное значение чашечных камней вплоть до Средневековья. На это косвенно могут указывать чашечные и сквозные углубления на каменных крестах более позднего времени в этом регионе, что также акцентирует отношение углублений к культу предков. Может быть, архаичная традиция использования чашек на камнях, в какой-то мере, замещалась более «современной» (на тот период) связанной с углублениями на крестах? При этом уничтожение чашек могло происходить в 16 веке, на что есть однозначные исторические указания, а отсутствие упоминания их в позднем фольклоре могут быть объяснены сменой населения в 17-нач. 18 вв., связанной с политикой вначале шведов, потом русских, и общими социальными разрушениями, принесенными Северной войной на земли Ижорского плато. Смена населения могла выкосить и многие культурные традиции.

Сейчас, помимо объективного ответа «как оно было на самом деле?», меня не меньше интересует и субъективное «так или не так?» – интересно, новые находки и сведения подтвердят или опровергнут высказанное выше предположение? Объективную сторону можно назвать «отчетной», но именно в субъективной плоскости заложен драйв, заставляющий развиваться дальше, выходя за рамки любых, в первую очередь собственных, ограничений.


03.02.2021
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
«Ядерный кошмар» Мохенджо-Даро
Расследования 1
«Ядерный кошмар» Мохенджо-Даро
С достойным уважения постоянством отдельные телеканалы – от совершенно желтых до вполне центральных – не говоря уже о бумажно-электронных СМИ и отдельных увлеченных авторах, от школьников до генералов, вновь и вновь смакуют гибель древних городов от ядерного оружия, которым владела не то противоборствующая неведомая цивилизация (чаще всего арийская), не то инопланетные пришельцы.
«Дарю тебе звезду!» Чудеса народной астрономии индийских Гималаев
Аномальный фольклор 1
«Дарю тебе звезду!» Чудеса народной астрономии индийских Гималаев
Эссе повествует об опыте автора по сбору данных о вернакулярных астрономических представлениях народов Индии. Основное внимание уделяется мифологическому мотиву о происхождении метеоров – «падающих звезд», распространенному в двух гималайских штатах – Химачал-Прадеш и Уттаракханд, и попыткам выяснить, какой именно предмет местной флоры или фауны связывается в народном сознании со звездами, упавшими на землю.