Никита Томин
Никита Томин
зав. сектором по изучению полтергейста при «Космопоиске», к-т. техн. наук
E-mail: tomin.nv@gmail.com

Фольклор, который «оживает»

Именно фольклористика, а также родственные ей история и этнография, получили своеобразный карт-бланш на то, чтобы серьёзно заявлять об активности домовых, шумных духов, чертей и прочих сверхъестественных персонажей.

«Немыслимо, но все – правда.
Про Силу, джедаев…
Все – правда. Все было…
Хан Соло, «Звездные войны». Эпизод VII.

Научные статьи о «нечистой силе», где всерьёз разбирают и анализируют такие случаи как часть объективной реальности, вы, скорее всего, найдете по теме фольклора (а также, возможно, в литературе о психологии и психиатрии). Именно фольклористика, а также родственные ей история и этнография, получили своеобразный карт-бланш на то, чтобы серьёзно заявлять об активности домовых, шумных духов, чертей и прочих сверхъестественных персонажей. Вполне понятно, что ключевым здесь является конкретный контекст, с которым фольклористика исследует пространство «нечистой силы» и его взаимодействие с родом человеческим. Этот контекст заключается в том, что сама по себе эта сверхъестественная реальность заранее объявляется как область фантазий, сказок, мифологии, или даже нашего коллективного бессознательного. Конечно, это кардинально снижает увлекательность мира, в котором мы живём, однако позволяет серьёзно и глубоко проанализировать все эти аномальные истории с позиции научного подхода (чтобы, возможно, в итоге прийти к новому пониманию и новым осмыслениям).

Также по теме
Снова возвращаемся к архивным случаям о шумном духе. Если за такое архивное дело о полтергейсте берется настоящий фольклорист, то вы никогда не встретите в его материале терминов «фокальное лицо» или «возвратный спонтанный психокинез», зато легко найдете тут упоминание о референции, фальшивой остенсии или нарративном элементе.

На сайте «Уфокома» недавно было опубликованы две серьёзные научных статьи на тему исторических случаев активности «нечистой силы» (фольклористов О. В. Беловой и Е. А. Кузнецовой), которые объединяет то, что к их расследованию были привлечены представители власти и Церкви. В обоих историях были найдены вполне реальные виновники «из плоти и крови», которые по мнению, расследователей имитировали действия мифологического персонажа. В случае с матросом Лукой Синявиным, который фальсифицировал полтергейст в своём доме, даже состоялся суд, где в отношении его был вынесен обвинительный приговор. Интересно, что суд в том случае, ссылался на законодательный акт – 399 статью «Учреждения для управления губерний Российской империи» 1775 г., для вынесения приговора по колдовским делам. Схожие архивные свидетельства активности «нечистой силы» на территории Российской империи мы анализировали и в нашем секторе. Однако здесь «расследование» властей, иной раз, наоборот находило виновными именно «шумных духов», которых представители власти пытались изгонять посредством самовольных экзорцизмов. Например, так было в случае Акулиной Ждамировой, в доме которой завелась «нечистая сила». Представители Воронежского Губернского Жандармского Управления пришли к заключению о необходимости «изгнать бесов» и такой обряд был проведён.

Также по теме
В материале известный фольклорист Ольга Белова рассматривает два архивных свидетельства о «шумном духе» из Смоленской губернии, относящиеся к 1816 и 1927 годам. Явления полтергейста проявлялись довольно однотипно и вызывали интерес и доверие общества, что и давало почву для мистификаций и возможность эксплуатировать бытовавшие в крестьянской среде суеверия.

Однако важным моментом отмеченных выше исследований (как и ряда других) является выделение характерных мифологических мотивов, которые вновь и вновь повторяются в разных случаях активности «нечистой силы». Это и типично демонологические мотивы «нечистая сила не терпит свет», «нечистая сила гасит огонь в доме», «нечистая сила оставляет следы в виде куриных лап», «подселение шумного духа колдуном и изгнание из домашнего пространства» и пр., так и общие мифологические мотивы – «демон портит одежду – испражняется в нее», «появление и чтение “особенной книги”» , «впускание нечистой силы через неизвестный предмет» и мн. др. Удивительно то, что подобные мотивы, в различных случаях проявлений «нечистой силы», повторяются не только на географически обширной территории, но и в значительном временном диапазоне – от средних веков вплоть до сегодняшнего дня. Например, мотив, связанный с появлением «особенной книги», которую дилетант случайно читает и «вызывает чертей», проявлялся неоднократно в 18–19 веках в Российской империи в случаях, связанных с одержимостью и явлениями «шумного духа». Он же в определённой форме был зафиксирован нами в 2013 при изучении полтергейста в Иркутске, когда пенсионерка нашла неизвестную книгу на кухне и прочитала небольшой отрывок. После этого явления полтергейста в её квартире значимо усилились, а её внучка сообщала, что её стал контролировать некий «злой дух».

Более древний демонологический мотив, пришедший ещё из еврейских талмудических трактатов, о том, что присутствие демона, «нечистой силы» выдают отпечатки куриных лап, достаточно часто проявлялся в так называемых «демонических» полтергейстах от начала 20-века (румынский полтергейст 1925–1926 гг.) до наших дней (полтергейсты в Киеве в 1990 году и Кривом Роге в 2010 году). Почти всегда такие случаи были связаны с физическим насилием со стороны неизвестной силы, которую очевидцы и непосредственные жертвы опознавали как «злого духа». Как мы видим, в данном случае фольклор становиться грозным и опасным. Более специфический мотив «демон портит одежду – испражняется в нее» проявлялся по данным Кузнецовой Е.А. в случае «шумного духа» 1829 года в городе Переславля. Однако подобные «фекальные» мотивы имели место и ранее в знаменитом случае полтергейста в Дортмунде, Германия в 1713 году. Проявлялись они и в современном случае огненного «шумного духа» в Житомире в 2014 году.

Без-имени-1.jpg

Следы «куриных лап» на теле беременной женщины Алёны в полтергейсте в Кривом Роге, Украина, 2010 (слева) и отметины на теле очевидцев возникшие летом 1990 г. при вспышках полтергейста в Киеве, Украина (справа)

Удивительная и даже кажущаяся сверхъестественная «живучесть» мифологических мотивов во времени и географии находит научные объяснения как в фольклористике, так и в аналитической психологии. Например, Ю. Березкин поясняет, что «чем сложнее мотив, тем уже он бывает распространен во времени и пространстве, а чем элементарнее – тем шире». Более того, в «историко-географических» исследованиях собирались данные об ареальной и этнической приуроченности определенных сюжетообразующих мотивах. В большинстве случаев утверждалось, что сходство текстов вызвано диффузией подобных мотивов; реже – что оно обусловлено универсальными особенностями психики. По мнению фольклориста А.Н. Веселовского однородность или сходство мифологических мотивов следует объяснять «однородностью бытовых условий и отложившихся в них психических процессов». С точки же зрения аналитической психологии, многие мифологические мотивы, прежде всего связанные с явлениями «шумного духа», рассматриваются как актуализация архетипа тени (агрессии). Архетипы – это упорядоченные структуры психики, «коллективного бессознательного, которое хранит древний опыт человечества. В какой-то мере, такие структуры универсальны для разных людей и разных обществ, что и объясняет схожесть и устойчивость во времени различных мифологических мотивов.

Однако для исследователя полтергейста подобные объяснения кажутся неполными. Остаётся неясным как например ребёнок 11–12 лет (типичный возраст фокального лица), пусть даже неосознанно, воспроизводит при имитации явлений «шумного духа» те или иные древние демонологические мотивы. Почему так складно и сказочно выглядят современные истории о «шумных духах», например, «девочка принесла с улицы неизвестную куколку, в квартире начали летать предметы» или «бабушка прочла на кухне словно из ниоткуда появившеюся книгу, а внучка стала говорить о том, что ей стал управлять злой дух». «Универсальные структуры психики», «однородность бытовых условий» и прочие объяснения звучат хорошо, но на мой взгляд не дают исчерпывающего ответа почему фольклор так точно и устойчиво «оживает» в наших квартирах и домах на протяжении многих веков.

Если обратится к квазинаучным гипотезам, то там мы можем найти альтернативный взгляд на эту проблему. Например, исследователь В. Фефелов ввёл понятие «полтернета» и объяснял общность проявлений полтергейста в истории и географии, как проявление единого внечеловеческого разума, с которым человечество невольно то здесь, то там вступает в некий контакт. Многие могут найти аналогию с христианством, для которого фактически любая активность «нечистой силы» есть прямое проявление дьявола, древнего единого источника зла и «врага всего рода человеческого». Другой, более земной аналогией «полтернета» может стать пример деятельности восточногерманской разведки «Штази» и их программа «Биодеградация», которая предполагала разрушение негласными методами карьеры, частной жизни, самой личности политических активистов. В рамках этой программы, во многих доказанных случаях агенты Штази проникали в квартиры, чтобы перевесить картины, сместить мебель, перепутать сорта чая и специи в банках. Манипуляции с предметами в квартире, бесконечные телефонные звонки, незаказанные доставки разрушали психику, так как могли восприниматься жертвами как проявление некой неведомой силы, преследовавшей их. Этот пример также демонстрирует общность мотивов и сюжетов при необъяснимых проявлениях в квартирах, когда «злыми духами» выступали агенты Штази, т.е. единый источник.

Однако мне больше нравится аналогия с романом С. Лема «Солярис», когда земляне столкнулись с новым вариантом разума, который они не могли понять. Разумный океан «Солярис» старался контактировать с людьми как мог, он воскрешал их мертвецов, сканируя самые потаённые горести и переживания отдельного человека. Однако в романе Лема, «Солярис» хоть и был неким глобальным сверхразумом (с точки зрения людей), но пока на уровне своего развития соответствовал несмышлёному ребёнку, который не осознавал, что воспроизведение призраков было болезненно для людей.

Также по теме
В сегодняшней публикации, на примере анализа некоторых графических проявлений полтергейста, в первую очередь появления следа в виде «куриной лапы», наглядно показаны тесные взаимосвязи между народной демонологией и рядом вспышек полтергейста, имевших место на территории Украины, Беларуси, Румынии и России в разные годы. На базе ряда этнографических исследований и наработок в области аналитической психологии даются возможные объяснения некоторым демонологическим аспектам полтергейста.


22.02.2021
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Исследование паранормальных явлений в Минске в период застоя
Интервью 1
Исследование паранормальных явлений в Минске в период застоя
Изучение сверхъестественных феноменов в белорусской столице в конце 70-х – начале 80-х годов XX века долгое время оставалось практически неизвестным массовому читателю. Однако на изломе периода застоя в Минске уже зарождались уникальные исследования, приближающие нас к пониманию того, что традиционная наука называет паранормальными явлениями.
Знамения древней Руси
Аналитика 1
Знамения древней Руси
В Смутное время, пока где-то на западе гремели пушки и бесчисленные самозванцы боролись за трон, проливая реки крови, в недавно завоеванной Казани монах или иконописец начал составлять рукопись под названием «Сия книга летописец временем и знамениям яже на небеси и на земли». В ней он записал то, что видел своими глазами, и зарисовал то, что видеть не мог.