действительный член Русского географического общества, уфолог
E-mail: ufo_miger@mail.ru
Призрачные битвы Эджхилла
Что за «хрономираж» произошел в конце 1642 года в небе над английским местечком Эджхилл?В исторических источниках часто встречаются рассказы о битвах призраков на небе. Авторы, в зависимости от исторической и религиозной конъюнктуры, считали их предвестием грядущих сражений, знамением гнева Господнего или дьявольским наваждением. Мы знаем, что ряд «сражений в небе» были северными сияниями, описанными людьми, видевшими мир другими глазами, или миражами. Тем не менее есть рассказы, которые не поддаются простым объяснениям.
Авторы, пишущие о призраках, не раз упоминали видения призрачных войск в небе над Эджхиллом – местом, где в воскресенье 23 октября 1642 г. произошло первое сражение гражданской войны в Англии. Как ни странно, эта история встречается и в книгах о загадках времени. В них призрачные войска называют «хрономиражом» или записью реальной битвы на небесном «видеомагнитофоне», которая проигрывается снова и снова.
Битва при Эджхилле. Гравюра времен гражданской войны в Англии. Текст гласит: «При Эджхилле 16 [королевских] пушек стреляло против 80 у графа Эссекса Лиффгарда и никто не пострадал, а эти 80 сразили свыше 1600 королевских [солдат]. Четыре парламентских полка и 16 эскадронов кавалерии бежали, так что нас было 6000, а их 18000, но мы захватили их знамя, поразив знаменосца сэра Эдмунда Варни в голову, и зарубили лорда Линдси, главнокомандующего».
Сторонники второй версии часто упоминают, что в небе среди сражающихся солдат люди видели принца Руперта, пережившего бой и во время появления «фантома» еще живого. Это было бы впечатляющим подтверждением теории хрономиража, если бы не одно «но» – о призрачном принце не говорится ни в одном первоисточнике. Деталь была выдумана задним числом, чтобы придать вес их пересказам.
Те и другие либо не сочли нужным свериться с первоисточниками, либо выбрали то, что больше нравится, «забыв» про альтернативный вариант. Чаще всего ими пересказывается или фигурно цитируется памфлет «Великое чудо в небе...», изданный в Лондоне.
«Великое чудо в небе: описание недавних видений с удивительным шумом битвы и сражения, увиденных в Эджхилле, что близ Кайнтона в Нортгемптоншире. Удостоверено подписями Уильяма Вуда, эсквайра и мирового судьи в упомянутом графстве, проповедника Слова Божьего в Кайнтоне Сэмюэля Маршалла и других надежных людей».
1642 год на титульном листе – не опечатка: в то время Англия жила по старому стилю и начинала отсчет нового года с 25 марта. 1 января считали началом нового года только одни католики, вместе с остальным католическим миром перейдя на григорианский календарь. В памфлете говорится:
Эджхилл, находящийся у самой границы Уорвикшира, неподалеку от Кайнтона в Нортгемптоншире – место, как видно из дальнейшего, предназначенное судьбой для гражданских войн и сражений. Король Иоанн там сражался со своими баронами, и там же произошел кровавый конфликт в защиту законов и свободы королевства между Его Величеством и силами Парламента. На Эджхилле, в том месте, где произошло сражение, с тех пор и по сей день появляются странные и удивительные видения двух враждующих и противоборствующих армий, о чем я здесь расскажу. Это засвидетельствовано самыми авторитетными людьми в тех краях, такими как Уильям Вуд, эсквайр, священник Сэмюэль Маршалл и другими.
В субботу, которая пришлась на Рождество, как будто Спаситель мира, умерший, чтобы искупить человечество, был разгневан, что здесь пролилось столько христианской крови, и поэтому позволил адским армиям появиться там, где телесные армии пролили столько крови, между двенадцатью и часом ночи некоторые пастухи и другие сельские жители и путешественники услышали вдали звук барабанов и предсмертные стоны солдат. Они были потрясены и в изумлении стояли неподвижно, пока, судя по шуму, войска не приблизились. Сильно испугавшись, они решили уйти как можно быстрее, но вдруг, пока они пребывали в таких размышлениях, в воздухе появились те же бесплотные солдаты, что издавали эти звуки. Раздался сигнал, призывающий сразиться не на жизнь, а на смерть. Одна из армий, которая дала первый залп, была в королевских цветах, другая – в парламентских. Армии сошлись в бою; войска короля, казалось бы, сначала одержали верх, но затем были разгромлены.
Страшный бой продолжался до двух или трех часов ночи, не ослабевая. Лязг оружия, грохот пушек, крики солдат так поразили и испугали несчастных, что они не верили своим глазам. Они не смели бежать, опасаясь, что станут добычей адских воинов; в ужасе и страхе они наблюдали за сражением до самого конца. В конце концов оно завершилось: после трехчасового боя армия, носившая цвета короля, отступила или, скорее, обратилась в бегство. Другие, оказавшись как бы хозяевами поля, оставались некоторое время, торжествуя и выражая все признаки радости и победы, а затем исчезли со всеми своими трубами, барабанами, орудиями и солдатами.
Бедняги, обрадованные уходом тех, кто так долго продержал их там против их воли, поспешили в Кайнтон и обратились к мистеру Вуду, мировому судье, который позвал своего соседа, мистера Маршалла, священника. Они рассказали им все это и заверили под присягой, что это правда. Если бы не знали, что некоторые из них были честными людьми, им вряд ли бы поверили, и предположили, что эти люди были либо сумасшедшими, либо пьяными. Отложив свои суждения до следующей ночи, примерно в то же время они отправились на место с теми же очевидцами и всеми выдающимися жителями этого и соседних приходов. Примерно через полчаса после их прибытия в воскресенье, в ночь Рождества, в той же бурной воинственной манере появились те же две враждующие армии, сражающиеся с такой же злобой и яростью, как и раньше. Вышеупомянутые джентльмены и все зрители, сильно напуганные ужасными видениями, разошлись по домам, умоляя Бога защитить их от адских и чудовищных врагов.
На следующую ночь они не появились, не было их и всю ту неделю. Местные жители надеялись, что они ушли навсегда, но в следующую субботу вечером, в том же месте и в тот же час, их снова увидели. Сражение было еще более ожесточенным и продолжалось таким же образом в течение четырех часов или около того. Затем армии исчезли, появившись снова в воскресенье вечером и совершив те же действия вражды и кровопролития, из-за чего г-н Вуд и другие, чья вера, как видно, была недостаточно сильна, чтобы противостоять видениям, оставили дома в тех местах и удалились в другие, более безопасные жилища, а г-н Маршалл и некоторые другие остались.
В следующую субботу и воскресенье удивительные зрелища снова повторились, как раньше. Слух об этом дошел до Его Величества в Оксфорде, и король немедленно отправил туда полковника Льюиса Кирка, капитана Дадли, капитана Уэйнмана и еще трех знатных джентльменов, чтобы они ознакомились с упомянутым делом. Услышав из первых уст рассказы мистера Маршалла и других, они остались там до вечера субботы, в который они слышали и видели вышеупомянутые чудеса, как и в воскресенье. Они узнали в лицо некоторых привидений или бесплотных духов, в том числе сэра Эдмунда Варни и других, которые там пали, о чем под присягой дали показания Его Величеству. Что это означает, одному Богу известно, а время, возможно, покажет; но, несомненно, это знак Его гнева против этой страны за гражданскую войну, которую Он в свое время закончит и пошлет мир между Его Величеством и Парламентом.
При дословном цитировании версия о хрономираже рушится сразу же, потому что видения не повторяли настоящую битву при Эджхилле. Там ни одна из враждующих армий не добилась решительной победы. Сперва успех сопутствовал королевской армии. Кавалерия под командованием принца Руперта обратила в бегство один из флангов «круглоголовых» (так называли сторонников парламента за их короткую стрижку) и, продолжая закреплять успех, ворвалась в Кайнтон, захватив обоз. Тем временем оставшаяся на поле битвы парламентская пехота, используя подавляющий перевес в артиллерии, пошла в наступление. Одиннадцать из тринадцати штандартов роялистов пали. Сражение докатилось почти до самого Карла I. Его знаменосец погиб, знамя было захвачено. Тяжело раненый главнокомандующий королевских войск лорд Линдси попал в плен и вскоре скончался.
Кавалерия принца Руперта, вернувшись на поле боя, смогла предотвратить полный разгром, но не переломить ход сражения. Наступившая темнота заставила прекратить битву, а на следующий день обескровленные, измученные войска разошлись по зимним квартирам. Обе стороны считали, что победили, но современные историки придерживаются мнения, что сражение при Эджхилле никому не дало преимущества.
Реконструкция битвы при Эджхилле, проведенная в 1985 году с участием 4000 человек (в настоящем сражении принимало участие около 30000 человек). Участники так увлеклись, что более 100 человек попали в больницы.
Памфлет, повествующий о событиях на землях, тогда принадлежавших королю и его армии, почему-то напечатали в Лондоне – цитадели Парламента. Мы могли бы заподозрить в нем пропаганду одной из воюющих сторон, в изобилии печатаемую в те годы, но в тексте нет характерных черт такого рода поделок.
Второй памфлет о событиях близ Эджхилла был напечатан без указания даты, но на нем кто-то пометил от руки: «27 января 1642» (то есть 1643 по новому стилю). Нет никаких сомнений, что над ним работал католик – только для него события 1 января могли считаться «новогодним чудом».
Титульный лист памфлета «Новогоднее чудо...».
Если верить первому памфлету, описываемые в нем события произошли в субботу перед Рождеством, 24 декабря 1642 г. старого стиля, и в Рождество, 25 декабря, а затем через неделю – 31 декабря 1642 и в воскресенье 1 января 1642/3 года. Посланники короля увидели призрачную битву 7 и 8 января 1642/3 г. Второй памфлет называет совсем другие даты. Более того, события в нем решительным образом отличаются от первой версии:
Поразительные видения начались, по словам очевидцев, первого января между тремя и четырьмя часами пополудни, когда трое крестьян, находясь в дороге, увидели нечто вроде несущейся на них со всей скоростью кавалерии. Крестьяне остановились, опасаясь за свою жизнь, но кавалерия, приблизившись к ним, внезапно провалилась сквозь землю, что привело их в еще больший страх и изумление, чем при первом приближении. Увидев пастухов, присматривающих за скотом в полях, они подъехали к ним и узнали, что те тоже это видели. Получив подтверждение увиденному ими от пастухов, крестьяне так испугались, что решили в ту ночь ехать не дальше Кайнтона, где, радуясь человеческому общению, составили друг другу компанию.
Остановившись там на ночь, они начали рассказывать об этом горожанам, и их слова подтвердили пастухи, живущие в городе. Известие о случившемся быстро распространилось, но в это мало кто или никто не поверил.
Утром крестьяне уехали, и хотя все жители города слышали о случившемся, они не придали этому значения. До четвертого января больше ничего не было слышно и видно, и несчастные пастухи стали объектом еще больших насмешек. Четвертого января многие горожане отправились к пастухам, пасущим стада, спрашивая бедолаг, когда же они услышат от них новые байки. Но день прошел, и все жители города отдыхали в своих постелях. Примерно в середине ночи они смогли лично убедиться в том, что казалось им смехотворным. Ибо послышались долгие и горькие стоны умирающих людей, взывающих о возмездии и о том, чтобы их добили, облегчив страдания; это разбудило многих в городе и заставило их трепетать в постелях. Страх усилился, когда раздались звуки барабанов и труб, как будто в город вошел враг, чтобы подвергнуть их жестокой казни и разграбить все их владения. Некоторые спрятались по углам, другие лежали, закрыв головы и уши, потея и едва не задохнувшись в постелях, а те, кто посмелее, смотрели в окна. Там они увидели вооруженных всадников, которые скакали друг за другом и потом исчезли. У многих женщин от страха были выкидыши, и самые суровые мужчины не могли отрицать, что в ту ночь боялись смерти.
На следующую ночь горожане установили сильную стражу повсюду, соседние города прислали им подмогу, перекрестки и все другие места тщательно охранялись, и ни женщины, ни дети, которые могли [выйти], не находились дома или в кроватях. Они ожидали, и около двенадцати часов снова затрубили трубы, подавая сигнал к бою, и явились конные и пешие призраки, встав в боевой строй – пешие против пеших и конные против конных, стреляя друг в друга из мушкетов, петриналей и карабинов, падая на землю с той и другой стороны, и артиллерия вела огонь. Все было видно так отчетливо, словно там шло настоящее сражение. Так продолжалось всю ночь, но с наступлением дня они, как и прежде, в мгновение ока исчезли.
C тех пор больше не видели того, что заставило [некоторых] жителей Кайнтона покинуть город и искать новое место для проживания. Некоторые ученые мужи предположили, что могут быть еще найдены непохороненные тела; предприняли тщательные поиски, и так и оказалось. Пусть Бог по своей милости прекратит эти войны и благословит нашу землю миром.
Священник из Кайнтона г-н Маршалл отправился в Оксфорд к королю и поведал о видениях вышеупомянутых призраков. Король отправил в Эджхилл полковника Льюиса Кирка, капитанов Дадли, Уэйнмана и еще трех достойных джентльменов, которые слышали печальное, страшное и ужасное явление, о котором г-н Маршалл поведал Его Величеству, и уехали, донельзя испуганные и пораженные, увидев призраки убитых там людей, таких как сэр Эдмунд Варни и многие другие.
4 января по старому стилю приходится на среду, что явно нарушает указанную в предыдущем памфлете традицию призраков являться в субботу и воскресенье. По новому же стилю 4 января – это воскресенье, но тогда из схемы выпадает 1 января (четверг). Непонятно даже, где были призраки – в воздухе или на земле.
Кайнтон находился опасно близко к месту сражения.
Во втором памфлете тоже нет следов пропаганды, ни религиозной, ни политической. Наивный автор в конце надеется, что король с Божьей помощью устранит дурных советчиков и покончит с войной.
Две разных версии не могут одновременно быть правильными. Как минимум одна из них, а то и обе сразу, неверны.
Битва призраков над Эджхиллом. Гравюра XIX века.
Так что же произошло на поле в Эджхилле или в Кайнтоне? Возможно, речь идет о массовом психозе среди людей, пострадавших от военных действий. Через Кайнтон дважды проходили враждующие армии, и у горожан были все основания ожидать худшего в нелегкие времена. То, что содержится в обеих памфлетах, могло быть искаженным слухом из-за линии фронта, приукрашенным авторами. Или правды в них не больше, чем в памфлете про ангела, отсекшего огненным мечом голову роялисту за попытку изнасилования. Нужно осторожно пользоваться историческими материалами неизвестной достоверности, и тем более не стоит основывать на них далеко идущие теории.