Михаил Герштейн
Михаил Герштейн
действительный член Русского географического общества, уфолог
E-mail: ufo_miger@mail.ru

Падающие шляпы и «играние Солнца»

О том, как фольклорные исследования помогают понять непознанное

В трудах Жака Валле не раз упоминается необычная история, когда люди видели, как с неба падают светящиеся шляпы. Он нигде не говорит прямо, что это НЛО, но читатели тут же сами проводят нужные параллели. Есть она и в многострадальной книге «Чудеса в небе» (случай 205). История взята им из бестселлера Пьера Боэстюо «Histoires Prodigieuses», точнее из его продолжений, написанных другими авторами в конце XVI века. В издании 1594 г. она находится в книге IV на страницах 611–615.

1-Histoires-prodigieuses.jpg

Титульный лист издания 1594 года.

Поскольку Валле извлек оттуда только самый эффектный фрагмент, скрыв, что было до и после, давайте прочтем все как есть. То, что имеется у Жака Валле, выделено курсивом. Заметим также, что перевод этого отрывка на английский у него тоже не очень точен: слово «reverberations» («отражения») он сначала просто оставлял без перевода, а в книге «Чудеса в небе» перевел как «световые эффекты».

5 декабря 1577 г. около 7 часов утра в городе Альторф и его окрестностях, в германском графстве Вюртемберг, в одной лиге [4,8 км] от города Тюбинген увидели, что восходящее солнце появилось не в своей естественной яркости и великолепии, а сплошь желтоватого цвета, как иногда бывает полная луна, и напоминало большую круглую бочку, блестящую так слабо, что не ослепляло, а могло свободно созерцаться. Вскоре вокруг него стало совсем темно, как при затмении, и солнце стало красным, как кровь, так что мы не могли сказать, воистину ли это солнце. В этот момент мы увидели два солнца, красное и желтое, которые сталкивались, и одно как бы сменяло другое, как это можно наблюдать во время затмения.
Так продолжалось некоторое время, пока другое солнце не исчезло, после чего мы могли видеть только первое тусклое желтое солнце. Вскоре после этого появилось маленькое черное облако в форме шара или большой тарелки, которое устремилось прямо к солнцу и закрыло его центр, так что мы могли видеть только большой желтый круг. В то время как центр Солнца был закрыт таким образом, появилось еще одно маленькое продолговатое черное облако. Оно боролось с солнцем, и эти облака несколько раз покрывали друг друга, пока солнце в конце концов не вернуло себе вышеупомянутый желтоватый цвет.
Чуть позже появилось облако длиной с руку, идущее со стороны заката, которое остановилось около середины солнца. Из его черноты вышло большое количество людей, одетых в черное и вооруженных, как воины, пешком и на конях, марширующих строем, которые весьма красиво проследовали через солнце на восток; за этим отрядом следовал высокий и сильный мужчина, который был намного выше других.
После того, как это войско прошло, солнце немного прояснилось, но не восстановило своей естественной яркости и почти в тот же миг залилось кровью, так что не только небо, но и вся земля стали красными. Время от времени кровавые облака выходили из солнца, проходили над ним и шли на восток, как прежде делали вооруженные люди.
Вокруг солнца появилось множество темных облаков, какие бывают во время сильной грозы; вскоре от него отделились еще облака – огненные, кроваво-красные и желтые как шафран. От этих облаков отразился свет, напоминающий большие, высокие и широкие шляпы, озарив всю землю желтым и кроваво-красным. Казалось, что она была покрыта этими шляпами, большими и широкими, переливающимися разными цветами: красным, синим, зеленым, а больше всего – черным.
Потом облака спустились, как туман, и казалось, что кровавый дождь пролился не только на небо, но и на всю землю, и на одежду людей, и все, что мы видели, казалось кровавым и желтоватым.
Так продолжалось достаточно долго, пока солнце с большим трудом не вернуло естественную яркость, потому что оно еще оставалось немного голубым и желтым, до тех пор, пока в десять часов утра не стало выглядеть как обычно, и настал прекрасный ясный день.

Составитель книги перевел все дословно из немецкой листовки «Schrockliche Newe Zeitung... zu Alttorff inn dem Land Wurtenberg ist gesehen worden», напечатанной в Страсбурге в 1578 году. Дословность эта такова, что в прологе к вышеприведенному тексту сохранилось выражение «в прошлом году», утратившее смысл более 20 лет спустя. Один сохранившийся экземпляр имеется в коллекции «Wickiana». Художник, который, конечно, не был очевидцем, попытался изобразить явление на раскрашенной гравюре. Хотя основной акцент был сделан на изображении солдат в небе, падение шляп тоже представлено вполне наглядно.

2-Wickiana-1578.jpg

Гравюра из страсбургской листовки 1578 года («Wickiana»).

Речь, конечно, тут идет не об НЛО и не про северные сияния, которые тогда нередко воспринимали как сражающиеся в небе войска. Загадочное явление в Альторфе явно имело оптическую природу, в чем-то родственную «солнечным пузырям», поскольку тоже связано с ослаблением солнечного света, изменением его цвета и наблюдением на восходе сквозь более плотный слой атмосферы.

Также по теме
Красочная старинная гравюра, запечатлевшая некие объекты в небе над германским городом Нюрнберг, десятки раз перепечатывалась в книгах уфологов и любителей истории. Увы, листовка печатника Ганса Глазера и ее текст так и не стали предметом серьезного изучения. Одним не хватило познаний в старонемецком, другие не стали вписывать ее в исторический контекст, искать аналоги или сопоставлять с невероятно изобильной литературой тех лет о «знамениях», третьи не знают о явлениях, способных дать ключ к разгадке.

Точно такие же, хотя и не столь масштабные явления прекрасно известны в русском и славянском фольклоре под названием «солнце играет». Десятки народов верят, что в дни весенних и летних религиозных праздников (Пасха, Петров день, Иван Купала и т. д.) солнце, поднимаясь над горизонтом, начинает «играть» – менять цвет, форму, свое положение на небе, испускать разноцветные отражения, дробиться на части и снова сливаться. Эта вера возникла не на пустом месте, а была основана на реальных наблюдениях. Среди очевидцев оказалась и журналистка «Комсомольской правды».

Когда-то моя соседка – старенькая бабушка – говорила, что на Пасху «солнышко играет» и рассказывала совершенно неправдоподобные вещи. Мне, тогда еще школьнице, проще было поверить в инопланетный десант, чем в ее рассказы. Между тем, в свое время я убедилась, что каждое слово набожной старушки – правда.
Первый раз увидеть чудо довелось по заданию редакции – было поручено еще до рассвета посетить храм, чтобы потом написать репортаж о православных традициях. Постояла, немного посмотрела, послушала и пошла домой. Перед сном решила выпить чашечку чая на балконе. Тут как раз из-за горизонта появились первые лучи. Но только солнце поднялось сантиметров на 10, слепящий диск будто кто-то закрыл черным бумажным кружком. Звезда с этим мириться не пожелала: с бешеной скоростью стала крутиться вокруг своей оси, выскакивая при этом из-за кружка в разные стороны, прямо-таки колеся по небу. При этом от солнца по кругу, в приличном радиусе, разлетались разноцветные искры, будто его «обрабатывали» на токарном станке. «Озоровало» светило недолго, от силы минут семь. Потом кружок исчез, и солнце величественно поползло на небосвод.
На следующую Пасху чудо снова повторилось: едва начиная выкатываться, солнце прикрылось темным диском. Только на этот раз светило не вращалось, а хаотично скакало в разные стороны, отбрасывая уже не искры, а разноцветные облака. Каждый раз, когда в бешеной пляске святого Витта солнце бросалось то в одну, то в другую сторону, от него отскакивали розовые, голубые, желтые, зеленые, фиолетовые – всех цветов радуги – облака, раскрашивая небо в самый фантастический цвет. В обоих случаях явления начинались сразу после восхода солнца и продолжались всего 5–7 минут. («КП в Самаре», 13 апреля 2012 г.).

Еще один пример мы возьмем в дневнике художницы Любови Шапориной, который она писала с риском для жизни. В пасхальное утро 12 апреля 1953 г. солнце начало «играть», словно радуясь вместе с христианами недавнему избавлению от самого страшного изверга и тирана в советской истории.

Солнце играет! Первый раз в жизни я видела это явление! Было пасмурно, солнце еще невысоко поднялось над крышами. Оно ежеминутно меняло цвет, этот цвет вился в нем, один оттенок переходил, кружась, в другой – то ярко-желтый, то розовый, малиновый, голубой. От солнца отделялись другие солнца ярко-желтого лимонного цвета с лучами и затем исчезали. Я насчитала три. Само солнце было в темном обрамлении облака, и потому особенно ярко светилась эта игра цветов. Я подумала: не круги ли у меня перед глазами? Нет, все их видели. По мере того как солнце поднималось, это свечение исчезало и исчезло совсем, но длилось довольно долго, минут 15–20. (Шапорина Л. Дневник. Том 2. М., 2011, с. 230).

Исходящие от солнца разноцветные отражения могут казаться доходящими до самой земли и даже окрашивать ее. Одно из писем, описывающих этот аспект «играния», я получил, когда работал в газете «Аномалия». Виктор Михайлов из Пензы увидел необычное явление в Пасху 6 мая 1945 г. или 21 апреля 1946 года.

Михаил, пользуясь случаем, хочу попросить вас объяснить одно давнее явление, оставшееся у меня в памяти на всю жизнь. Наблюдал я его в пяти-шестилетнем возрасте или в последний год Великой Отечественной войны, или сразу после ее окончания.
Мы проживали тогда в 15 км от Пензы. На следующий день – Пасха. Попросил маму, или она предложила разбудить меня завтра перед восходом солнца, так как я слышал, что на Пасху солнце «играет». Наблюдательный пункт был за сараями, от которых на восток простиралось картофельное поле. Когда я пришел, здесь уже стояло человек пять взрослых и мой друг Юрка. Небо было чистое, ясное. Из-за железной дороги появились первые лучи солнца. Все было нормально, но когда обнажился край солнца, вдруг от него протянулись длинные разноцветные лучи, по которым покатились эллипсом разноцветные воздушные «яйца». Они докатывались почти до земли и до нас, с приближением увеличиваясь, и исчезали на глазах. Мы с Юркой восторженно бегали, крича: «вот, здесь упало».
Запомнилось, что в это время проходил поезд и густым дымом из трубы закрыл солнце. Все сразу пропало, хотя мы надеялись, что при закрытом солнце разноцветные лучи все равно должны быть видны. Как только дым прошел и вновь засияло солнце, явление снова продолжилось. Окончилось оно только тогда, когда солнце оторвалось от горизонта (для нас – от насыпи железной дороги).

Эти «разноцветные яйца» явно имели то же происхождение, что и «шляпы», которые исходили от солнца в Альторфе. Еще тогда, почти четверть века тому назад, я не замедлил им дать объяснение без всякой мистики, но с ним ознакомлю вас чуть позже.

Упоминают про «игру солнца» Михаил Чулков (Абевега русских суеверий. М., 1786, с. 294), И. Сахаров (Сказания русского народа. Т. 2. Кн. 7. СПб, 1849, с. 41–42), В. Броневский (Путешествие от Триеста до С.-Петербурга. Ч. II. М., 1828, с. 375) и десятки других авторов XVIII–XX в., включая профессиональных этнографов. Почти все они считают, что очевидцы «игры» наблюдали реальное оптическое явление. Единственное исключение я нашел в статье Виктора Петрова «Мітологема «сонця» в укр. нар. віруваннях та візантійсько-гелліністичний культурний цикл» (Етнографічний вісник. Кн. 4. Киев, 1927, с. 88–119). Ее автор приписывает «игру» разыгравшемуся воображению зрителей, которые часто заранее готовились к видению – молились, постились и каялись, особо упирая на поверья о том, что ее могут видеть не все, а только «чистые и праведные». Интересно, что такое же объяснение мы находим в проповеди священника Симеона Полоцкого (1629–1680), посвященной борьбе с суевериями. Первое ее издание вышло в 1683 году в сборнике «Вечеря душевная».

В тот день [то есть на Ивана Купала] некии невежды столь безумствуют, что и о великом светиле небесном – солнце хранят такое суеверие: проводят они ночь всю без сна, стерегут восход солнца, а когда увидят его, то басни слагают о том, что солнце играет и скачет с места на место и в различные цвета окрашивается. Ох, безумие! Ох, суеверие! Откуда взяли они, что солнце играет? В писаниях священных этого не сказано, в преданиях отцов святых этого не принято, философы и астрономы этого не знают, а невежды и слышат друг от друга и своими глазами видят! Что же они видят? Воистину вот что: когда пьян бывает человек, то он видит, будто все вокруг него вращается колесообразно. От давления пара, поднявшегося в голову его из-за питья неумеренного, видит он это, хотя все стоит неподвижно. И как одна вещь двоится и троится в глазах у пьяного, а не сама по себе, так кажется тому солнцезрителю. Когда слишком пристально присмотришься к солнцу, то от великого действия его лучей зрение повреждается, ибо излишнее чувствование вредит восприятию. И из-за этого кажется, что солнце изменяется и скачет, а на самом деле оно и не скачет и не изменяется. К тому же может и демон обмана ради и для обращения других к суеверию за такое суеверие сотворить изменения в очах этих людей или в воздухе, но не в солнце, оно всегда постоянно, всегда неизменно, как жених, выходящий из чертога своего. (Цит. по: Черторицкая Т. Красноречие Древней Руси. М., 1987, с. 383).

Практика показала, что это не так и атеисты видят «игру солнца» точно так же, как и верующие, причем не только в праздники, но и в другие дни, когда никто заранее не ожидает чего-то необычного. Ее можно наблюдать не только во время восхода, но и на закате солнца, как это произошло, например, 6 июля 1974 г. в полесской деревне Спорово.

Вчора я бачыла, на заходи я бачыла, бо рано була ж хмара, сонца ны выдно було, оно грало, али нихто ны вйдив, а вжэ на заходи прояснылося було и нызэнько прояснылось и коб минут дэсать, а потым закрылось всё. Я вот выйшла з дому, от тут, я сюды повырнулась, дывлюсь: сонцэ такэе все вышло и начало от такымы, такымы лёнтамы, лёнтамы, а потым такымы хорошымы крыжкамы, начало зразу лёнтамы, а потом такымы крыжкамы усякымы – и сыни, и зэлены, и серёневы, и чырвоны – всякыи кружкы, всякы; так думаю, не, гэто, муть, кажуть, баба дурная; я бачу гэты дйвочкы, от, кажу, дивчата, вот, вйдьтэ, оны й побачылы вси; там стояв Васыль – бачыш, кажу, грае сонцэ, ну й побачылы, я многум показала... Старый люды казалы, што гэто од Господа, од Бога... чы гэто такэе положэнье, чы прырода, я ны знаю. (Рассказ К. С. Прокурат, записан 7 июля 1974 г. Цит. по: Толстая С. Полесский народный календарь. М., 2005, с. 414–415).

В этнографических трудах есть упоминания, что про «игру солнца» знают не только на славянских землях, но и в Германии, Франции, Исландии и других странах, не связанных с ними единым происхождением и общими традициями. Уильям Корлисс в справочнике «Rare halos, mirages, anomalous rainbows» (1984) выделил целый раздел, посвященный необычным явлениям на закате и восходе солнца. Есть там и примеры аномального окрашивания земли, и странные лучи, и «калейдоскопические» отражения солнца. Корлисс первым заметил, что они отчасти напоминают «солнечные пузыри». Скорее всего, оба явления возникают при похожих атмосферных условиях.

Также по теме
В последние годы появляется все больше и больше работ, посвященных новой, нарождающейся науке – архео- или этноастрономии. Наибольший интерес для нас, кроме отечественных, представляют материалы из сопредельных стран, главным образом из России, Прибалтики и Польши. Стоит отметить, что, пожалуй, наиболее взвешенные публикации по этой тематике появляются у наших западных соседей. Сегодня мы представляем перевод статьи Йонаса Вайшкунаса, известного исследователя культуры белорусско-литовского пограничья.

Единственное научное объяснение «играния солнца» было выдвинуто астрономом Д. О. Святским в начале прошлого века. На него ссылался и я, когда отвечал на письмо Виктора Еремеевича в газету «Аномалия».

«Играние солнца» – это оптическое явление, наложение друг на друга нескольких эффектов. Во-первых, солнце находилось низко над землей, у самого горизонта, когда его лучи должны пройти самый длинный путь через атмосферу. Большая часть желтого, оранжевого и фиолетового цветов поглощаются водяными парами и рассеиваются в атмосфере, так что до очевидцев в основном доходят зелено-голубые и красные лучи.
Во-вторых, дело происходило ранней весной, когда погода способствует образованию температурных инверсий. Этими словами называют ситуацию, когда воздух значительно теплее земли: чем дальше от холодящей почвы, тем выше температура воздуха. Во время инверсий лучи света могут испытывать самые фантастические искажения. Мы можем видеть удивительные изображения, прямые и перевернутые, изменяющиеся каждую минуту в зависимости от расстояния наблюдателя от предмета и распределения температуры в атмосфере. В данном случае предметом, претерпевшим искажения и переотражения, было само солнце и его лучи.
Виденные вами «яйца» есть не что иное, как «побочные» изображения солнца, окрашенные в характерные цвета спектра и движущиеся из-за изменения высоты солнца над горизонтом, прогрева атмосферы и собственных перемещений, а также незаметных движений глаз (так называемого автокинеза). Вытянутость изображений зависит от угла зрения (чем дальше от источника, т. е. самого солнца, тем более вытягивается «яйцо»). То, что это именно так, доказывает невольный «опыт» с преградой, вставшей на пути солнечных лучей: как только источник света и изображений был закрыт дымом, явление сразу же прекратилось.
Не стоит забывать и о эффекте «послеобраза» в сетчатке глаза. Если посмотреть на нить накаливания в лампочке и отвести взгляд, ее образ будет еще некоторое время сиять в поле зрения, после чего потускнеет и пропадет. Обратите внимание, что цвет «послеобраза» отличается от цвета горящей нити. То же самое происходит и при рассматривании яркого восходящего солнца и его лучей. Похоже, что этот эффект в вашем случае сыграл немаловажную роль.
Известный астроном Д. Святский еще до войны опубликовал статью «Народное наблюдение «играния солнца» («Мироведение», 1928, № 3, с. 169–170). Приводимые в ней факты показывают, что этот феномен чрезвычайно разнообразен:
«Самое играние характеризуется народом, с одной стороны, как быстрое изменение положения солнца при его восходе толчками с возвращением к прежнему положению («радуется», «играет», «купается», «то спрячется, то покажется, то повернется, то вниз уйдет»), с другой стороны, как искажение солнечного диска при восходе («раздробляется», «двоится») и, наконец, как изменение окраски светила из одного цвета в другой – «то блеснет голубым, то розовым», «играет всякими цветами: и голубым, и зеленым, и всякими», «колыбается разными-разными огнями: и зелеными, и красными, и желтыми, и разными», «то станет зеленым, то синим, то красным».
Такое разнообразие не удивительно, поскольку атмосферные условия и степень преломления лучей в разных местах и в разное время не могут быть одинаковыми. Тем не менее «типовые» черты феномена налицо, что позволило Святскому написать следующие строки: «Все данные показывают, что мы имеем дело с реальными наблюдениями народа, а не с расстроенным воображением, которое могло бы разнообразиться до бесконечности. Теперь еще больше, чем раньше, понятна реальность народных наблюдений, так как все рассказы легко объясняются фактами, известными в атмосферной оптике». О том, что это за факты, я уже говорил.

Вооруженных людей в небе над Альторфом, конечно, объяснить труднее. Возможно, они просто померещились в клубящихся черных облаках, принимающих разные очертания. Не стоит забывать, что людям пришлось смотреть на солнце, утратившее часть яркости, но по-прежнему способное негативно воздействовать на сетчатку. А может, оптические эффекты сочетались с необычным миражом, отразившим действительно проходившие где-то войска во главе с рослым командиром.

Без фольклорных записей разрозненные материалы по явлениям на восходе или при закате солнца так и остались бы набором не связанных друг с другом чудес, и только обилие свидетельств из разных концов мира помогло установить их глобальный характер, типичные черты и варианты проявлений. К сожалению, многие аномалии выпадают из поля зрения тех, кто записывает фольклор, или этнографы попросту не осознают их значение. На стыке между фольклором и аномалистикой возможны самые удивительные открытия, способные пролить свет на многие тайны нашей планеты.


21.08.2023
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Господь – скала моя. Самыми первыми божествами человечества были метеориты?
Аналитика 1
Господь – скала моя. Самыми первыми божествами человечества были метеориты?
В 1938 году, когда всемирное внимание к нацистскому режиму Гитлера вызывала его отвратительная деятельность в Европе, члены печально известных формирований СС совершили экспедицию в далекую страну. Возглавляемая выдающимся зоологом Эрнстом Шефером, исследовательская группа под эгидой Аненербе (Общества по изучению наследия предков) отправилась в Тибет, который в те годы признавался некоторыми людьми местом происхождения арийской расы.
«Папирус Тулли»: анатомия мистификации
Мистификации 1
«Папирус Тулли»: анатомия мистификации
Везде, где заходит разговор про пришельцев в далекой древности, обычно ссылаются на «папирус Тулли» – запись о необычных явлениях в небе, сделанную писцами Тутмоса III более трех тысячелетий тому назад. Этот текст впервые опубликовал итальянский египтолог принц Борис де Рашевильц, автор книг по искусству Древнего Египта, которые не потеряли своего значения и в наши дни.