Михаил Герштейн
Михаил Герштейн
действительный член Русского географического общества, уфолог
E-mail: ufo_miger@mail.ru

Небо как плакат

Политические «знамения» и религиозные войны в Германии XVI века

В 1549 году на свет появился один из самых удивительных памфлетов, посвященных небесным явлениям. Содержательная часть брошюры «Знамение в небе, недавно увиденное близ Брауншвейга...» была написана суперинтендентом (епископом) Николасом Медлером, другом одного из вождей протестантов Филиппа Меланхтона.

1-Zeychen-am-Himmel.jpg

Брошюра Николаса Медлера «Zeychen am himmel bey Braunschwig newlich gesehen...» (Магдебург, 1549). Внизу – цитата из Лк. 21:28 («Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше»).

В ней говорилось, что трое «благородных и благочестивых» купцов из Брауншвейга торговали в Антверпене, но захотели вернуться домой к Пятидесятнице, чтобы послушать евангельскую проповедь в святой день. Действительно, в католическом Антверпене это было невозможно сделать. Они ехали до полуночи, потому что боялись пропустить проповедь, и даже во время пути обсуждали Слово Божие, размышляли о значении Пятидесятницы и пели «Veni Sancte Spiritus» («Приди, Дух Святой»). Эта деталь подчеркивает, что они не бежали из Антверпена ночью, обманув тамошних граждан, и не были пьяны.

По дороге между Целле и Брауншвейгом они увидели сначала яркий ореол вокруг луны, а затем три луны на небе. Одна луна сияла ярко, а две другие были довольно темными. Затем появился большой, огненный лев, а за ним «орел с двумя головами, одна голова темная, а другая хорошо видна». Орел клевал себя в грудь «как пеликан». Затем была видна большая, чудесная картина сидящего тогда в тюрьме курфюрста Иоганна Фридриха. Также появился образ Адама и Евы, на которых Бог возлагал руки. После этой странной череды видений в небе появилось много животных, в том числе верблюд, который был хорошо виден, видения толп людей, городов и замков. Наконец, явился Христос на кресте между двумя распятыми разбойниками. Завершилось все видением большого, свирепого мужчины, который обеими руками поднял длинный меч, как бы для удара, и девушки, которая горько плакала, молилась и воздевала руки.

2-AWZB.jpg

Это же знамение в «Аугсбургской книге чудес». Надпись гласит: «В 1549 году в канун святой Троицы многие люди видели это явление ночью на пустоши между Кельном и Брауншвейгом, неподалеку от фермы Ахофф, и длилось оно очень долго».

Двое купцов первыми увидели видения и разбудили третьего. Проснувшись, третий увидел в небе верблюда и сильно испугался. В повозке был мальчик-слуга, но его почему-то оставили спать. Трое купцов были потрясены и, поверив, что Судный день наконец настал, упали на колени, усердно молясь Богу, чтобы он не наказал сурово Брауншвейг. Они решили, что по приезде в Брауншвейг будут предупреждать людей и увещевать их покаяться. Вскоре они подъехали к городу, но было еще рано, и стража отказалась открыть ворота. От волнения и страха, что Суд Божий начнется тотчас же, купцы не могли дождаться рассвета и стучали в двери домов за стеной, будили жителей, призывая их к молитве и покаянию.

3-Prodigiorum_ac_ostentorum_chronicon.jpg

Фазы знамения в книге Ликостенеса («Prodigiorum ac ostentorum chronicon», 1557).

Новость быстро облетела весь Брауншвейг, и Николас Медлер, как епископ, начал расследование. Поговорив с двумя свидетелями небесного видения, он подтвердил, что они психически здоровы и не имеют ни малейшего признака меланхолии, а значит, знамение не было «продуктом дисбаланса жидкостей в организме». Медлер также получил известие о том, что в ту же ночь житель Лейпцига по имени Андреас стал свидетелем «ужасного видения» в небе по дороге между Брауншвейгом и Любеком. «На кресте висел человек, не похожий на образ Христа, потому что у него была седая борода», и затем его голова была срублена мечом. Кроме этого, наблюдались два ангела и «многое другое». В заключение Медлер заявляет, что может написать только одно: это милостивое предостережение Господа о Его Страшном Суде и призыв обратиться к Христу.

Пожалуй, не менее удивительным, чем само явление, был тот факт, что предисловие к брошюре написал Маттиас Флациус Иллирийский, непримиримый оппонент Меланхтона и вождь «истинных лютеран». Ни до, ни после он ни разу не касался тематики чудес в небесах, предпочитая заниматься религиозными вопросами. Типография Магдебурга, города, который стал центром активности Флациуса и «истинных лютеран», выпустила как минимум четыре версии этой брошюры в расчете на широкое распространение по всей Германии. Магдебург, не поддержавший заключенное в Аугсбурге соглашение между католиками и протестантами (интерим), активно готовился к осаде, и подобная трата сил могла обозначать только то, что в тексте брошюры есть скрытое пропагандистское содержание.

Тот факт, что купцы увидели на небе курфюрста Иоганна Фридриха Великодушного, возглавившего вооруженное сопротивление протестантов и в тот момент сидящего в тюрьме в ожидании казни, уже выводит брошюру за рамки безобидной литературы. Появление героя протестантов, отказавшегося изменить вере ради свободы, прямо перед видением Господа и Адама с Евой говорило о многом. Тогда еще никто не знал, что суровый приговор заменят на пожизненное заключение в комфортных условиях.

4-Johann-Friedrich.jpg

Портрет Иоганна Фридриха Великодушного (1503–1554), нарисованный художником Лукасом Кранахом-старшим.

Что же могут обозначать другие символы видения? Две темных и одна светлая луна могли быть просто обычным гало с ложными лунами или символизировать трех правителей – одного праведного и двух неправедных. В политической ситуации тех лет светлая луна могла означать Иоганна Фридриха, а темные луны – Вильгельма Баварского и Морица Саксонского, которые заключили договор с императором Карлом V и, таким образом, помогли разгромить войско протестантов на поле боя.

Красный или огненный лев – это геральдический символ Брауншвейга. В видении он мог указывать на участие родного города купцов в грядущих событиях или предостерегал об опасности для горожан. Поскольку Брауншвейг отказался принять интерим, он мог ожидать сурового возмездия от правителя Брауншвейг-Вольфенбюттеля принца Генриха Младшего, убежденного католика, которого вернули к власти после поражения протестантов. (Вопреки опасениям, ничего особо ужасного с городом не случилось. Хорошие укрепления и искусные политические действия помогли Брауншвейгу пережить не только смутное время XVI века, но и ужасы Тридцатилетней войны).

5-Braunschweig.jpg

Герб Брауншвейга.

Еще один совершенно однозначный символ – это двуглавый орел, символ династии Габсбургов и Священной Римской Империи.

6-Holy-Roman-Empire.jpg

Флаг Священной Римской Империи. Двуглавый орел есть и в основании герба Карла V.

Темная и светлая головы орла в видении, вероятно, значили «царство, разделившееся само в себе» (Мф. 12:25), то есть прискорбную вражду между католиками и протестантами. Темная голова клевала орла в грудь «как пеликан». В религиозной символике пеликан – образ милосердия и Христа, поскольку считалось, что птица кормит птенцов собственной кровью, пролитой из груди. Чтобы читатель не вздумал понять все именно так, Флациус сделал здесь на полях брошюры примечание: «verderbet sich selbs», то есть «вредит сам себе». Другими словами, здесь символически говорится, что устроенные Карлом V гонения на протестантов вредят ему самому и всему государству.

Сразу после орла на небе появился образ Иоганна Фридриха Великодушного, взятого в плен Карлом V. Видимо, он символизировал самое неправедное деяние императора против протестантов, навредившее самому Карлу.

Здесь стоит заметить, что сидящего за решеткой курфюрста видели в небе не только близ Брауншвейга. За год до выхода брошюры Николаса Медлера была издана анонимная брошюра «Некоторые зрелища, увиденные в небе над Хольцхаузеном близ Вассербурга... и в Претине 20 июня сего 1548 года заслуживающими доверия людьми».

7-Etliche_gesichte_so_zu_Holtzhausen.jpg

Титульный лист анонимной брошюры «Etliche gesichte sozu Holtzhausen vnther Wasserburg... Und zu Pretin den xx. Junij Diese xlviij Jars...» (1548).

В ней говорилось, что небесный образ курфюрста видели в двух местах. Однажды вечером над Хольцхаузеном появилось густое черное облако и возникло видение человека в черной одежде, за которым следовал рыцарь, тоже в черном одеянии. Затем из облака вышли несколько мужчин, женщина и рыцарь на коне. Один мужчина лежал, и другие пытались его привести в чувство, но он не двигался. Когда подошли еще мужчины и женщины, из густых облаков появился крупный мужчина верхом на свирепом на вид коне. На нем была черная шляпа с пером, и его сопровождали семь человек свиты. Этот человек был похож на «нашего бывшего курфюрста». Очевидцы из крестьян говорили, что знали в лицо Иоганна Фридриха, потому что видели его, работая на стройке в Ингольштадте. После того, как эта группа ушла, появилась армия рыцарей и пехотинцев, за которой следовал верблюд. Позже с юга пришло облако, и появился человек в длинном пальто, похожий на Мартина Лютера. Он поднял руку, в которой держал книгу.

Далее автор рассказывает об еще одном удивительном случае в Претине. Сначала из луны появился красивый олень с большими рогами, за ним два меча – символ курфюрста; затем «был замечен толстый крупный мужчина в черном, похожий на нашего бывшего курфюрста». Как и в Хольцхаузене, за изображением Иоганна Фридриха следовала большая армия солдат, рыцарей и слуг. Свидетелями странных видений, продолжавшихся в течение получаса, были пастор и еще несколько человек.

8-1548-vision-Pretin.jpg

Видение в Претине 20 июня 1548 г. Гравюра из иллюстрированного издания бестселлера Иова Финцеля «Wunderzeichen» (Лейпциг, 1557).

Третья история о видении Иоганна Фридриха в небе была записана Иовом Финцелем и Каспаром Голтвурмом – авторами монументальных трудов о всевозможных знамениях. Таинственный случай произошел в Йене вечером в день святого Иакова 1548 года (вероятно, 15 июля по старому стилю). Около пяти часов вечера солнце вдруг стало кроваво-красным, и возле него был замечен большой коричневый шар. После того, как шар обернулся вокруг светила, на солнце появилась голова бородатого мужчины и повернула лицо к городу. Когда странный шар снова обернулся вокруг солнца, появилась еще одна голова. Через час «еще одно большое видение увидели поверх солнца на востоке, где воистину явилось изображение курфюрста Саксонии, известного и любимого всеми герцога Иоганна Фридриха». После того, как это видение исчезло, появилась голова человека с большим носом.

9-1548-vision-Jena.jpg

«Знамение в солнце» над Йеной. Гравюра из книги Иова Финцеля.

Василий Моннер, юридический советник Иоганна Фридриха и бывший воспитатель двух сыновей своего господина, упоминал, что «многие достойные люди» часто видели образ бывшего курфюрста в небе. Слухи такого рода широко расходились по всей стране, отражая беспокойство за его судьбу.

Образ Господа, благословляющего Адама и Еву, вполне мог символизировать то, что курфюрст столь же невинен в приписываемых ему грехах и благословлен Богом, а распятие – символизировать его страдания за веру. Что обозначал верблюд, упоминаемый дважды, мне так и не удалось понять. Филипп Меланхтон, знавший о видении под Брауншвейгом лично от Медлера, в письме к Иоганну Плакотому истолковал верблюда как знамение турецкой угрозы Германии. Вторжение турок расценивалось им как Божье наказание стране, где преследуют истинную протестантскую веру. Впрочем, я не исключаю, что это тонкий намек на Евангелие от Матфея, особенно 19:24 (известное высказывание про верблюда и игольное ушко) и 23:24 («вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!»).

Последнее видение – свирепый мужчина с мечом и плачущая дева – легко трактовать как образ гонений на протестантскую церковь («невесту Христову»). Именно так эту сцену объяснил Каспар Голтвурм в своей книге о чудесах «Wunderwerck und Wunderzeichen Buch» (1557): «В эти годы святая христианская церковь, супруга или невеста Христова, весьма печалилась и ужасалась. Поэтому дева в видении сокрушалась и плакала от горя. В то время сам Христос был снова неправедно осужден и распят первосвященником папой, епископами и другими». Образ плачущей девы он напрямую связал с гонениями на лютеран, от которых сам немало пострадал.

Читатели из Магдебурга могли воспринять этот образ и как символ угрозы их городу. На его гербе изображена дева («Маgd») с зеленым венком, стоящая на городской стене, а в памфлетах против интерима город часто изображался как целомудренная дева, отказавшаяся продать свое тело папе и его сторонникам. Когда брошюра Медлера вышла в свет, город уже два года находился под имперским интердиктом и мог подвергнуться осаде в любое время. Неудивительно, что люди могли проводить параллель между Магдебургом и образом девы, которую вот-вот поразят мечом. Филипп Меланхтон, впрочем, увидел в этой сцене знамение конца света.

10-Magdeburg.jpg

Герб Магдебурга.

Судя по всему, сам Медлер искренне верил в подлинность знамения и убедил в этом Меланхтона. Роль купцов тут может оказаться гораздо менее благовидной. Такое «знамение», пронизанное очевидной символикой, вряд ли можно было увидеть спонтанно в гало или игре света с тенями на облаках. Не исключено, что кто-то из церковников решил подогреть веру горожан Брауншвейга, чтобы они не вздумали принимать интерим, и заплатил купцам, чтобы те разыграли комедию. Тогда становится понятно, почему купцы не разбудили мальчика: он мог проговориться о том, что было на самом деле.

Скрытая и не очень символика в «небесных знамениях» – повод задуматься, сколько в них реальности, не искаженной церковно-политическими интригами или актуальными на тот момент страхами населения. Мы уже знаем, что северные сияния часто воспринимались как армии, сражающиеся в небе. В растерзанной смутой и войнами Германии люди видели в небе мечи, копья, похоронные процессии, розги – символ наказания свыше, геральдических зверей и самого Иисуса Христа, свершающего Суд Божий. Не стоит воспринимать все это буквально или пытаться делать из материалов того времени далеко идущие выводы. Это кривое зеркало, проецирующее на небосвод страхи, желания и предчувствия, выраженные в виде символов и не очень понятных много лет спустя образов.


25.05.2023
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
«Ядерный кошмар» Мохенджо-Даро
Расследования 1
«Ядерный кошмар» Мохенджо-Даро
С достойным уважения постоянством отдельные телеканалы – от совершенно желтых до вполне центральных – не говоря уже о бумажно-электронных СМИ и отдельных увлеченных авторах, от школьников до генералов, вновь и вновь смакуют гибель древних городов от ядерного оружия, которым владела не то противоборствующая неведомая цивилизация (чаще всего арийская), не то инопланетные пришельцы.
«Дарю тебе звезду!» Чудеса народной астрономии индийских Гималаев
Аномальный фольклор 1
«Дарю тебе звезду!» Чудеса народной астрономии индийских Гималаев
Эссе повествует об опыте автора по сбору данных о вернакулярных астрономических представлениях народов Индии. Основное внимание уделяется мифологическому мотиву о происхождении метеоров – «падающих звезд», распространенному в двух гималайских штатах – Химачал-Прадеш и Уттаракханд, и попыткам выяснить, какой именно предмет местной флоры или фауны связывается в народном сознании со звездами, упавшими на землю.