Михаил Герштейн
Михаил Герштейн
действительный член Русского географического общества, уфолог
E-mail: ufo_miger@mail.ru

Диссиденты и «летающие тарелки»

О том, как типографы боролись с властью короля при помощи чудес и знамений

Если кто-то немного испугался заголовка, он может расслабиться. Мы говорим не о нынешних временах и не про Советский Союз, где изучение НЛО граничило с рискованными действиями вроде распространения «самиздата». В Англии XVII века диссидентами называли всех, кто осмеливался верить в Бога не так, как предписывала господствующая церковь. Было время, когда владычество англиканской церкви низложили вслед за королевской властью, но это время прошло. Пуритане, пресвитериане, баптисты и прочие религиозные меньшинства оказались в опале после восстановления королевской династии в 1660 году.

Диссиденты протестовали против правления Карла II, как могли. В отличие от наших диссидентов, среди них были типографы, способные издать книгу. В этих кругах зародился проект по сбору и публикации сообщений об аномальных явлениях, не превзойденный до появления Фортеанского общества в 1931 году.

В те времена любое аномальное явление, особенно в небе, считалось знамением или знаком гнева Божьего, предупреждающим о грядущих бедах. Связать все это с новой властью не составляло труда. Истории о разных «знамениях» печатались в виде сборников, титульный лист которых начинался латинскими словами «Mirabilis Annus» («Год чудес»).

1-Mirabilis-Annus-cover.jpg

Титульный лист первого сборника из серии «Mirabilis Annus» (1661).

Так как проект был тайным, имен составителей сборников и типографа на титульном листе нет. Политический смысл первого сборника, вышедшего в 1661 году, раскрывается в предисловии:

И если, как говорят ученые мужи, такие, как Лютер, Воеций, Вимс и другие, знамения и знаки специально предназначены для злых и нечестивых людей, как жезл Аарона, расцветший в качестве знамения против мятежников, то по огромному, несоизмеримому количеству их в этом году по сравнению с тем, что было в течение многих лет вместе взятых в прошлом, мы можем легко догадаться о непомерном увеличении самых грубых профанаций: атеизма, нечестия, убийств, богохульства и суеверий, превосходящих все, с чем мы познакомились в предыдущие времена.

Знамения, о которых повествовали «Mirabilis Annus», делились на четыре категории: знамения в воздухе, на земле и воде, а также странные происшествия с конкретными людьми. Чтобы связать их с правящим режимом, составители использовали исторические параллели. Рассказав о каком-то чудесном явлении, они в летописной манере ссылались на идентичные или похожие «чудеса», которые сопровождали времена слабого правительства, гражданского раздора или преследований истинной религии в прошлом, особенно в английском прошлом. Для этого годились даже самые банальные явления. Так, высыхание реки Дервент в ноябре 1660 года было уподоблено высыханию реки Оуз в 1399 году, которое предшествовало войне Алой и Белой Розы и предвещало ее. Ложное солнце в Херефорде было сопоставлено, через «Хронику» сэра Ричарда Бейкера, с таким же солнцем в период религиозных преследований в правление королевы Марии Кровавой. Сильный дождь, который пролился в Лондоне «за день до сожжения Ковенанта» выполнял двойную функцию, означая неодобрение Богом сожжения договора и обеспечивая его связь с сильными бурями при короле Генрихе VI, «бедственность правления которого достаточно известна всем, кто разбирается в наших английских хрониках и истории».

Самыми опасными историческими параллелями в «Mirabilis Annus» были те, которые намекали на возрождение недавней гражданской войны. За известием о барабанах и пушках, звучащих в воздухе в разных частях Англии, следовало заявление: «Известно, что подобные звуки часто раздавались в воздухе в некоторых частях Англии незадолго до несчастного развязывания гражданских войн». Еще одну провокационную параллель там провели в связи с двумя свиньями, которые забежали в Кентерберийский собор, резиденцию архиепископа и символический центр власти англиканской церкви. «Mirabilis Annus» утверждал, что местные жители помнят, как то же самое происходило перед падением англиканской иерархии в 1641 году. Инцидент этот произошел 5 ноября, в важный протестантский праздник, посвященный избавлению нации от католического Порохового заговора.

Такие параллели были не единственным способом придать оппозиционное значение «знамениям». Другим способом было описание «знамений» как визуальных репрезентаций желаемых событий. В первом сборнике «Mirabilis Annus» есть история о том, что у одного джентльмена из Суррея было видение великолепного собора в небесах рядом с маленькой церковью со звездой внутри. Собор исчез, а маленькая церковь, звезда в которой намекала на славу Божью, возвысилась. Знамение символически представляло надежду диссидентов, что англиканскую церковь низвергнут и их маленькие церкви одержат над ней победу. Гораздо менее тонким намеком был рассказ о появлении на небе черной тучи, сбрасывающей огонь над Вестминстерским дворцом и зданием парламента. Известие об «огненном языке в форме копья», зависшем над Лондоном, без подсказки составителей ассоциировался со знамениями падения Иерусалима, описанными Иосифом Флавием.

2-AWZB.jpg

«66 г. от Р. Х., Иерусалим. Над городом появилась звезда, имевшая вид меча... Корова, подведенная первосвященником к жертвеннику, родила теленка на священном месте...» (Augsburger Wunderzeichenbuch, примерно 1552).

«Подпольный» характер сборников исключал традиционный способ подтверждения истинности знамений – перечисление имен свидетелей или упоминаний, что показания были даны под присягой. Зная все это, насколько вообще можно им доверять?

Большинство из 146 небесных явлений, описанных в трех сборниках серии «Mirabilis Annus», которые успели выйти до разгрома диссидентского движения и строжайшей цензуры, описаны столь точно, что опознать их не составляет труда. Среди них есть описания ложных солнц, гало, северных сияний и падений метеоритов. Некоторые «знамения» подтверждаются данными из других источников.

30 октября 1660 года над Англией пронесся яркий болид. В первом сборнике серии содержится девять известий об этом с разных концов страны. Болид видели не только они. В книге Джона Сомерса «A Collection of Scarce and Valuable Tracts...» (L., 1666) говорится: «30 октября 1660 г. видели огненный шар, упавший с неба на дом одного джентльмена; другой шар рухнул в лес, а третий на землю... Уж не папистские ли это каленые ядра, которыми они обстреливали Лондон?».

Не меньше места там занимают сообщения, порожденные редким астрономическим явлением – схождением Венеры и Юпитера на утреннем небе, которое легко рассчитывается с помощью астрономических программ. Северные сияния, воспринятые очевидцами в Англии самым фантастическим образом (огонь в небе, горящие церкви, сражающиеся армии и т. п), в то же время видели на материке. Вот самое типичное описание северного сияния из первого сборника со всеми комментариями:

Несколько заслуживающих доверия лиц, жителей Харшема в Суссексе, очень рано утром ехали в Лондон. Проезжая через Смитианс-Боттом близ Кройдена, они внезапно увидели весьма великий свет, и холм по левую руку выглядел, словно весь охваченный огнем. Вскоре великий свет разделился на два отдельных света, в которых они узрели две армии, сражающиеся и напирающие друг на друга; они наблюдали очень долго до тех пор, пока, наконец, не появился весьма густой туман, отчего стало темно, и туман пах порохом. Историю эту составитель сборника получил от очевидца.
Знамения такого рода не раз случались во многих местах, и следующие за ними события всегда были значимыми и примечательными. Так Бог предупреждал иудеев о том, что отвратился от них, и в результате вскоре город и храм были разрушены Титом Веспасианом. См. «Иудейскую войну» Иосифа Флавия, кн. 7, гл. 12.
Нечто похожее произошло в Англии в 1415 г. от Р. Х., незадолго до знаменитой битвы при Аженкуре во Франции, где англичане перебили 10 тысяч французов и многих взяли в плен. Примерно в то же время умер Папа Григорий. См. «Signum Caeleste, &c.» [Небесное знамение, и т. д.], стр. 126.
Большие перемены в стране и развязывание кровавых войн в Италии королем Франции Карлом VIII предвещались и предзнаменовались кроме всего прочего видением великих армий солдат, сражающихся в небе над Аретием, городом в Тоскане, как пишет д-р Джексон в проповеди под названием «Знамения времени, на Евангелие от Луки 13:5», прочитанной в присутствии покойного Карла VIII, стр. 12.
В Нидерландах в 1588 году армии часто видели в небесах. Вскоре после этого принц Оранский повел армию в бой против герцога де Альвы во имя протестантства и благодаря благословению Божьему помог избавить народ от столь жестокого и кровавого гонителя, как Страда.
Люди в Германии часто были зрителями подобных знамений, и они все так же предвещали кровавые битвы, бои и осады на местах, где их видели, или неподалеку. Так произошло в Линце, в Австрии, о чем вы можете прочесть подробнее в «Немецких знамениях», стр. 10–11, а также в Силезии – там же, стр. 17–18. В частности, в 1628 году в Сандербери, Померания, на небе появились две армии, одна на севере, другая на юге; они сражались друг с другом, пока армия севера не разгромила и уничтожила южную. Года через два знаменитый король Швеции Густав Адольф высадил армию с севера близ вышесказанного места, неподалеку же начал битву с имперской армией и полностью разгромил ее. См. «Немецк. знам.», стр. 31–32.
Нечто подобное также видели 18 июня 1631 г. в Ашерлебене, Нижняя Саксония; и вскоре в том городе и Тангермюнде шведы устроили великую бойню имперцам, громя их в том году еще несколько раз, пока почти начисто не уничтожили доблестную армию Тилля; подробнее об этом вы можете прочесть там же, стр. 44–46.
Мы в Англии сами в последнее время узнали о таких видениях, на собственном печальном опыте ощутив их значение. В памяти многих свежо воспоминание о том, что в 1640 году, незадолго до несчастных гражданских войн, армии не раз были видны на небе в разных местах многими благоразумными людьми, что, по словам «Хроники» Бейкера, стр. 493–494, явилось печальным предвестием грядущих битв. Приход и поражение армии герцога Хэмблтона в 1648 г. ясно предвещалось появлением на небе в Йоркшире армий на юге и севере, причем северная армия была разбита. По сей день живы многие люди, которые могут подтвердить, что это правда.

Другое северное сияние, которое видели 8 декабря 1660 года, удостоилось не менее красочного описания:

В письме весьма достойного человека из Йоркшира говорится, что шесть разных трезвых человек, будучи очень рано утром в дороге, видели огненное явление в воздухе, в котором они различили два или три шпиля и несколько соборов, некоторые горящие, а другие разрушенные и поломанные так, что их уже не починить, и другие, перевернутые шпилями вниз, и на одном из шпилей стоял ангел с пламенным мечом. В другом письме, также от почтенного человека из Йоркшира видному горожанину Лондона, говорится, что незадолго до последней сильной бури, разразившейся 8 декабря 1660 г., в Брамма Мор, Йоркшир, на небе видели нечто в виде шпиля, который покраснел, и небеса казались открывшимися, и великие вспышки пламени изошли оттуда и подожгли шпиль, который упал, и над ним завис длинный увенчанный крестом меч.

Оба «знамения» изображены на гравюре, приложенной к первому сборнику.

3-Mirabilis-annus.jpg

В рисунках левой нижней части гравюры легко угадывается северное сияние.

Некоторые «знамения», вроде изображенного в первом ряду слева (пять тел на небе), имеют настолько очевидную политическую подоплеку, что наверняка кем-то выдуманы. Оно датировано 17 октября 1660 г. и описано так:

В день, когда полковников Скрупа, Джонса и других людей казнили в Чаринг-кроссе, в Шенли, Хертфордшир, перед наступлением темноты видели в воздухе на очень ясном небе пятерых весьма ярких, дивных обнаженных мужчин, которые очень медленно двигались и вскоре скрылись за большим холмом. Сообщение об этом было получено от очевидца, которого вряд ли можно заподозрить в фанатизме, и предоставившего хорошие доказательства обратного; он постоянно уверял, что это правда, и предложил подтвердить свои слова под присягой.

Эдриан Скруп, Джонс Мезигарнед и их товарищи были казнены новым режимом за то, что подписали судебное решение о казни короля Карла I в 1649 году. Его сын настоял на самой страшной казни, какая имелась в распоряжении английского правосудия. Осужденных приговорили к повешению, потрошению и четвертованию. Казнь проводилась публично, и по ее завершении палач показывал отрубленную голову каждого несчастного. Толпа отзывалась криками восторга, а потом в приподнятом настроении шла обедать. Джон Эвелин в тот день записал в своем дневнике: «Я не видел самой расправы, но встретил их изуродованные, изрубленные, зловонные останки, когда их везли прочь от виселицы».

Если вычеркнуть все «знамения», получившие объяснение, и сомнительные истории вроде этой, в нашем распоряжении останется немало сообщений, которые были включены в сборники просто за свою необычность. В них не видно ни политической, ни религиозной или иной подоплеки и, скорее всего, они были изложены непредвзято. Например, 11 мая 1662 г. на западе Англии видели нечто странное:

В приходе Святого Стефана около Солт-Эша, графство Корнуолл, за четыре дня до высадки Королевы, примерно в четверть часа ночи многие заслуживающие доверия люди видели великую звезду, которая выглядела четырехугольной, и из нее торчало или висело нечто похожее на две мужские ноги со ступнями кровавого или же насыщенного огненно-красного цвета; затем появился черный квадратный предмет, с виду шириной два или три дюйма (по мнению очевидцев), который разместился между звездой и кровавыми ногами, но при этом то и другое по-прежнему было хорошо видно. Так продолжалось до тех пор, пока не появилась еще одна великая звезда похожей яркости, но не такая же большая, как первая; эта звезда постоянно блуждала туда-сюда и, казалось, сражалась с вышеуказанной черной штукой и ногами до тех пор, пока они не исчезли, и наконец она одолела также и другую великую звезду, заняв ее место, после чего немедленно исчезла, и на своем месте появилась луна, которой тогда исполнилось четыре дня. Некоторые из свидетелей лично подтвердили, что это истинная правда.

Первый сборник «Mirabilis Annus» был воспринят властями настолько серьезно, что тут же угодил в список запрещенных книг. Часть тиража была конфискована. Среди бумаг государственного секретаря за июль 1661 года сохранился черновик ордера на арест некоего типографа Коула, проживающего недалеко от Старой биржи, с обыском в доме и магазине на предмет копий «Mirabilis Annus» и другой подрывной литературы. Диссиденты ответили на арест еще одним тиражом, отпечатанным в другой типографии.

4-Mirabilis-Annus-1st-page.jpg

Варианты первой страницы «Mirabilis Annus» из разных тиражей.

4 октября 1661 года государственный секретарь выписал ордер на взятие под стражу Элизабет Калверт, жены уже сидящего в тюрьме типографа Джайлса Калверта, за печатание этой «неразумной подстрекательской книги, содержащей поддельные, ложные и притворные прорицания, предсказывающие зловещие события для Короля и вселяющие в сердца Его подданных суеверную веру в таковые, неприязнь и ненависть к личности Его Величества и правительству, подготавливая к осуществлению проклятого замысла по его свержению и смене правительства». Элизабет, всю жизнь печатавшая запрещенные книги с перерывами на отсидку в тюрьмах, в почете у нынешних феминисток. На сей раз типограф легко отделалась: 21 декабря Калверт выпустили под залог 500 фунтов стерлингов с обязательством явиться в суд по повестке.

Авторов сборника правительство искало очень усердно. 30 октября 1661 года пришел донос, в котором автором назывался проповедник Джордж Кокейн, а 8 декабря был допрошен в присутствии государственного секретаря пуританский священник Генри Джесси. Он сказал на допросе, что издавна записывает сведения об интересных событиях. В одной из записей описывалась странная смерть мэра Орде в епископстве Даремском, которая была включена и в «Mirabilis Annus». Джесси встречался с Кокейном, выписав для него ряд историй, включая вышеупомянутую.

Чем закончилось дело, неясно: большинство лондонских архивов погибло несколько лет спустя в пламени Великого Пожара. Мы можем сказать лишь то, что Джордж Кокейн все это пережил и в 1689-м успешно проповедовал. Второй и третий сборники «Mirabilis Annus», возможно, были составлены другими авторами.

5-Mirabilis-Annus-Secundus.jpg

Титульный лист второго сборника из серии «Mirabilis Annus».

Прекратить печатание диссидентских книг властям удалось только в 1662 году после принятия закона о лицензировании типографий. В стране осталось всего 20 типографий, где работали верные королю люди. Впрочем, цензуре в Британии была суждена недолгая жизнь: Славная революция снесла ее вместе с гнилым монархическим режимом. Но это уже совсем другая история.

Религиозный фанатизм диссидентов сыграл на руку не только уфологам, но и науке, оставив в наследство уникальную подборку сообщений о природных явлениях. Специалисты по солнечной активности ссылаются на «Mirabilis Annus», чтобы доказать несостоятельность мнений об отсутствии северных сияний во время «минимума Маундера». Метеорологи в ней находят сообщения о бурях, смерчах и потопах, специалисты по шаровой молнии – типичные описания этого явления. Может быть, вам тоже удастся извлечь оттуда что-то полезное. Все сборники в уже распознанном виде доступны на сайте «Early English Books Online» – первый, второй и третий.

Также по теме
Для людей в эпоху Возрождения небо было экраном, на котором Бог демонстрировал чудеса и знамения. Все, что сколько-нибудь выходило за рамки обычного, тут же толковали в соответствии с Библией, не упуская возможности намекнуть всем на грядущий Судный день. Книгопечатание донесло эти идеи до широких масс, а люди образованные принялись писать трактаты о чудесах. Недавно обнаруженный красочный альбом, названный «Аугсбургской книгой чудес», и нарисованный в 1550–1552 годах, прекрасно вписывается в эту традицию.

17.12.2021
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Знамения древней Руси
Аналитика 1
Знамения древней Руси
В Смутное время, пока где-то на западе гремели пушки и бесчисленные самозванцы боролись за трон, проливая реки крови, в недавно завоеванной Казани монах или иконописец начал составлять рукопись под названием «Сия книга летописец временем и знамениям яже на небеси и на земли». В ней он записал то, что видел своими глазами, и зарисовал то, что видеть не мог.
«Вологодский полтергейст» Валентина Пикуля и дело «О глумлении нечистой силы» в Вологде
Полтергейст 2
«Вологодский полтергейст» Валентина Пикуля и дело «О глумлении нечистой силы» в Вологде
Перед вами не совсем привычное расследование, связанное с литературным произведением известного писателя Валентина Пикуля «Вологодский полтергейст». Многие читатели до сих пор задаются вопросом, был ли этот рассказ сугубо художественным вымыслом автора или все же в его основу легли реальные события, происходившие когда-то в Вологде? Попробуем вместе с вами в этом разобраться.