Илья Бутов
Илья Бутов
координатор проекта «Уфоком», канд. с.-х. наук
E-mail: ufocom@tut.by

«Предивное чудо явилось в Полоцке»

Навьи на улицах Полоцка: мистическое знамение XI века

Одно из самых известных в мире «аномальных» исторических происшествий, связанных с территорией современной Беларуси, относится к г. Полоцку и произошло в 1092 году. Лаврентьевская летопись говорит об этом следующим образом:

В год 6600 (1092). Предивное чудо явилось в Полоцке в наваждении: ночью стоял топот, что-то стонало на улице, рыскали бесы, как люди. Если кто выходил из дома, чтобы посмотреть, тотчас невидимо уязвляем бывал бесами язвою и оттого умирал, и никто не осмеливался выходить из дома. Затем начали и днем являться на конях, а не было их видно самих, но видны были коней их копыта; и уязвляли так они людей в Полоцке и в его области. Потому люди и говорили, что это мертвецы [навьи] бьют полочан. Началось же это знамение c Друцка (перевод Д.С. Лихачева) [8: 92].

navyi.jpg

Иллюстрация из Радзивилловской летописи (по списку XV в.) с изображений навий на улицах города. Сверху над всадниками можно увидеть изображение небесного знака.

Упомянут этот эпизод и в «Летописце небесных знамений»: «В лето 6600 быша мечты и устрашения бесовския в Пол[оцке]» [5: 301–302]. Составитель «Летописца…» проиллюстрировал появление тридцати конских копыт в небе, расположенных в пять рядов. Понятное дело, что изображение делал не очевидец явления, а тот, кто таким образом интерпретировал фразу «но конь их видети копыта»1. Интересно и то, что это изображение «небесных копыт» не имеет каких-либо аналогов в других источниках.

kopyta.jpg

Знамение в Полоцке в 1092 году из «Летописца небесных знамений» (правый нижний край листа оборван).

Одним из предзнаменований этих событий, по мнению людей того времени, стала нетипичная засуха летом того же года, да такая, что загорались сами собой леса и болота [8: 92]. Страшная сухмень дополнилась нашествием саранчи и голодом [1]. В летописи также можно найти и информацию про знамение, которое, по-видимому, предшествовало появлению навий – «яко круг бысть посред неба превелик» [8: 92]. Возможно, речь здесь идет про гало [11: 118], однако встречаются и другие мнения. Так, Г. В. Маркелов и А. В. Сиренов, анализируя другой источник («Летописец небесных знамений»), в котором летом 6600 [1092] года говорится о «знамении в небеси», склоняются к версии о солнечном затмении 21 мая 1091 года [5: 368]. В то же время в Лаврентьевской летописи оно четко упоминалось за год до этого: «В тот же год было знамение на солнце, как будто оно начало исчезать и совсем мало его осталось, как месяц оно было, во втором часу дня, 21 мая»2. В 1092 году действительно было четыре солнечных затмения, но ни одно из них не было видно в Полоцке. Другое ближайшее солнечное затмение, которое могли наблюдать полочане, произошло только 23 сентября 1093 года. По мнению астронома С. Н. Ефимова, изображение «знамения» (красный шар на Л. 52) можно объяснить полным лунным затмением 18 октября 1092 года, или покрасневшим Солнцем, просвечивающим сквозь задымленную от летних лесных пожаров того же года атмосферу.

znak.jpg

«В лето 6600. В сие же время бысть знамение в небеси». Иллюстрация из «Летописца небесных знамений» (Л. 52).

При этом Г. В. Маркелов и А. В. Сиренов отмечают, что несколько других событий, следующих к тому же не подряд, в частности, «мор», объединены в один цикл знамений. В Лаврентьевской летописи сообщается о большом количестве умерших в Киеве зимой 1092 года: «В это же время много людей умирало от различных болезней, так что гробовщики говорили, что: «Продали мы гробов от Филиппова дня до мясопуста 7 тысяч»3. В 1092 г. голод был также и на Волыни. Как засушливый и неурожайный этот год отмечен также в бассейне Даугавы [1].

В тот же ряд знамений 1091–1092 годов, которые предрекали поражение от половцев, можно поставить и вероятное падение метеорита в 1091 году, когда по свидетельству Лаврентьевской летописи: «спаде превелик змий от небес, ужасася вси людье. В се же время земля стукну, яко мнози слышаша...» [7: 91]. В «Книге степенной царского родословия» звуки падения описаны еще более красочно, правда дополнены нравоучительным назиданием: «Повеле Бог спасти с небеси змию зело велику, всем людем зрящим и ужасающимся сего же тогда змия на ся с небеси спадения. И самая земля не стерпе, но яко от грома тресновена бысть и толико сильно стукну земля и стонаша вельми яко мнози людие, сие стонание слышащи, и сугубо ужасошася и недоумевающеся что сотворити, но со страхом одержими разыдошася» [10: 258–259].

В тексте с навьями видели разное: и прилет НЛО, и буйства полтергейста, нашествие опасных призраков, а появление копыт связывали даже с так называемыми «следами дьявола»4. Наиболее часто исследователи предполагают связь с неким моровым поветрием или эпидемией [4: 351]. Как пишет Д. С. Грицкевич, со ссылкой на В. Х. Эккермана, эпидемия явилась причиной мора в Полоцке и повальных болезней в Западной Европе в 1087 и 1094 годах [3: 33–35]. При этом похожая иллюстрация, изображающая бесов среди людей, содержится в Лицевом своде редакции 1512 года. Там речь конкретно идет об «ужасах великих» (знамении и море) во время царствования Константина V Копронима (718–775). Тогда «лица некая страшьна являхуся, с народом шествоваху и беседоваху».

demons.jpg

Тогда «лица некая страшьна являхуся, с народом шествоваху и беседоваху». Лицевой свод. Лицевой хронограф. Л. 770.

К типологически схожим записям можно отнести и зловещее знамение, описанное в «Круге земном»: «В ночь на воскресенье после пасхальной недели в Конунгхелле по улицам всего города пронесся ужасающий гул, как будто конунг ехал со всей своей дружиной, и собаки так ярились, что их нельзя было удержать дома. А когда они вырывались на улицу, то становились бешеными и кусали всех, кто им попадался, людей и скот. И все, кого они кусали или забрызгивали кровью, тоже бесились, и все беременные выкидывали и бесились. Такие зловещие знаменья являлись почти каждую ночь от пасхи до вознесения» [13: 506]. Эту запись отождествляют с сюжетом о так называемой «Дикой охоте». С некоторой долей допущения можно предположить, что в речь здесь идет о звуках, сопровождающих полярные сияния – известном и подтвержденном физиками феномене. Правда, влияние этих звуков на собак еще никто из исследователей до сих пор не проверил.

Также по теме
Упыри, вурдалаки, вампиры и просто «ходячие покойники» еще в относительно недавнем этнографическом прошлом были неотъемлемой частью народной картины мира. Сейчас это, в основном, предмет изучения ряда гуманитарных дисциплин, но порой мотив неупокоенных душ проскальзывает и в современном фольклоре. Но насколько древни подобные представления у славян, как глубоко вглубь веков можно отследить их следы? Этими вопросами и задался автор предлагаемого исследования.

Но вернемся непосредственно к версии об эпидемии. В. Х. Эккерман, С. И. Бараш, а также К. Г. Васильев и А. Е. Сегал связывали события в Полоцке с бушевавшим в Европе «святым огнем» или «антоновым огнем». Авторы полагали, что развитие ignis sacer могло коррелировать с широким распространением Secale cornutum или спорыньи [16], которую употребляли с пищей голодающие. Сейчас мы знаем данную болезнь как огонь Святого Антония или эрготизм, возникающий при отравлении алкалоидами этого хлебного паразита. Заболевание сопровождается судорогами, конвульсиями и, что важно, галлюцинациями [15: 5–12]. Заканчивалась она обычно гангреной конечностей, которые будто сгорали в невидимом огне. Однако позже гипотезу об эпидемии эрготизма поставили под сомнение. Во-первых, эрготизм чаще всего развивается после обильных и продолжительных дождей, а мы помним, что лето 1092 года, наоборот, оказалось аномально жарким. Хотя это и не исключает заражения, а делает его менее вероятным. Во-вторых, как отмечает, Д. В. Пузанов, нет убедительных доказательств, что эпидемия шла именно с запада через расположенный в начале друцко-лукоморского волока Друцк [9: 23]. Даже если это и был эрготизм, то точно пришел он не из Европы, так как год повсеместно был неурожайным. Например, в апреле 1092 г. в Германии отмечались столь сильные морозы, каких не было даже зимой [1].

Другой возможной эпидемией называется чума. Несмотря на утверждения некоторых исследователей о том, что это именно она, убедительных доказательств такой точки зрения найти сложно. Одно из предположений состоит в том, что люди действовали рационально, оставаясь дома «на самоизоляции», не допуская дальнейшего распространения болезни [2: 112]. В любом случае версия с каким-то инфекционным заболеванием, вызывающим язвы, выглядит весьма убедительно, в настоящее время разве что продолжаются споры о его природе.

Если искать параллели рассматриваемой здесь записи в книжной традиции, то можно вспомнить и о явлениях войск в небе, предрекшее разорение Иерусалима и описанное в Хронике Георгия Амартола, а также сообщения Александрии о том, как бесы невидимо наносили раны войскам Александра у дерева [6: 215–216]. В «Повести временных лет» под 1065 годом упомянуто и другое сходное происшествие, имевшее место при Юстиниане: «и пакы солнце без лучь сьяше: се же проявляше <...> недузи человекомъ умертвия бяше» [7: 72]. Как пишет Д. В. Скворчевский, навьи со второй миниатюры Радзивилловской летописи не соответствуют тексту полоцких событий, но похожи на описания видения конного вооруженного войска перед нашествием Атиоха на Иерусалим. Похоже, что при описании небесных знаков, летописец пользовался определенными моделями, которые были заложены в примерах из древней истории, которые, в свою очередь, были заимствованы древнерусским летописанием из византийских источников [12: 326–327].

Были обнаружены и фольклорные параллели записи о навьях. Ближе всего к летописному тексту оказались сербские представления о тодорцах – ночных духах. Представляют они собой невидимых всадников, которых иногда ассоциируют с мертвыми. В Тодорову неделю «была запрещена работа вне дома, и многие не выходили наружу, а работа в доме могла продолжаться лишь до сумерек» [14: 138]. А наказывали тодорцы жестко, убивая невидимыми копытами: «на теле жертв якобы обнаруживали следы от копыт» [14: 138–139].

Также по теме
Даже объездив всю Беларусь вдоль и поперек, иной раз приходится столкнуться с чем-либо совершенно невероятным. Выглядит как фантастика, но, похоже, что еще каких-то сто пятьдесят лет тому назад в самом сердце Белорусского Полесья люди поклонялись упавшему метеориту.

К сожалению, ни в одной из проанализированных нами работ никак не объяснены звуки, которые слышались на улице («топот», «стоны»). Практически все исследователи их просто игнорируют. Интересно, что почти такой же «ужасающий гул» описан и в упомянутом уже «Круге земном». Звуки могли сопровождать не только необычно мощные полярные сияния, но и гораздо чаще падения метеоритов, как то, что произошло за год (или даже меньше) до появления навий и, возможно, объединилось в один общий сюжет. Вероятно, болид 1091 года, видимый также из района Вышгорода5, оказался электрофонным, т.е. его пролет сопровождается звуковыми эффектами, в частности, потрескиванием. Как бы то ни было, явление было довольно локальным и могло быть впервые замечено очевидцами из Друцка, до которого из Полоцка около 150 километров.

К сожалению, никто до сих пор не предложил появлению навий в Полоцке такого толкования, которое стало бы общепризнанным. Версия об эпидемии хоть и вошла в своеобразный канон, не может объяснить всего, что происходило тогда на городских улицах и в домах местных жителей. Очевидно, что в дальнейшем об эти миниатюры из Радзивилловской летописи и сопутствующие им записи сломается еще немало копий.

Примечания

1. Полагают, что автор основывался на другом источнике – Московском своде конца XV в, где эта фраза звучала как «коней их копыта бе видети».

2. Литературный перевод на современный русский язык. Лаврентьевская летопись. Л. 70, стб. 1 – Л. 71 об., стб. 1. URL: https://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/_Project/page_Show.php?list=148. Дата доступа: 23.10.24.

3. Литературный перевод на современный русский язык. Лаврентьевская летопись. Л. 71 об., стб. 2 – Л. 72, стб. 1. URL: https://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/_Project/page_Show.php?list=149. Дата доступа: 23.10.24.

4. В настоящее время считается, что эти следы принадлежали лесным мышам, см Leutscher A. The Devil’s Hoof-Marks // Animals. 1965. №8. P. 108–109.

5. Ныне город в Киевской области Украины.

Литература

1. Бараш С. И. История неурожаев и погоды в Европе (по XVI в. н. э.). Л.: Гидрометеоиздат, 1989. 236 с.

2. Богоявленский Н. А. Древнерусское врачевание в XI–XVII вв. Источники для изучения истории русской медицины. М., 1960. С. 112.

3. Грицкевич Д. С. «Бысть казнь на полочанах»: к истории распространения моровых поветрий в Полоцке XI – XV вв. // Вестник Полоцкого государственного университета. 2022. №1. С. 33–35.

4. Левкиевская Е.Е. Нави // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. В 5 т. / Под общ. ред. Н.И. Толстого. Т. 3: К (Круг) – П (Перепелка). М.: Институт славяноведения РАН, 2004. С. 351.

5. Летописец небесных знамений: лицевой рукописный сборник XVII века из собрания Библиотеки Российской академии наук / Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Санкт-Петербургский институт истории РАН, Библиотека Российской академии наук] / Изд. подгот. Г. В. Маркелов, А. В. Сиренов Т. 2: Тексты, исследование, комментарии. СПб., 2018. С. 301–302.

6. Перетц В. До питання про літературні джерела давнього українського літопису // Збірник Історично-філологічного відділу УАН. Ювілейний збірник на пошану акад. М. С. Грушевського. К., 1928. № 76. Ч. 2. С. 215–216.

7. Повесть временных лет / Подг. текста, перев., статьи и комм. Д.С. Лихачева. СПб.: Наука, 1996. С. 72, 91.

8. Полное собрание русских летописей. Т. 1: Лаврентьевская и Троицкая летописи / Сост. Археографич. комиссией. СПб.: Тип. Э. Праца, 1846. С. 92.

9. Пузанов Д.В. Мертвые в городе: о многообразии интерпретаций одного сюжета из Повести временных лет // Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2023. №1. С. 23.

10. Святский Д. О. Астрономия Древней Руси. М., 2007. C. 258–259.

11. Скварчэўскі Дз. В. Навука звяздарская: астраномія ў Вялікім Княстве Літоўскім у XIV – XVII ст. Мінск: БудМедыяПраект, 2022. С. 118.

12. Скварчэўскі Дз. В. Нябесныя знакі падчас кіравання полацкага князя Усяслава Брачыславіча // Віцебскія старажытнасці: матэрыялы навуковай канферэнцыі, прысвечанай 90-годдзю з дня нараджэння Л. В. Аляксеева (Віцебск, 28–29 кастрычніка 2010 г.). Мінск, 2012. С. 326–327.

13. Снорри Стурлсон. Круг земной. М., 1995. С. 506.

14. Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М., 1995. С. 138.

15. Щеклеина Л.М., Шешегова Т.К. Проблема спорыньи злаков (Claviceps purpurea (Fr.) Tul.): история и современность (обзор) // Теоретическая и прикладная экология. 2013. № 1. С. 5–12.

16. Эккерман В. Материалы для истории медицины в России. Казань: Тип. В.М. Ключникова, 1884. 55 с.; Васильев К.Г., Сегал А.Е. История эпидемий в России. М.: Медгиз, 1960. С. 22.



24.10.2024
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий. Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект.
 
 
Наблюдения НЛО в Курской области
Аномальный фольклор 1
Наблюдения НЛО в Курской области
На основе наблюдений уфологических феноменов, не знающих каких-либо географических границ, сложился определенный «портрет» данного явления, что нашло отражение, в том числе, в массовой культуре. В какой же мере образ феномена в отдельно взятой местности соответствует «мировым уфологическим стандартам»? Попробуем рассмотреть этот вопрос на примере Курской области.
Устами шамана глаголет... Дух?
Методология 1
Устами шамана глаголет... Дух?
В предлагаемой вниманию читателей статье речь пойдет об обычных полевых наблюдениях и лабораторных экспериментах на базе ИЭА РАН, ИВНД и НФ РАН, проводимых в рамках проекта «Шаманы и шаманизм: интердисциплинарное исследование личности и явления» (РГНФ). Автор решил остановиться на особенностях отдельных шаманских состояний, которые проявляются в ходе ритуальной практики у лиц, владеющих традиционными шаманскими техниками и разделяющих шаманское мировоззрение.