Илья Бутов
Илья Бутов
координатор проекта «Уфоком», канд. с.-х. наук
E-mail: ufocom@tut.by

Полтергейст Шляхтича Завальни

Мистика и реальность в произведении Яна Борщевского

Одна из книг, которая по настоящему встроилась в белорусский культурный код, принадлежит перу Яна Борщевского (1794–1851) и носит название «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» (польск.: Szlachcic Zawalnia, czyli Białoruś w fantastycznych opowiadaniach). Она выходила отдельными частями в 1844–1846 годах. Некоторые называют это произведение «первым белорусским фэнтези», другие пытаются увидеть в отдельных рассказах связующее звено между фольклорным и литературными мирами или рассматривают его как своеобразный диалог языческой и христианской культур. Труд Борщевского анализировали десятки авторов, ища тут самые разные «пасхалки» и мистические подтексты.

barhcheuski.jpg

Ян Борщевский.

Что можно сказать определенно, так это то, что автор до переезда из Полоцкого уезда в Санкт-Петербург (в 1826 или 1827 году) методично собирал слухи и легенды, которые распространялись в то время в Беларуси, и замечательно вплел их в сюжет. Здесь легко найти упоминания о знамениях, падениях метеорита, появлении кометы, злых духах, привидениях, чернокнижниках и многом другом. А еще поражает описание быта начала 19 века: одежда, еда, повседневные занятия и некая нарастающая с каждой страницей безнадега передают неповторимый колорит страны, лишь недавно пережившей нашествие Наполеона. Книгу можно без преувеличения разбирать на цитаты.

Также по теме
«Должно быть, черти шалят» – говорили простые люди, столкнувшись с загадочным явлением. Ученые прозвали его латинским словом литоболия (Lithobolia). От перемены слов суть не менялась: кто-то с невероятной меткостью швырял камни, оставаясь невидимым. История литоболии восходит к классическим временам, но сообщения XVI и XVII веков особенно распространены.

А хотите историю о камнеметательном полтерейсте в белорусской глубинке в начале XIX века? Пожалуйста! Автор довольно удачно совместил тут представление о змее, вылупившимся из петушиного яйца, и непонятными происшествиями в домах, о которых явно говорили в то время (здесь и далее текст дан в переводе Д.О. Виноходова).

Во дворе собралась вся челядь, все со страхом и изумлением смотрели на дом. Из окон и от стен летели разной величины камни, никто туда и приблизиться не смел. Все стояли, глядели на это диво и не ведали, что делать.
Минула полночь, запел петух, пальба вроде стихла. Однако никто так и не отважился войти в дом. Челядь ждала восхода солнца под открытым небом, а Агапка пошла с родителями к их хате.
Когда солнце было уже высоко и скотину выгнали в поле, а батраки, одни с косами, другие с сохами, вышли на работу, приезжает Карпа. Дом стоит пустой, встретил одну только женщину, которая пришла с поля, завидев, что возвращается хозяин. Спрашивает у неё, что тут творится и где жена? Та поведала ему всё, как было. Карпа перепугался, изменился в лице.
– Она сгубила меня, – закричал он и сразу же пошёл к чаровнику Парамону.
Весть о происшествии в тот же день разлетелась по всей округе. В панском имении одни поверили, что всё это сотворила сила сатанинская, другие ж смеялись и говорили, что это просто чьи-то проказы. Гарасим рассказал обо всём приходскому священнику, просил, чтобы он в тот же день приехал в усадьбу Карпы и освятил дом, в котором чёрт свил себе гнездо.

Итак, в приводимой цитате мы сталкиваемся с типичным литоболическим полтергейстом, возможно, произошедшим в Витебской губернии. Вряд ли автор выдумал все это сам, такие нарративы бытовали в регионе, где рос автор как минимум с начала XIX века. Одним из первых известных случаев при котором рассказывали о летящих камнях и самовозгораниях произошел в местечке Крево в 1804 году. Это происшествие имело место в синагоге. Но его фактура сильно отличалась от описанной в романе.

При этом авторское предисловие к «Шляхтичу Завальне» Ян Борщевский писал 8 сентября 1844 года в Санкт-Петербурге. Возможно уже к тому моменту в некоторые газеты просочилась информация о полетах камней (а точнее кирпичей) в г. Кобеляки Полтавской губернии, имевших место в 1840-х годах. Кирпичи летели несколько часов как бы с потолка и на утро в передней образовалась порядочная куча их кусков, неизвестно кем брошенных. Однако до нас этот случай дошел в публикации из журнала «Ребус» в №25 за 1890 год.

kamni.jpg

В 1846 году дом парижского торговца дровами и углем на улице Нев-де-Клюни, недалеко от Пантеона, несколько недель подвергался интенсивным бомбардировкам камнями. Иллюстрация из книги «Mysteres de la Science», 1880 год.

Интересно, что схожие представления об «огненном змее», как виновнике проказ чертей в доме встречались и в начале XX века. В 1901 году по сообщению газеты «Двинский листок» в расположенных неподалеку деревнях Бушево и Денисово Дисненского уезда Виленской губернии происходило нечто странное. 7 апреля 1901 года газета поместила заметку о том, что в деревне Бушево поселился домовой, который щекочет детей, ездит на лошадях, молотит солому в гумнах и нередко «заставляет и метлы плясать».

Газета рассказала о том, как «в одну морозную ночь» крестьянин Клим Юдин из деревни Пруды заметил «огненного змия», который медленно тянулся к деревне Денисово и там над избой крестьянина Хомича исчез. Говорили, что в деревне Денисово у кого-то уже давно живет «огненный змий». В итоге подозрение пало именно на Хомича, «потому что он богаче всех соседей и держит много кур, а это ради того, что “огненного змия” надо кормить яичницею». Рассказывали даже, как именно завести себе огненного змея: необходимо три года кормить отборным пшеном черного петуха и он тогда снесет черное яйцо, которое нужно еще три года носить под мышкой и не ходить к исповеди в церковь. Затем, когда из яйца вылупится маленький змей, его следовало положить в темный угол на девять дней. По истечению этого срока змееныш и превращается в «огненного змия» и тогда уже начинает носить хозяевам деньги. Между местными жителями даже была распространена легенда, что у какого-то крестьянина был «огненный змей» и человек жил очень богато. Но однажды хозяйка в ожидании змия приготовила яичницу, которую случайно съел работник. «Огненный» до того рассердился, что в тот же момент сжег все имущество крестьянина.

cherti.jpg

«Кидающиеся камнями дьяволы». Иллюстрация Кена Мейера младшего, 1993 год.

Цитируем отрывок из книги дальше:

К вечеру со всей волости собрался любопытный люд, чтоб посмотреть на это диво. Пришёл эконом и с ним много молодых удальцов из имения, которые, не веря в бесовскую силу, надеялись словить какого-нибудь озорника. Несколько из них, самые смелые, отворили двери и хотели войти в хату, но едва переступили порог, как с криками кинулись назад, ибо вылетевший камень так зашиб одного из них, что тот едва очнулся. Народ, глядя на эти чудеса, стоял вдалеке от дома, а камни оттуда сыпали всё гуще.
Карпа от горя изменился весь, будто обезумел и, проклиная жену, соседей и домашних, хотел ворваться в дом, но ему не дали. Парамон, стоявший рядом, что-то шептал, но уже не мог помочь своими чарами. Пан К. Г., охваченный любопытством, тоже приехал, но, не смея приблизиться к хате, приказал окружить её и ждал, чем закончатся эти страсти.
А вот приехал и поп, облачённый в ризу, свершил святой обряд, но едва хотел подойти к стенам со святой водой, как во мгновение ока весь дом охватило пламя, и постройка быстро рухнула.
Изумлённые люди, глядя на такую месть злого духа, пожимали плечами, и все, кто сохранил ясность мысли, с тревогой покидали пепелище, где остались лишь угли и дымящиеся головешки. Поп возвращался домой опечаленный, сожалея о неразумности своей паствы. Парамон, уходя, тряс головою и ругал несчастного Карпу: «Добро дурню: як паслаў, так i выспаўся». По всей околице, в каждой хате и в панской усадьбе, ещё долго говорили об этом происшествии.

Здесь мы видим еще несколько типичных полтергейстных черт, а именно, смельчак (или представитель власти), пытающийся войти в жилище, незамедлительно получает удар неким тяжелым предметом. Люди же, столпившиеся у дома, не могут увидеть, кто именно кидает в них камни (невозможно зафиксировать начало их движения), фиксируя лишь последствия прилета. Как мы показываем в нашей новой, готовящейся к изданию, книге «Многоликий “шумный дух”», среди проанализированных нами литоболических вспышек число тех, где камни или другие увесистые предметы попадали в людей и наносили им травмы, довольно велико.

В числе виновников происшествия в романе кроме чернокнижника называется «бесовская» или «сатанинская» сила. Поэтому для нейтрализации явления вызван священник, который совершил «святой обряд» (по-видимому, он читал молитвы и кропил дом святой водой, т.е. поводил водосвятие или водосвятный молебен). Применялись и другие молитвы «от наваждения злых духов», «за упокой душ умерших» и др.

ogon.jpg

Картина «Полтергейст» британского сюрреалиста Конроя Мэддокса, 1941 год.

Обращает на себя внимание также появление огня в момент проведения ритуала изгнания «нечистой силы». Можно полагать это описанием первого полтергейста на территории Беларуси (хоть и в художественной литературе) от которого полностью сгорел дом. Да и в целом, до 1840-х годов на пространстве Российской империи ничего подобного пока не описано. По некоторым данным, первый случай, где дом сгорел в момент протекания очередной вспышки «шумного духа» произошел в слободе Липцы Харьковского уезда, но случилось это значительно позже – в 1853 году. В то время большинство таких историй в деревне, как пишет Е.Л. Марков, заканчивалось «пожаром или разрушением дома». Однако, возможно, такие дома часто сгорали по довольно экстравагантной причине. Дело в том, что среди способов избавления от проделок домового в числе прочих называли и такой: «сжечь дом дотла и не строить постройки на том месте». Так что внезапные пожары могли быть как раз следствием того, что кто-то все же последовал этому совету.

Также по теме
События в стиле известного произведения американского режиссера Стивена Соммерса – фильма «Ван Хельсинг», порой разыгрывались не где-нибудь в далекой и таинственной Трансильвании, а совсем рядом – в нашей родной стране, в которой мы привыкли чувствовать себя в безопасности, а подобные истории считать не более чем байками. Но письменные источники свидетельствуют об обратном. И вот страшные сказки оборачиваются былью, которая была обыденной реальностью для наших предков еще в относительно недавнем прошлом. Мы открываем цикл исследований правдивых историй, связанных с верой в «живых мертвецов».

Возможно, в будущем биографы Яна Борщевского на основе каких-либо сохранившихся источников и дневниковых записей докопаются до первоосновы, послужившей прообразом этого фрагмента произведения. Может помочь и тщательное изучение архивов Витебской губернии, где не так давно удалось обнаружить знаковый случай, связанный с полтергейстоподобной активностью «мертвеца» из д. Окулино Лепельского уезда в 1845 году (эта вспышка протекала как раз во время работы автора над вышеупомянутым произведением), о чем мы уже подробно рассказывали на нашем сайте. В настоящее же время можно полагать, что в «Шляхтиче Завальне» описан некий собирательный образ, сконструированный автором на основе сообщений в газетах и лично собранных автором в Полоцком уезде слухов. Несмотря на это, рассмотренный здесь фрагмент продолжает оставаться одним из наиболее ранних свидетельств о распространенности основных нарративов об этом феномене на территории Беларуси в первой половине XIX века.

Источники

1. Карпенко М. Из Житомира // Ребус. 1890. №25. С. 214–215.

2. Немножко из области суеверий // Двинский листок. 1901. №99 (7 апреля). С. 3.

3. Асгарта. Чудесные рассказы // Петербургский листок. 1903. 2 декабря. С. 3.

4. Марков Е.Л. Деревенский колдун // Исторический вестник. 1887. №28. С. 20–21.

5. Разумби. Волынская быль // Слово [Латвия]. 1927. №594. С. 1.


09.06.2024
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
«Ядерный кошмар» Мохенджо-Даро
Расследования 1
«Ядерный кошмар» Мохенджо-Даро
С достойным уважения постоянством отдельные телеканалы – от совершенно желтых до вполне центральных – не говоря уже о бумажно-электронных СМИ и отдельных увлеченных авторах, от школьников до генералов, вновь и вновь смакуют гибель древних городов от ядерного оружия, которым владела не то противоборствующая неведомая цивилизация (чаще всего арийская), не то инопланетные пришельцы.
«Дарю тебе звезду!» Чудеса народной астрономии индийских Гималаев
Аномальный фольклор 1
«Дарю тебе звезду!» Чудеса народной астрономии индийских Гималаев
Эссе повествует об опыте автора по сбору данных о вернакулярных астрономических представлениях народов Индии. Основное внимание уделяется мифологическому мотиву о происхождении метеоров – «падающих звезд», распространенному в двух гималайских штатах – Химачал-Прадеш и Уттаракханд, и попыткам выяснить, какой именно предмет местной флоры или фауны связывается в народном сознании со звездами, упавшими на землю.