координатор проекта «Уфоком», канд. с.-х. наук
E-mail: ufocom@tut.by
Чупакабра как объект изучения современной науки
Три направления исследований слухов о чупакабреНа днях СМИ Беларуси всколыхнул очередной «ужастик». На этот раз новости пришли из агрогородка Стаи Лепельского района Витебской области. Еще в августе 2021 года местный житель Валерий Шкирандо откликнулся на просьбу своей соседки посмотреть, что у нее за «неведома зверушка» спряталась в парнике под растениями огурцов. Зверь чем-то напоминал облезлую крысу с длинным хвостом (длиной около 50 сантиметров) и большой клыкастой пастью.
Дальнейшие действия развивались так: Валерий взял существо за шкирку, положил в мешок и отнес в заброшенный дом. Минут через двадцать он пошел его проверить, но обнаружил, что «чупакабра» каким-то образом сбежала. От нее осталось только одно фото, которое и обошло без малого все новостные сайты белорусского интернета.
Та самая «неведома зверушка» из теплицы.
Проект «Уфоком» уже достаточно давно наблюдает за новостями о мифических животных, в частности, чупакабре. Мы несколько раз выезжали на места событий и встреч с неидентифицированными животными, убивающими домашний скот или выглядящих крайне необычно: в Гомель (2011), Кричевский (2011) и Мозырский район (2017). Видовую принадлежность последних двух животных удалось установить: это оказался хорек и волкособ (гибрид волка и собаки). Вероятно, представитель семейства куньих был причастен и к нападениям на домашние подворья в Старобине в 2012 году.
Чупакабра стала новым мемом и предметом шуток в СМИ, любое издание пытается переплюнуть другие по накалу идиотизма в статьях о ней. И практически никто не замечает в этих сообщениях и самих даже идентифицированных видах ни капли пользы для науки. Обычно этап жизни очередной чупакабры заключается в громкой новости о ее появлении, широком распространении сообщения и, наконец, новости-опровержении, в которой говорится, что во всем виноват/виновата {вставить нужное животное}. После этого почему-то все считают «тайну» раскрытой и успокаиваются до следующей итерации этого цикла. Однако мне это представляется иначе: в расследовании таких происшествий я вижу как минимум три возможных точки приложения сил для представителей нескольких дисциплин.
Можно изучать сами слухи о чупакабре, используя вполне конкретную и четко выстроенную методологию таких направлений исследований, как Rumor studies и Urban legend studies. На территорию постсоветского пространства эти направления пришли достаточно недавно, но уже активно применяются в социологии и социальной психологии, философии, семиотике, антропологии и др. Результаты широко используют на практике, например, в сфере политтехнологий, когда умело запущенные и правильно сформулированные слухи оказывают влияние на общественное мнение.
Пока что от этого мифического существа открещиваются фольклористы, но очевидно, что чупакабра уже волей-неволей стала отечественным пост-фольклорным персонажем, у которого появились собственные «белорусские» черты (отличающие его, например, от чупакабры из Латинской Америки). Этот собирательный образ стал трансформироваться под влиянием повадок целого ряда местных животных, которые в большинстве своем и скрываются за «проделками чупакабры», и влияния аналогичных слухов из соседних стран (главным образом, России, Украины и Польши).
Первыми на такие рассказы отреагировали студенты, которые зафиксировали их во время фольклорной практики. В частности, несколько подобных записей я нашел в Фонде фольклорных материалов учебно-научной лаборатории белорусского фольклора кафедры теоретического и славянского литературоведения филологического факультета БГУ (ФФМ УНЛБФ БГУ). Приведу одну из них:
Было время, когда ходил слух по нашему городу Ильичевску. Ну не в самом городе, а по окраине водится такое существо как чубакабра (так!). Причем это поступало из разных районов. И вот один раз наш знакомый которого зовут Игорь, муж нашей подруги, рассказал что когда он был на даче, что тоже на окраине Ильичевска…
Он был один. У него есть сторожевой пес, также свое хозяйство. Кролики и куры, вот. Причем до этого его мама была так напугана, что отказалась оставаться в этом доме. Вот он приехал, чтобы ей не было так страшно и потом как-то раз он услышал. Услышал, что лает собака ночью. Он вышел из дома и увидел как мимо что-то, непонятное существо, причем не одно. Он сказал, что по-идее они очень умны. Потому что они ходят на задних лапках. Что-то похожее на кенгуру. Массивные ноги. Они не совсем большие. Причем говорит: «Я когда посветил фонариком, они все тогда выстроилиись в цепочку и вот так вот и ушли. Друг за дружкой. И собака даже испугалась и она не погнала». А на утро он нашел в клетке, где у него кролики были… она была открыта, то есть дикие животные обычно рвут их на части, много крови. А тут… то есть не было крови. Просто лапки и хвостики были вот так вот сложены в клетке. Как они их съели непонятно. После этого тоже был ряд случаев. У одного его односельчанина собака погнала чупакабру в поле. А они пьют кровь у овец, кроликов. И вот тогда собака погналась, они не убежали, а повернулись и не бросили свою. Вот это было где-то два года тому назад.
Ф. 5. Оп. 12 а. П. 119. №30. Зап. Полеков Егор Александрович в 2014 году от Скобелевой Дарьи Александровны, 1989 г. р., г. Минск.
То есть, чупакабра уже стала данностью, с которой приходится мириться, на записи можно сослаться и написать об этом как минимум для начала в сборники студенческих конференций. Следующим этапом, с моей точки зрения, станет «отвязка» этого вымышленного зверя от каких-либо реально существующих животных и ее собственная активная жизнь «на воле», когда слухи сами станут порождать такие происшествия. Уже не нужен будет хорек или куница, чтобы утверждать, что соседнюю белорусскую деревню терроризирует существо, наподобие кенгуру (с чем мы тоже уже однажды столкнулись).
Третье направление изучения «чупакабры», пожалуй, самое прикладное. Не так давно совместно с генетиками НАН Беларуси мы начали Проект «Генмаркеры», целью которого является определение видовой принадлежности животных, которым приписываются мифические свойства, а также видов, которые данным территориям нехарактерны или считались исчезнувшими, по оставленным им молекулярным маркерам. В рамках этого проекта мы уже опубликовали две статьи в рецензируемых научных изданиях: о мозырской чупакаре и «баганалинского черве». Слухи о чупакабре привели к обнаружению нового для териофауны Беларуси вида – золотистого шакала, что можно считать настоящим, а отнюдь не кабинетным открытием.
Другое параллельное нашему направление исследований, начатое в «Научно-практическом центре Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам», – изучение межвидовых гибридов, которые могли образоваться от скрещивания как традиционных для Беларуси, так и новых для страны видов. Волкособ – это лишь один из вариантов такого скрещивания, сейчас уже могут появиться гибриды шакала с волком или собакой, а на самом деле таких возможностей гораздо больше. И вот как они себя поведут, пока предсказать сложно. Нельзя исключать, что одна из этих особей проявит повышенную агрессию и начнет нападать на домашние подворья, что, в сочетании со специфическим внешним видом этого зверя, вызовет панику среди населения. Именно поэтому слухи о чупакабре, подхваченные прессой, позволяют иной раз оперативно получить биологические образцы, необходимые для последующего генетического анализа. Так мифическая чупакабра, сама того не зная, оказывает помощь в реализации крупных научных программ.
Так чем же оказалось существо на фото? Мы проконсультировались с генетиками и пришли к выводу, что это – сильно истощенная и больная собака с признаками микрофитии (заболевание кожи, вызываемое одним из паразитических грибков). Причем, судя по лапам, достаточно молодая. Стоит ли теперь ставить в этой истории точку? Лично мне кажется, что нет.