«Нандор Фодор и говорящий мангуст»: типичная история о трансцендентности паранормальных явлений

В конце 2023 года на экраны вышел трагикомедийный фильм режиссера Адама Сигала «Нандор Фодор и говорящий мангуст», основанный на реальной истории нашумевшего в свое время паранормального феномена, получившего название «говорящий мангуст Джеф» (англ. Talking Mongoose Gef). Вышел фильм об известном парапсихологе, которому пришлось пересмотреть свои прежние убеждения

В центре сюжета известный парапсихолог, психоаналитик Нандор Фодор, который, в некоторой степени, потерял былой энтузиазм в исследованиях парапсихических феноменов и ставит под сомнение типичные сверхъестественные объяснения такого рода явлений.

Русский постер фильма.
Русский постер фильма.
 

Его прагматичные и более естественные взгляды делают его своеобразной «белой вороной» в кругу спиритуалистического сообщества, где, в свое время, он считался «своим человеком». Однако старый друг и коллега, не менее известный парапсихолог Гарри Прайс, уговаривает его лично изучить уникальный случай «говорящего мангуста» в селении Дэлби на острове Мэн. Прайс намекает, что этот случай может поколебать критические взгляды Фодора на паранормальные явления и вернуть веру в сверхъестественное. Нандор решается отправится на остров Мэн, чтобы разгадать тайну мангуста Джефа. Однако это путешествие станет не только испытанием для его критического мышления, но и для мировоззрения в целом.

Реальный исследователь Нандор Фодор и британский актер Саймон Пегг, играющий его в фильме.
Реальный исследователь Нандор Фодор и британский актер Саймон Пегг, играющий его в фильме.
 

Реальная история «мангуста Джефа» действительно стала показательным примером общей проблемы трансцендентности паранормальных явлений, когда вполне определенно утверждать «что это было» не представляется возможным. Для лучшего понимания этой вечной дилеммы следует немного рассказать о самом этом случае. В середине 1930-х годов в британской прессе активно обсуждалась история о говорящем зверьке по имени Джеф, который якобы был индийским мангустом. Этот случай даже стал причиной проведения специальных слушаний в Палате общин и разбирательств в Верховном суде Великобритании. При этом Гарри Прайс и Нандор Фодор, основные исследователи этого феномена, так и не смогли прийти к окончательному выводу относительно того, что на самом деле представлял собой Джеф. Были выдвинуты гипотезы о том, что он мог быть разновидностью полтергейста, криптидом или персонажем местной легенды, созданным хозяевами дома, семьей Ирвингов.

Известный исследователь Гарри Прайс и его киновоплощение в фильме в лице актера Кристофера Ллойда.
Известный исследователь Гарри Прайс и его киновоплощение в фильме в лице актера Кристофера Ллойда.
 

Все началось с того, что в сентябре 1931 года, в полостях между стенами дома Джеймса Ирвинга начали слышаться странные звуки, которые и стали отправной точкой для возникновения феномена. Хозяин дома подробно описал эти события в письме Гарри Прайсу. К октябрю Джеймс и его дочь Вара успели мельком увидеть «маленькое существо, напоминающее крысу, с длинным пушистым хвостом». В декабре, по словам Ирвинга, это существо начало произносить первые осмысленные звуки и сбрасывать предметы со стеллажей, превратив это в свою привычку. Как отмечал хозяин дома, голос существа был выше человеческого на две октавы, но иногда опускался до привычного диапазона [1]. После того как «зверек» внезапно повторил рассказанный Варой детский стишок, он уже начала активно «пользоваться» человеческой речью.

Вара и Джеймс Ирвинги, а также их адаптации в фильме актерами Джессикой Балмер и Тимом Дауни.
Вара и Джеймс Ирвинги, а также их адаптации в фильме актерами Джессикой Балмер и Тимом Дауни.
 

Впоследствии Джеф стал активно беседовать с Ирвингами как на сугубо бытовые, так и на философские темы. При этом хозяева дома отмечали довольно своеобразную риторическую стилистику: в его лексиконе преобладали замысловатые, напыщенные фразы в семье никогда не употреблявшиеся. Интересно, что Джим Ирвинг заявлял Н. Фодору, что Джеф всегда умел говорить и лишь инсценировал свое «развитие» [2]. Однако впоследствии мангуст это опроверг «Человеческую речь я понимал, конечно, всегда, но сам говорить не умел. Спасибо Джиму, это он меня научил!». Если верить записям Ирвинга, Джеф, как минимум, был также знаком с арабским и русскими языками, знал азбуку глухонемых.

Также по теме
Сегодня мы рассказываем историю о малоизвестном в русскоязычном сегменте интернета случае полтергейста, произошедшем в Сарагосе (Испания). С людьми заговорила... кухонная печь, причем на самом грамотном испанском языке. В дошедшем до нас деле осталось немало документальных свидетельств из полицейских и судебных архивов, однако тайна, взбудоражившая всю Европу в 1934 году, так и не была открыта. Кому же или чему удалось одурачить целые делегации ученых и полицейских?

Занимательно то, что Джеф, со слов Ирвингов, изо всех сил старался быть полезным в доме. Он исполнял функции сторожевой собаки, будильника, охотника на мышей и даже добытчика провианта. Последнее было особенно ценным и полезным для семьи Ирвинга, которые жили достаточно бедно. Так, например, по подсчетам хозяина, он убил и принес в дом 277 кроликов. Для Вары, с которой он по-особому сблизился, Джеф стал телохранителем. Он взялся регулярно провожать девушку в школу с обещанием защищать ее от любых угроз. И действительно, как-то раз он даже швырнул камнем в одноклассников Вары, которые нелестно отозвались о ней. Однако при видимом дружелюбии, Джеф обладал достаточно «вредным» характером, страдал вспыльчивостью и капризностью. Интересно, что именно это было одной из причин, почему многие исследователи считали, что из всех паранормальных явлений Джеф был ближе к полтергейсту.

Основной проблемой было то, что фактически никто не видел Джефа, в том числе и исследователи феномена. Он постоянно избегал людей и лишь изредка показывался Ирвингам. Вара утверждала, что несколько раз отчетливо видела зверька и отмечала, что он был величиной с небольшую крысу, имел желтоватую шерстку и длинный пушистый хвост (последнее не характерно для индийских мангустов). Гарри Прайсу даже прислали фотоснимок, сделанный Варой, на котором виден некий маленький зверек, напоминающий мангуста. Интересно, что на Рождество 1932 года Джеймс Ирвинг выяснил, что передние лапки «мангуста» не только больше задних, но еще и напоминают крошечные человеческие ручки. Это также удалось, вероятно, запечатлеть на фотографии.

Джеф на рисунке Г. Прайса.
Джеф на рисунке Г. Прайса.
 
Возможные фотодоказательства существования Джефа: Джеймс Ирвинг указывает на то, что может быть пальцами Джефа, выступающими за край одного из его укрытий (слева); фото Джефа, сделанной дочерью Варой (справа).
Возможные фотодоказательства существования Джефа: Джеймс Ирвинг указывает на то, что может быть пальцами Джефа, выступающими за край одного из его укрытий (слева); фото Джефа, сделанной дочерью Варой (справа).
 

Конечно, ключевым во всей этой истории оставался (и остается сейчас) вопрос: кем на самом деле был Джеф. Местные газеты изначально относились к этому случаю довольно скептически. Посетивший ферму Ирвингов журналист Дж. Рэдклифф вернулся в редакцию с твердым убеждением, что «голос» Джефа в действительности принадлежал самой Варе. Именно это послужило толчком для раздосадованного Джеймса Ирвинга обратится к знаменитому Гарри Прайсу для расследования феномена. Прайс впоследствии в своем отчете действительно защищал честное имя Ирвингов и подчеркивал, что они не имели мотивов к фальсификации – ни финансовых, ни каких-либо других.

При этом некоторые исследователи указывали на то, что многие проявления Джефа были характерны для полтергейста: швыряние камней, перемещение предметов, невидимый голос. Однако Н. Фодор изначально не считал Джефа полтергейстом. Он указывал на то, что тот был все-таки неким существом из плоти. Примечательным фактом была отправка Фодором по почте Ирвингу книжки о полтергейсте. Фермер зачитал из нее выдержки вслух, и Джеф возмущенно воскликнул: «Нет, я не из таких!». Исследователь высказывал мнение, что «мангуст», в большей степени, напоминал фамильяра – «духа», который может принимать облики мелких животных и оказывать разного рода услуги ведьмам и колдунам [2]. Когда же Джеф сам рассказывал о себе, то обычно напускал много бессвязной таинственности, по типу «Я – пятое измерение. Я – восьмое чудо света. Я расщепляю атом!» [2].

В отличии от событий, показанных в фильме, Н. Фодор, во время своей поездки на остров Мэн, никогда не видел и не слышал Джефа, однако остался убежден, что все, о чем говорили Ирвинги, было правдой. Хотя позже исследователь отмечал, что, вероятно, Вара действительно занималась отдельными мистификациями, но подчеркивал, что «…такое поведение вообще характерно для полтергейста; последний есть порождение дисбалансированной личности, которая нередко пытается имитировать феномен, чтобы привлечь к себе внимание» [3]. Например, Г. Прайс, получивший от Вары якобы «волоски шерстки» Джефа, отдал их на исследование, и выяснилось, что это собачья шерсть (в доме Ирвингов жила овчарка Мона).

Также по теме
На днях в прокат вышел ожидаемый многими американский хоррор "Заклятие 2", повествующий об очередном сражении с "нечистой силой" медийных исследователей паранормальных явлений Эда и Лоррейны Уорренов. По аналогии с первым фильмом, в основе сюжета второй части также лежит реальная история. В этот раз за основу взят широко известный случай полтергейста, произошедший в конце 1970-х годов в английском городке Энфилде. Тогда неизвестная сила долгое время терроризировала многодетное семейство Ходжсон. Традиционно в этой небольшой статье мы бы хотели проанализировать насколько киноэкранизация близка к реальному случаю.

В целом, в фильме, удачно показаны сомнения и даже смятение Н. Фодора относительно природы происхождения Джефа, а также соответствующая трансформация его мировозренческих установок. Подобное же имело место и в действительности, однако было растянуто на более длительный период. Изначально, исследователь пытался объяснить этот случай с позиции психоанализа, где Джеф был результатом подсознательной деятельности Джеймса Ирвинга. Позже Фодор сформировал «более парапсихическую» гипотезу, согласно которой отколовшаяся часть психики хозяина дома, страдавшего от непонимания и одиночества, вселилась в реального зверька и придала последнему человеческие качества [3]. Однако, в опубликованной посмертно книге «Меж двух миров» автор ни разу не упомянул о своей первой версии. Фодор выразил более радикальное предположение, что Джеф, возможно, действительно, «не просто мангуст, но сверх-сверх-умный мангуст», – именно так тот характеризовал себя сам [2].

В 1937 году Ирвинги были вынуждены за бесценок продать ферму и покинули остров Мэн. Незадолго до этого исчез и Джеф. Уже в 1970 году Вара Ирвинг дала интервью журналу «Fate», где подтвердила все, написанное Фодором в его книгах об этом случае. Она еще раз подчеркнула, что Ирвинги не были заинтересованы в мистификации, потому что все эти события нанесли существенный вред ее семье, фактически они стали изгоями.

Литература

1. Bell M.R. Putting Together The Poltergeist Puzzle [Электронный документ] URL: https://www.webcitation.org/655lsUhDh?url=http://paranormalnews.com/article.aspx?id=1060 (Дата доступа: 26.01.2024).

2. Фодор Н. Меж двух миров. М.: Айрис, 2005. 271 с.

3. Green B.T., Hercules I., Dale R.P. Gef The Talking Mongoose: The Eighth Wonder of the World. Inner Light – Global Communications, 2019. 274 p.


Никита Томин 28.01.2024
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Небесный проектор христианства
Аналитика 3
Небесный проектор христианства
Доминирующая на любой территории религия определяет не только жизнь людей, но и влияет на содержание небесных знамений. Даже если отбросить религиозную пропаганду и откровенные вымыслы, смотрящие в небо люди находились под влиянием того, что психолог Дмитрий Узнадзе назвал «установкой» – сформированными ожиданиями и представлениями.
Темные маяки Среднего Поволжья как информационный фантом общественного сознания
Сакральная география 1
Темные маяки Среднего Поволжья как информационный фантом общественного сознания
Начало ХХ века ознаменовалось случайной находкой на территории Самарской Луки группы каменных столбов. Обнаружение этих столбов породило множество вопросов и вновь всколыхнуло интерес к байкам о местных фантомных башнях.