Звездная наука в Великом Княжестве Литовском

Не так давно вышла в свет монография кандидата исторических наук Дмитрия Скворчевского «Навука звяздарская»: астраномія ў Вялікім Княстве Літоўскім у XIV–XVII ст.», посвященная развитию космологических представлений и астрономических знаний в средние века на территории Великого Княжества Литовского. Автор книги рассказывает о некоторых идеях, воплощенных в новом издании. Вышла книга, посвященная развитию космологических представлений и астрономических знаний в средние века на территории ВКЛ
Обложка книги.
Обложка книги.
 

Как уже можно заметить по названию, издание раскрывает историю развития астрономических знаний во времена и на землях Великого Княжества Литовского. Для общего представления предлагаю ознакомиться с содержанием, а здесь хотелось бы рассказать немного о другом, что напрямую связано с книгой, про что в ней написано, однако не прямым текстом.

Оглавление книги.
Оглавление книги.
 

Как человека «встречают по одёжке», так и о книге сперва судят по обложке. Именно о ней и пойдет далее речь. Концепция обложки авторская, а воплотил её художник Евгений Кот, известный по проекту «Беларускі бестыярый», посвященный мифологическим и фентезийным персонажам. Именно обложка помогает рассказать читателю, о чем книга.

Также по теме
Исследователь Д. В. Скворчевский затрагивает в своей статье вопросы развития астрономии ВКЛ, которые так или иначе уже освещались на страницах нашего сайта в материалах рубрики Астроархеология.

В оформлении использован современный шрифт на основе созданного Франциском Скориной в XVI веке. Выбор шрифта с одной стороны легко объясним, так как он соответсвует периоду, однако причина все же не такая очевидная. В 1522 году Скорина издаёт «Малую подорожную книжку» в своей типографии в Вильне, первой на землях ВКЛ. В составе этой книги издана «Пасхалия», включающая астрономические и календарные сведения. О Франциске Скорине и его роли в развитии астрономии в ВКЛ я пишу в своей монографии. Как можно заметить, этот год является юбилейным – 500-летие издания «Малой подорожной книжки». Эту связь и хотелось подчеркнуть, использую скориновский шрифт для оформления своей книги.

Иллюстрация на обложке взята из Радзивилловской летописи. В целом вся обложка стилизована под летописную страницу. Можно даже заметить характерные линейки, используемые летописцами для достижения ровности строк. Кроме того летописи и хроники ВКЛ сохранили десятки интересных и важных описаний астрономический являний. О них я также подробно пишу. Радзивилловская летопись уникальна еще и тем, что в ней сохранились сотни миниатюр, среди которых можно увидеть изображения небесных явлений. Выбор иллюстрации для обложки в этом плане был очевиден. К слову, в своей работе анализируются все миниатюры Радзивилловской летописи, на которых изображены астрономические явления.

Вернемся непосредственно к миниатюре. Для обложки был взят рисунок, изображающий метеорный дождь в контексте событий 1203 г. Его особенность в том, что средневековый художник через эту миниатюру передал эсхатологические ожидания населения XV века (когда создавалась летопись). Как ни странно, именно приближение «конца света» и его ожидание значительно способствовали росту интереса людей к астрономии и становлению в ВКЛ именно научной астрономии. На мой взгляд, именно данная миниатюра является наиболее подходящей для обложки, так как символизирует интерес наших предков к астрономии.

Фрагмент цветной вклейки книги с описанием миниатюр Радзивилловской летописи.
Фрагмент цветной вклейки книги с описанием миниатюр Радзивилловской летописи.
 

Однако внимание к небесным явлениям в донаучный период было обусловлено иными мотивами (мифологическими и религиозными), которые также нашли свое отражение на обложке книге. Дело в том, что миниатюра, изображающая падение метеоров, также сопровождается текстом, завершающий фрагмент которого можно увидеть на обложке. В данном тексте объясняется, чем являлись астрономические явления для средневековых людей, как они их воспринимали: «…не на добро бывает, но знамения сици на зло бывають, или проявляють рати, или глад, или смерти проявляють». По сути это эталон восприятия небесных явлений. О значении летописных описаний астрономических явлений и об их восприятии также подробно рассказывается в моей работе.

Это если вкратце рассказать о том смысле, который концептуально отражен в обложке. Через эти детали можно проследить и тематическую направленность издания. Надеюсь, удалось заинтересовать читателя. Книгу «Навука звяздарская»: астраномія ў Вялікім Княстве Літоўскім у XIV–XVII ст.» можно приобрести в Минске:

  • Этнокрама "Рагна" (ул. Сухая 4) – на сайте возможна покупка и доставка за границу Беларуси;
  • "Академкнига" (пр-т Независимости 72) или на сайте их интернет-магазина – доставка за границу Беларуси не заявлена.
Также по теме
В статье Д. В. Скворчевского систематизированы данные о знамениях из Витебской летописи. Первая группа записей датируются 1704–1709 годами и были оставлены двумя летописцами. Они описывают гало (три записи) и падение метеорита 20 июля 1704 года, ошибочно принятого летописцами за комету (две записи). Ко второй группе можно причислить две записи о кометах и одну, являющуюся спорной: наблюдаемое явление нельзя достоверно интерпретировать как астрономическое.

Дмитрий Скворчевский 08.09.2022
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
«Ядерный кошмар» Мохенджо-Даро
Расследования 1
«Ядерный кошмар» Мохенджо-Даро
С достойным уважения постоянством отдельные телеканалы – от совершенно желтых до вполне центральных – не говоря уже о бумажно-электронных СМИ и отдельных увлеченных авторах, от школьников до генералов, вновь и вновь смакуют гибель древних городов от ядерного оружия, которым владела не то противоборствующая неведомая цивилизация (чаще всего арийская), не то инопланетные пришельцы.
«Дарю тебе звезду!» Чудеса народной астрономии индийских Гималаев
Аномальный фольклор 1
«Дарю тебе звезду!» Чудеса народной астрономии индийских Гималаев
Эссе повествует об опыте автора по сбору данных о вернакулярных астрономических представлениях народов Индии. Основное внимание уделяется мифологическому мотиву о происхождении метеоров – «падающих звезд», распространенному в двух гималайских штатах – Химачал-Прадеш и Уттаракханд, и попыткам выяснить, какой именно предмет местной флоры или фауны связывается в народном сознании со звездами, упавшими на землю.