«Холоп Яшка»: абдукция в XVIII веке?

Многие российские уфологи искренне верят, что в Синодальном архиве хранится дело о... похищении жителя Елабужского уезда инопланетянином. Обратимся к первоисточникам и разберемся, что здесь правда, а что вымысел. Так похищали ли жителя Елабужского уезда Вятской губернии инопланетяне?

Дмитрий Казаков из Кирова, пишущий под псевдонимом Ион Харда, утверждает: "Пожалуй, самый первый случай наблюдения НЛО на Вятке и даже общения с его обитателями можно отнести к 1752 году! Более того, он был даже документально зафиксирован! Если быть историческим точным, имел он место не совсем на территории Кировской области и даже тогдашней Вятской губернии. Елабужский уезд, в котором произошла эта история с неким холопом Яшкой, тогда еще относился к Казанской провинции и только в 1780 году отошел к Вятской губернии.

Итак, вот что сообщал церковный документ за 1752 год:

"...Будучи де в малолетстве ходил он, Яшка, в лес по ягоды, где явился ему неведомо какой человек Тимофей в одеянии бумажном и взяв его, Яшку, посадил в великий медный котел, в который и сам он, Тимофей, с ним сел, и в том котле их вместе на небо, неведомо кто подняли... Яшка у вышеописанного Тимофея в построенной деревянной избе жил полтора года, и за тое его жития время он, Тимофей его, Яшку, в том же котле и на том же месте, где взял, с неба спустил и велел, чтобы он, Яшка, по отяцки молиться приказал новокрещенцам..." (Синодальный архив за 1752 год № 635/135; Известия общества в 1909 году, том XXV, вып. 5, раздел "Этнографические материалы").

Человеку, мало-мальски знакомому с церковной литературой, это сразу напомнит другой похожий эпизод – из "Жития Сергия Радонежского"... В обоих случаях имел место контакт с таинственными визитерами, отбрасывая в сторону религиозные моменты, которые в ту пору могли быть, скорее всего, додуманы монахами-переписчиками в духе того времени. В противном случае, Яшку могли бы обвинить в сношении с дьяволом и участь его была бы очень печальна" [1].

Две ошибки в цитируемой книге видны сразу, без дальнейшего расследования. Во-первых, 1752 год – это время, когда была сделана запись документа. В ней уже взрослый человек рассказывает, что с ним приключилось нечто "в малолетстве", а не в текущем году. Во-вторых, Тимофей велел, чтобы Яшка приказал "новокрещенцам" молиться "по-отяцки" – то есть по-язычески, бросить христианскую веру, а не наоборот. Отяками или вотяками в те годы называли удмуртов. Аналогия с "Житием Сергия..." здесь неуместна.

Библиографическая ссылка в книге Иона Харды также вызывает массу вопросов. Что это за "Известия общества в 1909 году"? Какого общества – рыболовов, охотников или, может, велосипедистов? Скорее всего, Дмитрий никаких "Известий" не читал, а взял историю у Вадима Черноброва, где она сопровождается точно такой же ссылкой. Правда, в тексте книги Черноброва загадочное "общество" расшифровывается:

"Началось с того, что от историка Тюрина-Авинского стало известно, что в архивах Казанского университета хранится донесение о холопе Яшке, который после встречи в лесу с человеком в странных белых одеждах и полета в небо на большом блестящем эллипсовидном аппарате вернулся домой с подаренными "чудодейственными монетами" через несколько лет, хотя на Земле до его возвращения прошло совсем немного времени. Первоначально на необычность текста около века назад обратил внимание член-сотрудник общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете И. Яковлев, однако, он расценивал его как легенду елабужских вотяков, рассказывающую о том, "как научиться ворожить и колдовать". С помощью нынешних сотрудников университета мне удалось разыскать первоначальный текст, в котором есть следующее сообщение... [далее идет тот же текст, что и выделенный ранее курсивом – прим. М.Г.].

Безусловно, данное описание – не первоначальный вариант, совет "молиться по отяцки" вероятнее всего вклинили в рассказ при каком-либо очередном пересказе, можно даже предположить – это сделали уже при записи рассказа, который происходил в Вятской Духовной Консистории 20 февраля 1752 года (в тот же день, когда Яшка поведал свой рассказ, ему, вероятно, и предложили слегка видоизменить рассказ, убрав "лишнее" и добавив новокрещенную пропаганду, в противном случае его бы наверняка обвинили бы в сношении с самим "диаволом"; понятно, что Яшка сделал благоразумный выбор – и его сделали новокрещенным вотяком в тот же день). Так что, хотя устная легенда гласит, что Яшка попал на Землю в то же время, что и улетал, однако из записи это четко не видно: "и за тое его жития время… в том же котле и на том же месте". Впрочем, перевод этого искаженного письменного документа можно трактовать по разному..." [2].

Встреча Яшки с незнакомцем. Рис. В. Буркина, 1991 год.
Встреча Яшки с незнакомцем. Рис. В. Буркина, 1991 год.
 

В. Чернобров здесь пытается подогнать старый текст под тематику "загадок времени", хотя ничто в цитате из документа не говорит о том, что время на небе и земле текло по-разному. "Устная легенда" не могла ничего гласить за ее отсутствием (об этом далее). Не понял автор и того, что Яшка сам занимался языческой пропагандой среди крещеных удмуртов, за что и был допрошен.

Владимир Авинский впервые упомянул про Яшку и "полет в котле" в 1987 году, когда брал интервью у писателя-фантаста Александра Казанцева: "Недавно историк М. Д. Струнина сообщила об интересной записи, относящейся к 1752 году и найденной ею в "Известиях общества археологии, истории и этнографии" при Казанском университете" [3]. В 1991 году Авинский включил процитированный Хардой и Чернобровом отрывок из документа в сборник "НЛО. Истоки истины" [4].

Обложка «Известий общества археологии, истории и этнографии» (Том XXV, вып. 5) с упоминанием о Яшке.
Обложка «Известий общества археологии, истории и этнографии» (Том XXV, вып. 5) с упоминанием о Яшке.
 

А теперь берем в руки "Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском Университете". И сразу видим, что цитата, которая приведена тремя авторами (Авинский, Чернобров, Казаков) без изменений, была на самом деле отцензурирована. В последнем предложении пропущено вот что:

"…он, Тимофей, дал ему рублевую монету да серебряную копейку и теми научил волшебствовать... И по прошествии полуторагодичного времени оный Тимофей его, Яшку, в том же котле..." [5].

В. Чернобров был прав в одном: он действительно видел оригинал "Известий" и знал, что в истории есть упоминание про "чудесные монеты". Можно, конечно, предположить, что пришелец замаскировал инопланетную технику под русские деньги, но другие детали в изложении Черноброва демонстрируют некоторый разлад с действительностью. Нигде в первоисточнике нет "большого блестящего эллипсовидного аппарата", как нет и "устной легенды", чем-то отличающейся от письменного ее варианта. Да и холопом Яшку никто не называет. Зато в оригинальной публикации имеется ссылка на источник, из которого историю почерпнул сам автор заметки в "Известиях" – книгу Луппова "Христианство у вотяков".

Розыски книги Павла Луппова были недолгими. И вот перед нами – оригинальный текст показаний некрещеного (а не "новокрещенного") Яшки Актемирова без купюр:

1752 года, февраля 20 дня в Вятской Духовной Консистории в присутствии присланный новокрещенских жилищ от поповскаго закащика Глазовскаго попа Иоанна при доношении вотяк чрез толмача новокрещенного Максима Ложкина допрашиван, а в допросе сказал.
Зовут его Яшкою, от роду ему например лет 19, Казанского уезду Кильмезской волости Даниловой сотни деревни Корошурской некрещеного отца Ивана Актемирова сын, некрещеный же, Вятской провинции в Слободской уезд, в новокрещенские жилища привезен он того Слободского уезда Игринской доли Чутырскаго Сретенскаго приходу деревни Кушьинской новокрещенным, по-отятски Темыром, а по крещении Степаном Русских, который к нему, Яшке, в дом приезжал нарочно и звал его в оныя новокрещенские отятския жилища для моления по прежнему их отяцкому обыкновению и по приезде во оной Кушьинской деревне у показанного новокрещенного Степана в доме переночевал одну ночь, а на-завтрие того дня, напекши хлебов и наварив пива из данного ему от новокрещен запасу сам, и по заходе солнечном в вечеру созвал тоя деревни и других починков и деревень новокрещен и велел из оных новокрещенному, по-отятски Афоне, привести жеребца, срыжа чалой, Василию быка красного, а показанному Степану 2 баранов да 2 гусей, и выведши оных, посреди поля под елкою закололи и, помоляся по отятскому обыкиовению, сваря оных, съели, при каком мольбище народу было множественное число, а именно Чутырского да Игринского концов новокрещенные с женами и детьми, а молиться де он, Яшка, тех новокрещен заставливал с того.
Будучи де в малолетстве ходил он, Яшка, в лес по ягоды с товарищи той же деревни, в коей он живет, вотяками Ишметем Шекметевым да Тыкашем Агнашевым, которые де и ныне в живых находятся и будучи в нежилой деревие, состоящей от дому его верстах в двух, явился ему неведомо какой человек Тимофей в одеянии бумажном, и, взяв его, Яшку, посадил в медный великий котел, в который и сам он, Тимофей, с ним сел, и в том котле их вместе на небо, неведомо кто, подняли, только оные вотяки то видели или нет, не знает, где он, Яшка, у вышеписаннаго Тимофея в построенной деревянной избе жил полтора года и за тое его жития время он, Тимофей, дал ему рублевую монету да сребряную копейку и теми научил волшебствовать, а потом говорил: ежели де новокрещенцы по-прежнему их отятскому обыкновению молиться не станут, то будет на них и на скота мор, к тому ж у них хлеб родиться и звери ловиться не будут, и по прошествии полуторагодичного времени оный Тимофей его, Яшку, в том же котле и на то же место, где взял, с неба спустил и велел чтоб он, Яшка, приказал новокрещенцам по-отятски молиться, по коему его приказанию он, Яшка, сего году в Казанском уезде с новокрещенными и некрещенными отяки и молился в 19 местах, а именно в Мыинской, Селтынской, Туклинской, Пудгинской, Удзинской деревнях, на Дылдыжикье и на Тыложикье, на Кадом-Омге да на Вятке-Каксе; в Тырыге да на Нырде, а в прочих сказать не упомнит и во оных деревнях по тому ж для мольбниц кололи лошадей, быков, баранов и гусей, а потом, как вышеписано, приехал в Слободской уезд по позву того уезда новокрещен и сказывая им то ж, что выше упоминаемый Тимофей ему говорил: ежели они по-отятски молиться не будут, то будет на них и на скота мор, да и хлеб родиться не будет, к тому ж, поворожа рублевою монетою и сребряною копейкою, сказывал, что сего году пред Петровым днем будет в их жилищах мрачно, будто от дождевых туч чрез целую неделю, а якобы дождь горячий будет, того не говаривал, и пророком не назывался, и затем в вышеписанной деревне Кушьинской оные новокрещенные, по его объявлению, а паче за принуждение его, понеже де он Яшка тогда тех новокрещен и плетью стегал, мольбище чинили, да минувшего генваря 22 дня в Пургинскую долю и конец, в Поломской приход для такого ж моленья по позву той доли от новокрещен он, Яшка, приезжал, где по вышеписанному при деревне Люк в поле приказывал привести жеребца рыжего, быка, двух баранов и двух гусей и велел собираться в поле тоя доли новокрещенным, почему оных собралося было не малое число и хотели, заколов оных животных, молиться по-отятски, точию Поломского Рождественского приходу поп Стефан Шерстенников с причетники приехал на то место и до того мольбища не допустя, а его Яшку, откуда было он побег, схватав на дороге, увезли в село Поломское, где оный поп бывшую у него рублевую монету, которою он волшебствовал, взял к себе, а его, Яшку, отослал к поповскому закащику Глазовскому попу Иоанну, а он, закащик, отослал за караулом в Духовную Консисторию, куда едучи и бывшую у него сребряную копейку, коею по тому ж ворожил, из-за пазухи дорогою неведомо куда потерял и затем ныне, за неимением у него данных от Тимофея монеты и копейки, ворожить и предбудущая сказывать не может и другими копейками и монетами не умеет, а при вышеписанном де бывшем при деревне Кушье мольбище был и вышеобъявленный Тимофей, который ему, Яшке, сказывал, у кого из новокрещен взять жеребца, быка, баранов и гусей, почему де оные по приказу его, Яшки, от объявленных новокрещен во взятье заколоты и при мольбище употреблены в снедь, которых де мясо, так же печеный им, Яшкой, хлеб и вареное пиво он, Тимофей, ел же и пил, только де его новокрещенные при том не видали и разговоров, кои он с ним, Яшкою, говорил, не слыхали, а видел и разговаривал он, Яшка, с оным Тимофеем один, а потом де он, Тимофей, с того мольбища, оставя его, Яшку, ушел неведомо куда и более к нему не бывал, а при тех де мольбищах он, Яшка, новокрещенным велел кресты скидать и оставлять в домах своих, что де оные новокрещенные, по приказу его и чинили, и в сем допросе сказал он, Яшка, самую сущую правду под опасением за ложное показание в гражданском суде жестокого истязания.
Сей допрос толмачил Слободского уезда Верхочепецкой пятой Пургинской доли Дебесскаго 2-го конца дер. Ченыка Максим Ложкин и вместо вышеписанного вотяка Яшки Актемирова и сверх его бортного пятна по его прошению руку приложил. (Из дела Синодального архива за 1752 год, № 635/153) [6].

Дело это было открыто в 50-х годах XVIII столетия, когда большая часть вотяков уже была окрещена, и наиболее упорные из язычников употребляли все усилия, чтобы отстоять родную веру.

Пропаганду язычества Яшка вел с размахом, не стесняясь прибегать к насилию и угрозам. В деревне Зуринской Слободского уезда Вятской провинции он вошел в дом новокрещенного Василия Шкляева, "которого Яшка ударил по голове, говоря: почто де кланяешься по русски – я не русский, зовите меня атаем, а по русски отцом, веруйте по вотской, а не по русской вере и говорил ему, что де у тебя есть лошадь жеребец шерстью рыжий, которого и на мольбу надлежит резать, и если де так молиться не будете, то при том устрашивая говорил что де сего году после Христова дня будет дождь горячий и с камением и мор на людей, и на скот также и темность и будут и разные звери, кои и людей есть будут и оттого исчезнете все" [7].

История с Тимофеем имеет типичные черты удмуртского фольклора про колдунов и передачу знаний о колдовстве. Автор заметки в "Известиях", И. Яковлев, сравнивает ее с более свежей легендой: "Ворожить научает Бог, а колдовать дьявол. К каждому лицу, имеющему сильное желание в душе научиться ворожбе или колдовству, является некто в образе белого человека и уводит в лес..." [5]. Там неофиту предстоит лезть на небо по дубу в 12 обхватов, причем вверх ногами.

До сих пор в Удмуртии бытует представление о том, что знахарству обучает некто нуись-ваись-валтиись-келись (буквально уносящий-приносящий-ведущий-провожающий). Он "водит" неофита над лесом, правда, без котла... [8].

С бумажной (т. е. белой) одеждой Тимофея и полетом на небо, похоже, все ясно. А как обстоит дело с "чудесными монетами"?

"Ворожец серебряную монету кладет на палец и смотрит на монету, по ней узнает все, – рассказал о проделках вотяцких колдунов, или "усто-туно", священник И. Васильев. – Монета эта ему дается для ворожбы тем лицом, которое заставляет его ворожить, и жертвуется ворожцу за труды. Монета эта не падает у него на пол с пальца и при опускании книзу... Это считается чудом; иногда усто-туно с этой югезью [монетой] вертит рукой кругом головы, прежде чем начинает ворожить" [9].

Использовал ли "ворожец" клей или натирал руку, чтобы набраться статического электричества, неважно. Точно так же неважно, был ли Тимофей яркой галлюцинацией, в которую Яшка искренне верил, или просто выдумкой. В любом случае к инопланетянам и абдукциям эта история никакого отношения не имеет.

Литература

1. Харда И. НЛО: таинственные странники вятских небес. Киров, 2014. С. 199–200.

2. Чернобров В. Тайны времени. [Эл. ресурс] URL: https://www.litmir.me/br/?b=6119&p=81. Дата обращения: 12.04.21.

3. Авинский В. Генератор идей // Строительная газета [Москва]. 1987. 17 мая.

4. Авинский В. (сост.) НЛО. Истоки истины. Самара, 1991. C. 24.

5. Яковлев И. Как научаются ворожить и колдовать // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском Университете. Т. XXV. Вып. 5. 1909. С. 153–154.

6. Луппов П. Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX века. СПб, 1899. С. 321–323.

7. Луппов П. Были ли в XVIII веке у вотяков человеческие жертвоприношения? // Вятские Епархиальные ведомости. 1896. №11. С. 563.

8. Владыкина Т. Удмуртский фольклор. Проблемы жанровой эволюции и систематики. Ижевск, 1998. С. 65.

9. Васильев И. Обозрение языческих обрядов, суеверий и верований вотяков... // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском Университете. Т. XXII. Вып. 1. 1906. С. 195, 215.

Также по теме
Среди уфологических феноменов, уже долгое время будоражащих умы людей, встречаются довольно уникальные явления, которые сложно увязать с материалистическими взглядами или же сугубо внеземной гипотезой происхождения НЛО. В частности, здесь речь идет о так называемом «факторе Оз» (или же «искажении реальности» по терминологии В. Деружинского), природа которого кажется довольно мистической и навевает мысли о параллельных мирах. Мы представляем вашему вниманию перевод статьи одного из польских коллег по данному вопросу.

Михаил Герштейн 30.06.2021
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий. Если вам понравилась статья, вы можете поддержать наш проект.
 
 
Наблюдения НЛО в Курской области
Аномальный фольклор 1
Наблюдения НЛО в Курской области
На основе наблюдений уфологических феноменов, не знающих каких-либо географических границ, сложился определенный «портрет» данного явления, что нашло отражение, в том числе, в массовой культуре. В какой же мере образ феномена в отдельно взятой местности соответствует «мировым уфологическим стандартам»? Попробуем рассмотреть этот вопрос на примере Курской области.
Устами шамана глаголет... Дух?
Методология 1
Устами шамана глаголет... Дух?
В предлагаемой вниманию читателей статье речь пойдет об обычных полевых наблюдениях и лабораторных экспериментах на базе ИЭА РАН, ИВНД и НФ РАН, проводимых в рамках проекта «Шаманы и шаманизм: интердисциплинарное исследование личности и явления» (РГНФ). Автор решил остановиться на особенностях отдельных шаманских состояний, которые проявляются в ходе ритуальной практики у лиц, владеющих традиционными шаманскими техниками и разделяющих шаманское мировоззрение.