18.11.2008

Латвия: Найден потерянный "корабль мертвых"

«Корабль мертвых» - ритуальное сооружение в форме каменной ладьи, на которой знать Скандинавских переселенцев отправлялась в свой последний путь. Следы памятников мегалитической культуры Лаборатория Нектона искала не только в Прибалтике, но и в Упланских болотах Швеции, самом сердце цивилизации Свенов.

Однако, все удивительное рядом - изучая записи немецкого художника Я.Дэринга, нам стало известно о предпринятых им в 1863 году, на территории Северо-Западной Латвии, самостоятельных археологических изысканиях двух «кораблей мертвых» по описаниям поразительно напоминающих ритуальные каменные лодки скандинавов. Вскоре, нить наших исследований, выявила упоминание о как минимум нескольких подобных памятниках в Латвии...

Мегалит Корабль мертвых

Однако, все удивительное рядом - изучая записи немецкого художника Я.Дэринга, нам стало известно о предпринятых им в 1863 году, на территории Северо-Западной Латвии, самостоятельных археологических изысканиях двух «кораблей мертвых» по описаниям поразительно напоминающих ритуальные каменные лодки скандинавов. Вскоре, нить наших исследований, выявила упоминание о как минимум нескольких подобных памятниках в Латвии...

Наше внимание привлекли упоминания о двух первых памятниках культа, из тех, что находились в районе местечка Валгалциемс на побережье Рижского залива. Название населенного пункта не характерно для местных топонимов, и буквально переводится с Латышского языка, как «поселение Валгаллы», что очень созвучно со скандинавским: вальхалла, вальгалла, валгалла (древн. исл. «чертог убитых»). В скандинавской мифологии находящееся на небе, принадлежащее Одину жилище эйнхериев — павших в бою храбрых воинов, которые там пируют, пьют неиссякающее медовое молоко козы Хейдрун и едят неиссякающее мясо вепря Сэхримнира (его варит в котле Эльдхримнир повар Андхримнир).

В замке сервис Викингов на высшем уровне, павшим воинам и Одину прислуживают девы воительницы - валькирии. Вместо огня Вальгалла освещалась блестящими мечами. Вальгалла как небесное царство для избранных, по-видимому, относительно поздно отдифференцировалась от подземного царства мёртвых (Хель). В «Речах Гримнира» («Старшая Эдда») Вальгалла соотнесена с Глядсхеймом («жилище радости»), а в эпосе о «Младшей Эдде» жилище, в котором живут Один и «все люди, достойные и праведные» (христианское влияние), называется Гимле («защита от огня») или Вингольв («обитель блаженства»). Тем не менее, не смотря на собирательность понятия, дословный перевод с древне-исландского языка все же «чертог мертвых», что буквально и соотносится с ритуальным каменным сооружением в форме корабля, имеющим встроенную в земле каменную камеру, куда ссыпался прах кремированной особы для отбытия в вечную обитель. Периодический в родовую лодку, к первым «отплывшим» подсыпали прах потомков, и как казалось почитателям данного культа путешествие к раю, в компаний достойных родственников, от этого становилось намного веселее. Заупокойный сервис предполагал так же и самостоятельное управление чертогом в случае ментальных штормов, на этот случай для желающих "порулить", в центре такого корабля сооружался символический каменный штурвал.

Однако, не смотря на достаточное количество подобных находок на острове Готланд, Исландии и вдоль всех мореплавательских маршрутов скандинавов, трудность нашего случая в современной интерпретации «лодок» состояла в том, что в Латвии они никак не связываются со Скандинавами и традиционно называются – чертовыми, что собственно все и запутало.

Собственно требовалось непосредственно на самой "каменной лодке" попытаться проверить две существующие гипотезы, согласно которой помимо ритуального предназначения сооружения, у расставленных овалом валунов было и календарное назначение, с помощью которого Скандинавские переселенцы отслеживали Лунный и Солнечный календарный цикл. В любом случае, ориентация каменных «кораблей» не была спонтанной и практический всегда указывала либо на стороны света, либо на точку побережья, где как предполагается, Скандинавские поселенцы пристали к суше.

Мегалит Корабль мертвых - схема

Именно «Чертовы лодки» в районе Бирзниеку и Билавы мы решили исследовать прежде всего. К нашему сожалению, первая из них – Бирзниеку, нашлась быстро но... в результате самодеятельных «археологических» изысканий Дэринга как оказалась была полностью уничтожена. Вместо культурного памятника мы обнаружили развороченные и растащенные камни, старые, поросшие ныне лесом и кустами открытые, замусоренные шурфы «археологов» 145-ти летней давности, на обочине которых валялись камни с отколотыми фрагментами и следами такого «ювелирного» археологического инструмента как кирка. Склон рядом стоящего городища, оказался так же уничтоженным в ходе деятельности «археологов». Ни формы, ни размеров, ни ориентации стоящей тут когда то каменной «лодки» угадать было уже невозможно. Сделав необходимые исследования, прочесав лес и изучив камни составлявшие памятник на предмет каких либо рунических надписей, мы отправились в сторону Билавы, туда где ожидали увидеть два образца ритуального сооружения скандинавов куда большей сохранности.

После некоторых поисков, точно там где указывала древняя легенда, в Видзерском лесу, нами все же был обнаружен один из «кораблей мертвых» длинной 14,65м, и шириной 4,2 метра, частично реконструированный в 1999 году под руководством профессора А.Васка, А.Вийупа и докторантов А.Шне и В.Берзиня.

Проблема была в том, что кораблей в этом месте должно было быть не один – а два!. На это указывали как записи вышеупомянутого Дэринга, так и легенда о местном правителе Видзере, который стремясь препятствовать входу немецких кораблей в гавань Рижского залива, заключил договор с самим нечистым, тот на спор, подрядился всего за ночь засыпать Ирбенский пролив, соединяющий мыс Колка с полуостровом Сырве на Эстонском острове Сааремаа.

Как и водится в местном фольклоре, где черт обычно предстает не коварным обманщиком, а скорее простодушным дураком – пропевший на рассвете петух прервал спор, как вы понимаете, черт не успел закончить начатое, ладьи с песком в миг вросли в землю и окаменели. С тех пор они так и называются - «чертовы лодки», а лес – стал называться Видзерским. Тем не менее, оставалось выяснить, где же вторая лодка мертвых, которая исчезла за менее чем 150 лет со времен раскопок Деринга и простоявшая нетронутой почти 3 000 лет, пережив культуру Балтов, Ливов и племен Куршей населявших эту местность. Неужели уничтожена? Понятно что если она чудом сохранилась, то она должна была быть где то рядом, однако организованные поиски и прочесывание местности успехов не принесли.

Неожиданное открытие сделал участник экспедиции Артур Виндберг, при процедуре картирования обнаруженного сооружения, вторая лодка была обнаружена! Фрагменты ее каменного остова оказались скрыты землей к северо-западу от первой, и как предполагалось, два «корабля мертвых» следовали в рай один за другим, находясь на одной оси с азимутальным направлением 309 градусов. Пропавший корабль мертвых был найден. Он чуть поменьше первого и имеет длину 14,7 метра и ширину 3,4 метра. Маленький успех, лишь начало нашей большой работы по исследованию культурно-исторического наследия Балтии и источников уникальных астрономических знаний древнего человека. Стало понятно, местные легенды имеют под собой достаточно материальное основание и в нашей разработке теперь упоминание как минимум еще о трех подобных сооружениях в том же районе... Однако об этом чуть позднее...

Мегалит Корабль мертвых