Вячеслав Мизин
Вячеслав Мизин
исследователь культовых камней
E-mail: vyacheslavmizinspb@gmail.com

Загадки Копорья: история валуна Русич

Как путаница стала легендой

Каждый, кто хоть раз интересовался камнями Ленобласти, нет не культовыми – на этот раз, просто выдающимися камнями, наверняка слышал про такой объект – валун Русич. Этот крупный камень числится памятником природы и является вторым, после Петровицкого валуна, крупнейшим камнем Ижорского глинта. Сейчас его уже начали оприходовать эзотерики, по их мнению, это очередное «место силы». Хотя для меня это выглядит забавно, ведь в этой местности с древними магическими практиками связаны как раз небольшие, едва приметные валуны, а не эти гиганты.

Также по теме
Издательство «Директ-Медиа» выпустило новую книгу Ильи Бутова – итог почти десятилетнего изучения культовых и исторических камней на пространстве Северо-Запада Восточной Европы: «Сакральные камни: Беларусь, Россия, Прибалтика». В настоящей научной монографии представлены результаты как архивных поисков автора по этой теме, так и экспедиционные материалы, позволившие выделить и обследовать на местности группу валунов с достаточно нетипичными мифологическими или утилитарными свойствами.

Но речь пойдет не об этом. При опросе местных жителей на тему «откуда пошло название “Русич”» многие говорили, что это новодельное название, а в старину валун назывался просто Ломахинским, по названию ближайшей к нему деревне. В интернете можно встретить упоминания о том, что название валуна произошло от того, что в одном из ракурсов он якобы отдаленно напоминает голову древнерусского воина в шлеме. Ассоциации, прямо скажем, так себе, в стиле Чудинова. Поскольку ничего сакрального с этим камнем не связано, то особого интереса у меня он не вызывал, до зимы 2024 года.

Несколько месяцев назад краевед Вадим Карчевский неожиданно сообщил, что у него есть материалы его отца, геолога М.Ф. Карчевского, выявлявшего необычные геологические объекты северо-запада еще в 1980-е годы (рис. 1). Среди этих материалов есть фото и упоминание валуна Русич возле Копорской крепости. Изначально я подумал, что речь идет о том самом камне возле д. Ломаха, но он отстоит от Копорья достаточно далеко, около 4,5 км, и называть это «возле крепости» несколько странно. Более того, на присланном старом фото был явно изображен какой-то другой крупный камень, не тот что у Ломахи. Мне до того приходилось слышать о том, что возле Копорья был какой-то камень, но это все были сообщения без какой-либо конкретики.

ris1.jpg

Рис. 1. Валун Русич у Копорья. Фото 1980-х годов из архива В.М. Карчевского.

В мае 2024 года мы провели дополнительную разведку с целью уточнения ситуации с этим объектом. Камень, соответствующий описанному геологами в 1988 году, был найден, его высота около 3 м и стоит он практически на склоне Ижорского плато. Каких-либо рукотворных привнесений на нем выявлено не было, обычный крупный валун со своим именем (рис. 2).

ris2.jpg

Рис. 2. Валун Русич в 2024 году. Фото автора, на фото: С.С. Смирнов и В.М. Карчевский.

И тут начинается самая интересная часть этой каменной истории – а как, собственно, так вышло, что, практически «в наше время», название одного камня перешло на другой? Мне эта история представляется следующим образом, обследуя местность, геологи наверняка опрашивали местных жителей о примечательных объектах, среди которых им был назван и показан валун Русич у Копорья. На настоящий момент это первое и самое ранее документально зафиксированное название Русич, относительно этого камня. При этом название Русичем валуна у Ломахи относится уже к эпохе интернета, т.е. началу XXI века. Скорее всего, события развивались следующим образом. Информация о крупном камне Русич к югу от Копорья получила распространение после изысканий геологов. Однако ввиду его укромного расположения и неприметности с дороги, те кто искали «крупный валун Русич южнее Копорья», скорее всего, просто не нашли его и, обнаружив достаточно большой Ломахинский валун, посчитали что нашли «тот самый Русич».

Но откуда произошло само это название? Прямого указания на русских тут может и не быть, как не было его, например, в названии деревни Расья в древнем новгородском «Толдожском погосте в чуди», которое сейчас звучит как Малая Россия. С другой стороны, в ряде деревень края русское и финское населения жило в разных концах, которые так и назывались – русский конец или чудской конец. Например, были деревни Русско-Высоцкое (сохранилось) и Чухонское Высоцкое (урочище). Таким образом, название валуна могло указывать на ближнее поселение, или часть деревни, с русским населением. Учитывая, что коренным населением тут были вожане, вполне возможно, что в ходе войн русских с немцами и шведами, здесь мог располагаться лагерь русских войск, осаждавших крепость, память о котором могла таким образом запечатлеться для аборигенов в этом названии.


18.06.2024
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Наследие Конрада Ликостенеса
Историческая уфология 2
Наследие Конрада Ликостенеса
Интерес протестантских авторов и теологов XVI в. к чудесам и знамениям увенчался появлением одного из величайших книжных проектов. Базельский священник, преподаватель и философ Конрад Ликостенес потратил свыше двадцати лет на то, чтобы собрать из хроник, книг и летучих листков сведения о всевозможных чудесах, начиная с библейских времен и до момента написания рукописи.
Шаманы и шаманизм в свете интердисциплинарных исследований
Методология 1
Шаманы и шаманизм в свете интердисциплинарных исследований
Шаманская тема – одна из наиболее популярных в зарубежных и отечественных научных трудах с середины прошлого века, но известна она стала значительно раньше. Интерес к необычным во многих отношениях личностям, возникший еще у первых путешественников и хронистов, со временем не только не уменьшался – он возрастал порой в геометрической прогрессии.