Вячеслав Мизин
Вячеслав Мизин
исследователь культовых камней
E-mail: vyacheslavmizinspb@gmail.com

Фотоэкспозиция «Сейды – летучие камни Лапландии»

«Нет ничего более непосредственно очевидного и независимого в полноте своей силы,
ничего более благородного и в тоже время устрашающего,
чем величественный утес или гордо высящаяся гранитная глыба»
Мирча Элиаде «Трактат по Истории Религий»


Согласитесь, не часто нам приходиться видеть творения людей, которые одновременно отвечают двум противоположным правилам: выделяться из природы и при этом не нарушать её гармонии.

Как возникла идея этой фотовыставки? Впервые оказавшись на одном из плато сейдов Кольского полуострова в 2004 году, я сразу обратил внимание на то, что сейд не просто «культовый объект неведомого прошлого», но и объект, обладающий определенной эстетической составляющей. Впоследствии я назвал это «архитектурой сейдов» – взаимосвязью формы с ландшафтным окружением.

1.jpg

Постер экспозиции «Сейды – летучие камни Лапландии».

Почему форма имеет значение? Учитывая, что про сейды мы знаем от «ничего» до «практически ничего», то понимание формы оказывается той средой, которая может нам рассказать о представлениях авторов этих конструкций. Для примера: каждой из современных мировых религий сопутствует своя определенная стилистика в архитектуре, изобразительном каноне и т.д. Это является средой восприятия внутреннего содержания любой религиозной доктрины.

2.jpg

Вкладывал ли автор этого сейда в его образ то, что видим сейчас мы?

Если обратиться к более древним временам, когда в язычестве главными культовыми рукотворными объектами были идолы, то мы увидим точно такой же алгоритм. Так, между идолами маори и древних славян нет абсолютно никакой разницы. Во всех архаичных представлениях, деревянный столб с личиной олицетворяет человекоподобие нечеловеческого – обращение к сверхъестественному в природе через наиболее близкую и понятную для человека антропоморфную форму. Вертикальность, как главное отличие человека от животных и основной изобразительный принцип человечности, нашли свое отражение еще в петроглифах неолита, когда гребцы на лодках изображались вертикальными черточками. В безлюдной и плоской арктической равнине этот признак является основным маркером присутствия человека, о чем говорят деревянные «болваны» ненцев, каменные инаксуиты Канады и саамские идолы типа Каврая. Все эти примеры показывают важность формы объекта для понимания пространства, и сейды прекрасно вписываются в эту концепцию. При этом не стоит забывать, что образ, сам по себе, не предполагает ответов, образ всего лишь воплощение идеи.

Также по теме
Вышла электронная версия переиздания первой в России книги о северных мегалитах – сейдах. Итак, с чего же начиналось изучение комплексов сейдов Кольского полуострова и что изменилось в их понимании за прошедшее время?

Экспозиция «Сейды – летучие камни Лапландии» была реализована в 2006 году, как экспериментальный проект, основой которого стали фотоматериалы трех экспедиций в Арктику в 2004–2005 годах. Основной идеей этого проекта стал акцент на визуализации особенностей формы и постановки сейдов, взгляд на сейды как произведения первобытного искусства.



12.04.2023
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Бобруйский метеорит: поиски продолжаются!
Экспедиции 1
Бобруйский метеорит: поиски продолжаются!
1 мая 2024 года камерами Белорусской метеорной сети был зафиксирован пролет очень яркого космического тела. Это событие случилось в 3 часа 32 минуты по местному времени, а сам полет длился 8 секунд. За последние 6 лет это был самый яркий болид среди наблюдавшихся в Беларуси, его яркость превышала яркость Луны в полнолуние. Вероятность того, что его осколки достигли земной поверхности, по мнению ученых, проводивших расчеты, составляет не менее 99%.
О чем свидетельствует «загадочная ксеноглоссия»?
Методология 3
О чем свидетельствует «загадочная ксеноглоссия»?
К реинкарнационным способностям часто относят «внезапные знания» языков, в том числе и древних. Причем экспертами, подтверждающими подлинность знаний, обычно выступают люди, не имеющие отношения к лингвистике. Мое неверие в «реинкарнационный лингвистический дар» было практически абсолютным, но я оставляла место для возможного чуда, основанного на незнании неких особых информационных механизмов.