Полтергейст «Фотыма»: кинетические и динамические аспекты движения предметов

Введение

Анализ событий, происходящих при полтергейстах, позволяет сделать несколько обобщений. Автор настоящей работы, как и исследователь аномальных явлений кандидат технических наук Валентин Николаевич Фоменко, пришел к выводу, что одной из главных целей полтергейстов является создание разнообразных стрессов для очевидцев [1]. Достигается это намеренной организацией шокирующих событий, которые с первого взгляда резко противоречат личному опыту людей и устоявшимся научным представлениям. Таким образом, можно полагать, что полтергейст – это своего рода тестирование психики людей, изучение реакций на как бы абсурдные манипуляции у случайных свидетелей, государственных структур и средств массовой информации.

Полтергейст – это своего рода тестирование психики людей, изучение реакций на как бы абсурдные манипуляции у случайных свидетелей, государственных структур и средств массовой информации.

С другой стороны, аномальные явления в сотнях, описанных в литературе полтергейстов, свидетельствуют о том, что текущая человеческая цивилизация еще не знает ряда важных законов и явлений Природы. Это, прежде всего, касается многочисленных случаев «телепортации» различных предметов и даже живых существ в аномальных квартирах. Еще об одним распространенном аномальном феномене свидетельствуют многочисленные исследователи и жертвы полтергейстов. Они почти никогда не видят начальную фазу движения предметов [2]. Последний факт вынуждает признать реальность отслеживания организатором полтергейста (в терминологии автора – «оператором») направления взгляда свидетеля в реальном режиме времени. В таком случае становится бессмысленным термин «спонтанный» в применении к полтергейстам.

О природе «оператора» полтергейста, а также структуре его психики пока остается только догадываться и выдвигать гипотезы, но наличие у него своеобразного разума для автора несомненно.

При классических полтергейстах поток аномальных событий, как правило, развивается по принципу «от простого к сложному». Самое простое средство заставить насторожиться любое животное – организовать резкий непривычный звук. На это тратится минимальное количество энергии. Именно поэтому множество полтергейстов начинается с необъяснимых стуков. Не случайно один из первых широко известных полтергейстов в СССР назвали шутливо «барабашка» (от глагола барабанить).

Следующая стадия включает разнообразные как бы «беспричинные» падения и другие движения предметов в квартирах по баллистическим или произвольным траекториям. Когда в обиход исследователей полтергейстов вошла кино- и видеосъемка, появилась возможность анализировать кинетические и динамические особенности таких аномальных движений материальных объектов, начальные фазы которых, как правило, не наблюдаются. Выяснилось много странного и непривычного. Так, многие акты движения предметов (в том числе вибрации) происходят с очень высокими скоростями и ускорениями. Анализом особенностей кинетических эффектов при полтергейстах на основе видеозаписей успешно занимается в России кандидат технических наук Валерий Валентинович Фоменко из Москвы. На сайте проекта «Уфоком» он опубликовал несколько своих статей на эту тему [3–5].

Серьезную попытку разработать методики контроля за быстропротекающими непериодическими явлениями в окружающей среде сделал в своей докторской диссертации Владимир Иванович Лунев – директор Сибирского научно-исследовательского центра по исследованию аномальных явлений. Полтергейсты тоже попадают в эту категорию. Эта диссертация была успешно защищена соискателем в январе 1999 года в Томском политехническом университете [6]. Но позже по формальным причинам она была заблокирована руководством РАН.

Рис. 1. Автореферат диссертации на соискание степени доктора технических наук В. И. Лунева.
Рис. 1. Автореферат диссертации на соискание степени доктора технических наук В. И. Лунева.
 

Характерные для полтергейстов «самовозгорания» различных предметов – еще один из видов аномальных манифестаций. Это явление тоже не требует сложных манипуляций. Достаточно в ограниченную область пространства направить и сфокусировать короткий импульс электромагнитного излучения высокой интенсивности и мини-пожар будет обеспечен при отсутствии явных и привычных для человека средств для поджога.

В книге Вернера Шибелера «Проявления потустороннего мира» [7] приводятся эксперименты исследователя Эдварда Кокса, который создал из подручных средств установку, названную «Мини-лаб». Эта лаборатория представляла собой перевернутый стеклянный аквариум, наглухо прикрепленный к деревянной столешнице. Мини-лаб заполнили различными предметами. С помощью 8-миллиметровой кинокамеры в 1978–1980 годах снимались все «самопроизвольные» перемещения объектов в аквариуме при полном отсутствии людей в помещении. Камера автоматически включалась на съемку при срабатывании датчика малых вибраций. Телекинетические движения были надежно зафиксированы.

Рис. 2. Общий вид мини-лаборатории для исследования телекинетических явлений.
Рис. 2. Общий вид мини-лаборатории для исследования телекинетических явлений.
 

Среди прочих эффектов были зафиксированы переплетение и последующее разъединение колец из пластмассы, бумаги и кожи. Причем в некоторых случаях этот процесс повторялся неоднократно. Но скорость киносъемки не позволяла наблюдать, как два сплошных кольца входят друг в друга без нарушения целостности. На одном кадре кольца расположены рядом, на следующем – они уже соединены.

Сотрудники Института клинической экспериментальной медицины (Новосибирск) под руководством доктора медицинских наук А. В. Трофимова проводили в июне 2001 года эксперименты в Большом зеркале Козырева [8]. Сами эксперименты шли в полной темноте. Оператора, сидящего в кресле со специальным шлемом на голове, снимала профессиональная кинокамера.

Рис. 3. Во время эксперимента в Большом зеркале Козырева в ходе киносъемки оператора (со специальным шлемом на голове) произошла мгновенная смена ракурса на 90 градусов.
Рис. 3. Во время эксперимента в Большом зеркале Козырева в ходе киносъемки оператора (со специальным шлемом на голове) произошла мгновенная смена ракурса на 90 градусов.
 

После проявки пленки выяснилось, что в определенный момент времени на короткое время там появился посторонний источник света, осветивший оператора. И внезапно объект съемки мгновенно повернулся на 90 градусов относительно кинокамеры. Это видно на раскадровке проявленной пленки, если сравнить соседние кадры 2 и 3. Через несколько кадров источник света погас. С точки зрения классической оптики и механики – это событие невозможно. Реальность таких аномальных феноменов водит в познавательный ступор классических академических физиков.

В настоящей работе автор излагает результаты наблюдения за необычными движениями топора весом около двух килограммов в полтергейстной квартире Кисляковых в поселке Светлый под Томском в январе 1999 года. Эти движения были зафиксированы с помощью бытовой видеокамеры. Ряд аспектов движения этого топора противоречит известным законам классической механики.

Автор выражает благодарность и признательность хозяевам аномальной квартиры в Светлом Анатолию Васильевичу и Любови Петровне Кисляковым, начальнику УМЧС по Томской области генерал-майору А. Е. Бабкину, заместителю Мэра Томска А. И. Титову за оказанное содействие в исследовании острого полтергейста «Фотыма» в 1998–2001 годах.

Возобновление полтергейста в поселке Светлый

Во время развития полтергейста «Фотыма» автор этих строк вел специальный дневник, в который заносились собственные наблюдения, показания хозяев квартиры и свидетелей об аномальных событиях. Выдержки их этого дневника практически без купюр, но с некоторыми сокращениями приведены ниже. Из этого описания можно составить впечатление об общей атмосфере полтергейстного психотеррора полтергейста в поселке Светлый в январе 1999 года.

...Начиная с 6.01.99 полтергейст «Фотыма» разгорелся с новой силой. Приостановился он в квартире Кисляковых 6.09.98, о чем было извещение заранее (появилась надпись на стене в туалете квартиры Кисляковых с точным указанием времени: 7.09.98 16:59). По словам А. В. Кислякова ровно 40 дней после 7 сентября, не было никаких признаков активности «Фотымы».

Потом стали фиксироваться стуки, с 15.12.98 начали появляться записки. Первая записка появилась 15.12.98 между 16 и 17 часам. Они на глазах Славы Кислякова пролезла через щель между входной дверью и верхним косяком. Она была написана шрифтом, стилизованным под рунический, содержала угрозы лично Фефелову. Записка изъята. Самая первая записка от 15 декабря появилась в квартире Кисляковых точно в тот момент, когда Фефелов ехал в машине из села Первомайского в Томск и обсуждал с водителем возможность заехать в поселок Светлый в квартиру Кисляковых...

Ночью на 12.01.99 был разбит о стену туалета телефонный аппарат, разбита кафельная плитка, валенком разбита лампочка в коридоре вместе с пластмассовым патроном. В последующие дни продолжались полтергейстные проявления. По ночам «Фотыма» включала электроплиту, пекла в печи лепешки на противне (тесто готовое лежало перед этим в холодильнике), варила вермишель, жарила на сковороде мясной фарш, взятый из холодильника, утром «угощала» этими блюдами хозяина.

Периодически появлялись записки различного содержания. По ночам «Фотыма» возникала в квартире в виде одетого в простыню манекена. Плясала и хлопала «руками», играла, в прятки с хозяином, обливала членов семьи водой из кружки. Вечером 11.01.99 пришедший с работы хозяин обнаружил в зале поставленный на попа диван. Через некоторое время вне поля зрения хозяев квартиры диван сам стал на место в обычное положение...

Вечером 9 и 10 января Фотыма в записке сообщила следующее: «Я Бога не боюсь, я уже осквернила две церкви – в Моряковке и на Яковлева, теперь очередь за часовней на Гоголя». Эта записка спустя некоторое время на глазах у членов семьи Кисляковых сгорела.

Ночью на 11.01.99 А. В. Кислякову прилетела записка с требованием, чтобы он пошел прогулять собаку около четырех утра. Когда он поднимался с собакой в районе третьего этажа, он услышал очень сильный шум в шахте лифта (как будто по шахте летел ящик с бутылками и бился о стены) и, в заключение – сильнейший удар в самом низу шахты.

Удар был настолько сильный, что звук был слышен сыну Славе на восьмом этаже. Утром лифт работал как обычно.

После того, как «Фотыма» испекла лепешки в духовке, она бросила записку: «Толя, выгони Любу (жену), теперь я сама тебе буду готовить». Во время визита Фефелова к Кисляковым 7.01.99 ему в карман была подложена записка, выполненная руническим шрифтом. Перед этим за 10 минут на кухне на стене была сделана надпись оранжевым пластилином «КАРМАН». Записка изъята. Её содержание: «Не тот приступник кто сжигает церкви а тот, приступник кто их строит». И подпись: ВАРГ – по видимому «враг»...

7.01.99 в квартире Кисляковых появилась записка, выполненная зеленой пастой: «Я сожгла квартиру 123 потому что 01 – пожарная, 02 – милиция, 03 – скорая помощь. Я их ненавижу». После прочтения ее хозяевами через 10 минут записка сгорела. Записка появилась около 22:00.

6.01.99 у Кисляковых появилась записка, обожженная по краям: на одной стороне написано – «Я БЛЯДЬ ВАМ ПОКАЖУ», на обратной – «РОЖДЕСТВО ХЕРСТОВО»...

Рис. 4. Записки, появившиеся в квартире Кисляковых 6 января 1999 года.
Рис. 4. Записки, появившиеся в квартире Кисляковых 6 января 1999 года.
 

12 января 1999 года в 16:00 позвонил А. В. Кисляков и рассказал следующее. Всю ночь на 12 января 1999 года «Фотыма» не давала им спать, обливала водой, точила нож (разделочный – длиной 40 см), порезала им сапог, в котором Кисляков ходит на работу.

Рис. 5. У зимнего сапога хозяина аномальной квартиры полтергейст отрезал носок.
Рис. 5. У зимнего сапога хозяина аномальной квартиры полтергейст отрезал носок.
 

Множество раз в зале показывалась в виде манекена из простыни, «дралась» с хозяйской собакой.

Писала записки. «Фотыма» утягивала одеяло с Кислякова-старшего во время его сна на диване в зале. В ходе моего разговора с ним появилась надпись на оконном стекле в славиной спальне: «13 числа будут очень сильные аномальные явления в Томске. Я всем покажу».

Хозяин маршрутного такси уволил Анатолия Кислякова с работы (он был водителем) вместе с напарником, так как сын Петя угнал автобус и «запорол» при этом мотор. Кисляков ставил свой автобус в гараже в районе Черемошников на складах радиоаппаратуры. Сегодня ночью произошло следующее. Кто-то выставил окно, отодвинул решетку и завёл двигатель КАМАЗа, который в закрытом помещении работал до 5 утра. Это слышала сторожиха, но сделать ничего не могла, так как помещение это было закрыто.

Со стороны выставленного окна, снег был не тронут метров на 6 и в дыру даже при отодвинутой решётке пролезть человеку, даже ребёнку – невозможно. Сегодня «Фотыма» в записках подтвердила Кислякову, что это сделала она, и что там – в гараже и дальше будет происходить «аномальщина». Последние три ночи «Фотыма» несколько раз звонила домой Фефелову. У него раздаётся телефонный звонок. Если снять трубку, слышны странные стуки, потом становятся слышны голоса хозяев. Они позже рассказывали, что неожиданно обнаруживали трубку лежащей рядом с телефоном.

В ночь на 29 января полтергейст переместился в квартиру № 134 на седьмом этаже, где проживает Анна Васильевна Григорьева, пенсионерка. Ночью в ее однокомнатной квартире разбилась посуда в серванте, с кухни в спальню прилетела декоративная пластмассовая рыбина. Григорьева рассказала, что по полу «бегала голова на ножках» размером с небольшую собаку. Испуганная Григорьева прибежала к Кисляковым, вызвала милицию из Светлинского отделения Томского РОВД. Милиционер, по словам Кисляковых, выслушал её заявление, посмотрел обстановку в квартире Григорьевой, но протокол не составил. В 6:00 Кисляков позвонил Фефелову и сообщил в происшедшем.

Из квартиры Григорьевой в квартиру Кисляковых прилетали записки, свидетельствующие о развитии там полтергейстных событий. Например, «Фотыма» сообщила, что это она два месяца назад «украла икону» у Григорьевой, разбила настольную лампу. Одна из записок сообщала, что сейчас квартира затопляется водой. Когда Кисляковы с Григорьевой прибежали в ее квартиру 134, то обнаружили, что ванна закрыта пробкой, а из крана льётся вода. До переполнения ванны и затопления оставались считанные минуты.

Днём за Григорьевой приехал из Томска сын, и увёз её к себе. «Фотыма» написала на стене в квартире Кисляковых своё имя, и в записках пообещала в ближайшие дни затопить эту квартиру.

В настоящее время «Фотыма» сделала «перестановку» в комнате Славы, выбросила его вещи из шкафа, застелила там постель с подушкой и сообщила в записке, что теперь будет там жить. Она научилась подавать голос в виде визгливого смеха и криков. Эти звуки регулярно доносятся из вентиляционного отверстия в туалете.

С 28–29 января полтергейст «Фотыма» перешёл в голосовую стадию. Вначале голос и крики, а так же жуткий смех раздавался из вентиляционного отверстия в туалете квартиры Кисляковых, затем хриплый мужской голос и писклявый женский стали раздаваться по всей квартире, но в основном в спальне Славы. Мужской голос назвал себя Виктором Малышенко, живущим в квартире № 143 дома 15 (на девятом этаже этого же подъезда).

Мужской голос разговаривает с А. В. Кисляковым ночами до семи утра. Он отвечает на вопросы, сам задаёт их, приказывает, уговаривает, делает замечания, рассказывает о личной жизни хозяина и его друзей и родственников, начиная с самого детства. В. Н. Фефелов не раз слышал по телефону, как говорит «Фотыма». Несмотря на явно мужской голос, она (?) нередко говорит о себе в женском роде...

(Конец фрагмента дневника В. Н. Фефелова).

Видеозаписи

Видеозаписи, которые проводил автор в январе 1999 года и фрагменты которых представлены ниже, дают наглядное представление об обстановке в квартире Кисляковых в ночь на 19 января 1999 года. Автор настоящей работы специально обращает внимание на то, что в коридоре во время съемок аномальных эпизодов никого не было. Контроль за этим осуществлялся постоянно.

Видео 1. Видео с камеры в квартире Кисляковых.

Тайминг:

1:05. Домашняя собака (боксер) встала лапами на лежащую дверь, которая внезапно «самопроизвольно» поднялась вертикально и прислонилась к стене коридора.

1:16. Дверь «самопроизвольно» выдвинулась на несколько десятков сантиметров в сторону входной двери и закрыла обзор на половину лежащего на металлической полке топора.

2:55. Деревянный крест упал с полки на пол. Его было не видно из-за перекрывавшей обзор двери. Позже автор не обнаружил его на полу, хотя звук падения был явно слышен.

4:17. Из-за угла над стоящей вертикально дверью появился неидентифицированный предмет странной формы («голова»). Правая часть, обращенная к светильнику, была угольно черной, средняя зона ярко светилась белым светом, левая часть была серого цвета. Аномальный объект виден на нескольких кадрах.

Рис. 6. Увеличенный фрагмент кадра видеосъемки № 000018 с изображением «головы».
Рис. 6. Увеличенный фрагмент кадра видеосъемки № 000018 с изображением «головы».
 

4:20. Топор, конец которого был виден справа от обреза двери, в течение одного кадра видеосъемки сдвинулся влево на 16 сантиметров. Затем с некоторой задержкой лезвие топора показалось над дверью. Еще через несколько кадров над дверью показался предмет, похожий на механический манипулятор или конечность насекомого большого размера. «Манипулятор» как бы утянул топор влево и он скрылся из поля зрения. Эти события произошли за 16 секунд. После падения топора на пол из-за угла прихожей он был поднят автором и поставлен вертикально на металлическую полку. Теперь топор снова находился в поле обозрения видеокамеры.

4:23. Слева из-за угла на высоте около 170 сантиметров показался топор, затем он упал на пол в месте расположения телефона.

4:52. За дверью на полу обнаружилась новая зимняя шапка хозяина квартиры. До этого она лежала в спальне в шифоньере.

5:14. «Самопроизвольно» включился магнитофон в спальне старшего сына хозяина Славы. В этот момент Слава находился в зале.

6:32. Из-под потолка слева показался пропавший с полки деревянный крест и упал на пол.

6:57. Дверь от туалета поднялась «самопроизвольно» вертикально и упала на пол в правую сторону (ко входной двери).

На одном из эпизодов видно, как из-за угла квартиры «самопроизвольно» выдвинулась дверь и упала на пол плашмя. Ранее эта дверь от туалета пролетела через весь коридор, ударившись о входную дверь. Хозяин поднял ее с пола и задвинул влево за угол прихожей. В поле зрения видеокамеры на металлической полке лежали топор, деревянный самодельный крест и детский пластмассовый пистолет.

Видео 2. Полет двери по коридору со скоростью 4,4 м/с.

Двери в квартире Кисляковых начали «самопроизвольно» сниматься с петель и летать по всем комнатам летом 1998 года. Таких эпизодов было более восьми десятков. Снимались с петель все комнатные двери, включая двустворчатые в зале, за исключением входной двери. Так как надевать на петли (шарниры) эти двери очень затруднительно одному человеку, хозяева нередко оставляли их просто прислоненными к стенам.

Рис. 7. Типичная картина при полтергейсте «Фотыма» в поселке Светлый. Дверь туалета в очередной раз ночью соскочила с петель.
Рис. 7. Типичная картина при полтергейсте «Фотыма» в поселке Светлый. Дверь туалета в очередной раз ночью соскочила с петель.
 

Характеристика объекта исследования

Аномальные явления, которые анализируются в настоящей работе, происходили в ночь с 18 на 19 января 1999 года в трехкомнатной квартире Кисляковых на восьмом этаже десятиэтажного панельного дома в поселке Светлый Томского района Томской области. Этот дом построен по проекту серии №75 Томским домостроительным комбинатом.

Рис. 8. Общий уточненный план квартиры Кисляковых. Масштаб на плане можно определить по протяженности стены в зале, в которой находится окно, сблокированное с балконной дверью. Эта величина равна 4,06 метра.
Рис. 8. Общий уточненный план квартиры Кисляковых. Масштаб на плане можно определить по протяженности стены в зале, в которой находится окно, сблокированное с балконной дверью. Эта величина равна 4,06 метра.
 

Квартира состоит из зала площадью 17,2 кв. м с ведущей в коридор-прихожую двустворчатой дверью. В квартире две спальни, площадью 12,4 и 9,8 кв. м. В последней есть встроенный стенной шкаф и дверь на застекленную лоджию. Между спальнями расположены ванная площадью 2,6 кв. м и туалет (1,00 кв. м). Площадь коридора, переходящего в небольшую прихожую, составляет 12,3 м. Двери ванной комнаты расположены напротив входной двери, расстояние между ними равно 6,30 м. Ширина коридора составляет 1,11 м. При распахнутых створках размер дверного проема в зале равен 1,20 м.

Слева от входной двери находится чулан площадью 0,9 м и дверь на кухню, имеющую площадь 7,20 м. Высота потолков в квартире составляет 2,63 м. В зале справа от входа вдоль короткой стены, смежной с коридором, располагался диван, на котором обычно спал хозяин квартиры.

За почти четыре года развития полтергейста «Фотыма» сотни аномальных событий наблюдались во всех помещениях квартиры Кисляковых. Но максимальное их количество фиксировалось на небольшой площади (около 4 кв. м) в прихожей перед входной дверью. Именно по этой причине сотрудники АНО «Биолон» выбрали место для размещения стационарной видеокамеры с целью фиксации полтергейстных манифестаций в зале напротив двустворчатой двери, ведущей в прихожую. Манифестации выражались в движении (полетах) различных предметов в поле зрения видеокамеры и других аномальных явлениях.

Это место было удобно и тем, что во время вечерних и ночных видеосъемок исследователи приносили минимальное беспокойство для хозяев квартиры. По вечерам и ночам члены семьи Кисляковых могли свободно ходить в ванную, туалет, на кухню, выгуливать собаку и т. д. Наблюдатель, находящийся рядом с видеокамерой (в кресле) не мог им помешать. Кроме того, ставить видеокамеру в коридоре было опасно, так как по коридору неоднократно пролетали двери от ванной и туалета весом 15 кг со скоростью до 4–6 метров в секунду.

Рис. 9. Расположение стационарной видеокамеры в ночь на 18–19 января 1999 года в квартире Кисляковых в зале и дислокация двери туалета, металлической полки с лежащим топором в коридоре.
Рис. 9. Расположение стационарной видеокамеры в ночь на 18–19 января 1999 года в квартире Кисляковых в зале и дислокация двери туалета, металлической полки с лежащим топором в коридоре.
 

В описанной трехкомнатной квартире постоянно проживали четыре человека и собака (кобель) породы боксер по кличке Джек (хозяин называл ее еще Бубастик).

Методика видеосъемки аномальных манифестаций

Исследование полтергейста «Фотыма» в квартире Кисляковых осуществляли в 1998 году сотрудники Томской ассоциации операторов биолокации под руководством В. Н. Фефелова. В середине 1999 года эта организация была преобразована в Автономную некоммерческую организацию Томский региональный научный центр биолокации и экологии «Биолон» (сокращенно АНО «Биолон»).

К 1999 году членам исследовательской группы АНО «Биолон» стало ясно, что острый полтергейст представляет собой серию «театральных» постановок «оператора» полтергейста неизвестного генезиса, но обладающего своеобразной психикой со свойствами информационной рефлексии и контроля за окружающей обстановкой. Цель этих постановок – создание ярко выраженного стресса у очевидцев аномальных явлений.

Поэтому схема изучения полтергейста «Фотыма» была разработана с учетом этой рабочей гипотезы, которая получила многочисленные фактические подтверждения после начала «голосовой стадии». Автор настоящей работы отказался от сбора доказательств фальсификации аномальных эпизодов со стороны членов семьи Кисляковых или посторонних лиц. Тем более что ряд этих эпизодов был организован с использованием средств, недоступных населению России в то время. Многие исследователи полтергейстов до сих пор девяносто процентов своих усилий тратят на обеспечение мер контроля за членами семей, проживающих в полтергейстных квартирах. Результат, как правило, незначительный или вообще нулевой. Убедительных доказательств причастности подростков – фокальных лиц к полтергейстным проявлениям не имеется.

Так как основная часть полтергейстных манипуляций происходила в прихожей квартиры Кисляковых, в зале была установлена стационарная бытовая видеокамера. Иногда во время ночных видеосъемок автор настоящей работы использовал вторую видеокамеру, которую всегда держал наготове в руках. Так что часть аномальных эпизодов удалось снять одновременно двумя видеокамерами. Наблюдатель обычно находился рядом со стационарной видеокамерой (в кресле возле стены, смежной с кухней). Сектор обзора у двух видеокамер примерно совпадал.

Объектив стационарной камеры располагался на уровне 0,64 м над уровнем пола. Расстояние от него до стены прихожей, у которой стояла металлическая полка, – 4,77 м. Стационарная компактная видеокамера JVC GR-AX227 имела следующие характеристики. Снимала в формате PAL VHS со скоростью 25 кадров в секунду. Выдержка по умолчанию 1/50 секунды (0,020 с). Запись производилась на кассету VHS C. Диапазон освещенности: от 3 до 100000 лк. Объектив: F 1,6, f=4,2-50,4 мм с приводным трансфокатором 12:1 с автоматической диафрагмой и макрорегулированием. Видоискатель электронный с черно-белой электронно-лучевой трубкой размером 0,5 дюйма. Камера имеет автоматическую регулировку баланса белого.

Рис. 11. Стационарная компактная видеокамера JVC GR-AX227, используемая для записи видео в квартире Кисляковых.
Рис. 11. Стационарная компактная видеокамера JVC GR-AX227, используемая для записи видео в квартире Кисляковых.
 
Рис. 12. Оригинальная кассета, на которую велась запись в ночь с 18 на 19 января 1999 года в квартире Кисляковых.
Рис. 12. Оригинальная кассета, на которую велась запись в ночь с 18 на 19 января 1999 года в квартире Кисляковых.
 

Во время ночной видеосъемки камера запитывалась электричеством от сети 220 В через адаптер, что позволяло экономить ресурс аккумулятора. Использование для записи полтергейстных эпизодов кассеты с магнитной пленкой типа VHS исключало возможность последующей манипуляции (видеомонтажа) с полученной информацией. Оригиналы этих кассет в настоящее время хранятся в архивах АНО «Биолон».

Как уже отмечалось, прихожая квартиры Кисляковых, находящаяся в поле зрения стационарной видеокамеры, являлась как бы «театральной сценой», на которой оператор полтергейста разыгрывал свои шокирующие для неподготовленного свидетеля постановки. И автор настоящей работы старался оставаться бесстрастным зрителем, минимально вмешиваясь в ход «спектакля», поставленного для него и членов семьи Кисляковых в ночь на 19 января 1999 года.

Следует сделать пояснения по поводу характера освещения в коридоре и прихожей аномальной квартиры. При просмотре полученных видеозаписей очевидно, что освещение там весьма скудное. Это объясняется тем, что «оператор» полтергейста насколько раз разбивал электролампу в прихожей быстро летящим под самым потолком предметом (чаще всего это был зимний ботинок). Тогда автор настоящей работы разместил на проволочной металлической полке рядом со входной дверью комнатное бра с лампой малой мощности. Но и этот слабый светильник некто неоднократно пытался разбить или отключить. Дважды он пытался накрыть источник света прилетевшими по коридору одеялом и мужскими брюками.

Видео 3. Летящий по коридору со стороны ванной комнаты ботинок ударяет по полке со светильником.

Нам стало ясно, что «оператор» полтергейста старается не допустить нормального освещения в прихожей, чтобы скрыть тонкие детали полтергейстных манипуляций. Настаивать на увеличении освещенности «сцены» исследователи не стали. Иногда во время съемок после того, как лампочка бра была все-таки разбита прилетевшим ботинком, мы просто включали свет на кухне для освещения прихожей.

Сюжет с телепортацией: попугай в клетке пролетает сквозь стены?

Члены исследовательской группы АНО «Биолон» неоднократно убеждались, что нередко аномальные события в квартире Кисляковых развиваются по определенному сюжету (сценарию), о котором предполагаемый «оператор» полтергейста сообщал заранее в записках, появлявшихся в квартире десятками в течении месяца.

В первой половине января 1999 года в аномальной квартире стали появляться записки, в которых были просьбы привезти в квартиру некого «Сергея Черноволоску», который раньше якобы бывал там.

Вначале автор настоящей работы решил, что Черноволоска, это молодой предприниматель Сергей Марисов, который действительно летом и осенью 1998 года бывал у Кислковых и подружился с хозяином Анатолием Васильевичем. 13 января я приехал в квартиру с Сергеем Марисовым, мы провели там вместе ночь, снимали на видео полтергейстные эпизоды. Но стали прилетать записки, в которых говорилось, что это не тот «Черноволоска». В конце концов удалось выяснить, что «Фотыма» имеет ввиду оператора Томской телекомпании ТВ-2, который в составе съемочной группы тележурналиста Юлии Корневой приезжал в Светлый в июне 1998 года. Но в реальности «Черноволоску» звали не Сергей, а Вячеслав Шурутов, который действительно был жгучим брюнетом в отличие от русого Марисова.

Автор разыскал Шурутова в клиниках Сибирского медицинского университета 15.01.1999, где он лечился от гриппа с осложнениями. На такси мы приехали в квартиру Кисляковых, в которой Вячеслав почти всю ночь проспал на диване, стоящем в зале. Но свидетелем нескольких аномальных эпизодов он все-таки стал. Кстати сказать, утром Шурутов проснулся совершенно здоровым, без температуры и кашля, в этот же день закрыл больничный лист и вышел на работу.

Самым впечатляющим в ту ночь был эпизод с птичьей клеткой. Этот эпизод был снят одновременно двумя видеокамерами – стационарной и мобильной.

Ночью по коридору в прихожую по линолеуму выкатилась птичья клетка, в которой на жердочке спал попугай. Обычно эта клетка стояла на столе у изголовья кровати, на которой спал Петя Кисляков (в январе 1999 года ему было 13,5 лет). Вместе с ним в комнате спала на второй кровати его мать Любовь Петровна. У нас с ней была договоренность, что она будет на всякий случай следить за Петей, что бы он по ночам не бродил бесконтрольно по квартире.

Обычно перед началом видеосъемок автор настоящей работы обходил всю квартиру и фиксировал расположение различных предметов в ней и мебели. Перед тем, как Петя с матерью легли спать, клетка с попугаем находилась на своем обычном месте – на столе в их спальне.

Видео 4. Полтергейстный эпизод с птичьей клеткой, который произошел предположительно с использованием телепортации (первый эпизод).

Видео 5. Полтергейстный эпизод с птичьей клеткой, который произошел предположительно с использованием телепортации (второй эпизод).

После внезапного появления в прихожей клетки со спящим попугаем, мы вместе с Анатолием Кисляковым и Славой Шурутовым немедленно последовали к спальне, где находилась ранее птичья клетка. Кисляков с трудом открыл дверь спальни, так как в ней, прислонившись к двери, спала хозяйская собака Джек, которая не сразу проснулась. Открывающаяся дверь сдвинула спящую собаку по линолеуму у меня на глазах. После того, как Кисляков включил свет в спальне, мы стали спрашивать Петю и Любовь Петровну, где находится клетка с попугаем. Они только что проснулись и не могли понять сути вопросов.

Добавлю, что в эту ночь в квартире не ночевал старший сын Кисляковых Слава – он остался у друзей в Томске. Так что толкать птичью клетку по коридору в прихожую было просто некому. Это может служить примером телепортации живого существа вместе с клеткой специально для сотрудника томского телевидения Вячеслава Шурутова. Иные версии в данном случае маловероятны.

Выше речь шла о том, что очень редко исследователи наблюдают начальную фазу полтергейстных событий. Это относится, прежде всего, к движению различных предметов в аномальных квартирах. Но при полтергейстах аномальные феномены могут быть очень разнообразными. И во время них на короткое время меняются физические свойства обычных земных предметов или сред (воздуха, воды, твердых тел).

Приведу два характерных примера из опыта исследования сотрудниками АНО «Биолон» острого полтергейста «Фотыма». Летом 1998 года автор настоящей работы осуществлял видеосъемку в квартире Кисляковых, где собрались родственники для празднования дня рождения хозяина. Во время съемки прямо в поле зрения видеокамеры произошла вспышка с характерным звуком на фоне маленького неработающего телевизора, стоящего на серванте в зале. В ту же секунду на пол упала прислоненная к стене створка двери, которую незадолго до этого «оператор» полтергейста снял с петель. Подросток Петя сидел в этот момент в кресле и не мог подстроить эти два синхронных феномена. Раскадровка этой вспышки приведена в другой статье автора [9]. В данном случае аномальный эпизод снят на видеокамеру от начала до конца.

Еще один аномальный эпизод снят на видео автором тем же летом 1998 года. В этот день я находился в квартире Кисляковых, а кроме меня там присутствовала лишь одна хозяйка. Мне потребовалось позвонить домой. Однако сделать это мне не удалось. Если я пытался набрать на дисковом номеронабирателе телефон своей квартиры, то диск «срывался» и мгновенно возвращался в исходное положение (без задержки). По моему предложению Любовь Петровна Кислякова на том же телефоне набирала любую цифру и диск крутился нормально. Этот эксперимент мы повторяли десятки раз с тем же успехом.

Видео 5. Полтергейст «Фотыма» не давал позвонить по телефону В. Н. Фефелову целых полчаса. В то же время хозяйка аномальной квартиры Любовь Кислякова спокойно набирала на телефоне любую цифру.

Скорее всего, на короткое время в номеронабирателе резко уменьшался коэффициент трения, вследствие чего замедления вращения диска до оптимальной величины не происходило. Но это было только в том случае, если диск вращал исследователь. Очевидно, что «оператор» полтергейста внимательно наблюдал за процессом набора номера на телефоне и своевременно корректировал величину коэффициента трения.

Это тоже «игра», затеянная с нами «оператором» полтергейста. В данном случае она была для нас вполне безобидной. А ведь раньше в аномальной квартире прогорел в платяном шкафу рукав новой дубленки хозяйки квартиры (практически у нас на глазах), была порезана со спины новая кожаная куртка ее сына Славы, из неизвестного источника залита водой квартира – слесарь-сантехник никаких повреждений трубопровода в квартире или открытых кранов не нашел.

Рис. 19. В ночь на 19 января 1999 года полтергейст «Фотыма» за пару секунд прожог без дыма прямоугольную дыру в тренировочных брюках хозяина.  Причем совершенно не чувствовалось никакого запаха горелой синтетики. Таких возгораний в аномальной квартире Кис
Рис. 19. В ночь на 19 января 1999 года полтергейст «Фотыма» за пару секунд прожог без дыма прямоугольную дыру в тренировочных брюках хозяина. Причем совершенно не чувствовалось никакого запаха горелой синтетики. Таких возгораний в аномальной квартире Кисляковых мы насчитали десятки. Особенно часто горели полтергейстные записки после их прочтения.
 

Развитие сюжета «ТОПОРОМ БУДУ ВАС ЬТИТСЕРК»

Утром 18 января 1999 года в квартиру автора настоящей работы позвонила Любовь Петровна Кислякова. Встревоженно она сообщила, что у них в туалете на стене появилась надпись крупными буквами «ТОПОРОМ БУДУ ВАС ЬТИТСЕРК» (рис. 21) [10]. Ранее в туалете на противоположной стене появлялась надпись на английском языке «Do what thou wilt so mote 666» (рис. 20). Данное выражение можно перевести на русский язык как «...Делай что хочешь». Подпись 666 явно намекает на сатанизм – и ранее «оператор» полтергейста пытался создать впечатление у членов семьи и свидетелей, что он является инспирацией «сатаны».

Рис. 20. Надпись на английском языке на стене туалета в квартире Кисляковых сделана с грамматической ошибкой.
Рис. 20. Надпись на английском языке на стене туалета в квартире Кисляковых сделана с грамматической ошибкой.
 

Любовь Петровна попросила меня, чтобы я обязательно приехал вечером к ним в поселок Светлый, потому что они боялись оставаться в квартире. Дело в том, что на следующий день 19 января наступал православный праздник Крещения Господня. Слово «крестить» было написано на стене справа налево, что, по мнению Кисляковой, свидетельствовало о сатанинском характере этого угрожающего послания полтергейста «Фотыма». Если же я не смогу приехать, то члены ее семьи предполагали уехать в Томск к знакомым и переночевать там.

Рис. 21. Фрагмент надписи «ТОПОРОМ БУДУ ВАС ЬТИТСЕРК» на стене в туалете квартиры Кисляковых, которая была сделана красно-коричневым цветным карандашом.
Рис. 21. Фрагмент надписи «ТОПОРОМ БУДУ ВАС ЬТИТСЕРК» на стене в туалете квартиры Кисляковых, которая была сделана красно-коричневым цветным карандашом.
 

Вечером 18 января 1999 года я приехал в поселок Светлый с видеокамерой, обошел квартиру Кисляковых, зафиксировал в комнатах обстановку и установил видеокамеру на журнальном столике в зале. Сам большую часть времени находился рядом с записывающей видеоаппаратурой в кресле. Со мной в зале на диване расположился хозяин Анатолий Васильевич Кисляков. Мне было интересно, как «оператор» полтергейста будет нас «крестить топором».

Около полуночи из спальни Славы донеслись крики. К нему прибежала из своей комнаты мать. Слава рассказал, что что-то стало греметь под кроватью, на которой он лежал, и сильно бить снизу в панцирную сетку. Я пошарил под кроватью и обнаружил там большой топор. Он был очень холодный, на нем сконденсировались капельки воды. Хозяева признали, что это их топор, который хранился с осени на лоджии, вход в которую был из этой же спальни Славы. Дверь на лоджию была законопачена на зиму, чтобы из нее не дуло. Утепление лоджии не было повреждено, так что топор не мог попасть в комнату обычным путем через балконную дверь. В эту ночь температура наружного воздуха опустилась в Томском районе ниже 20 градусов.

Испуганный Слава отказался далее находиться в своей комнате и перешел к отцу в зал, расположившись вместе с ним на диване. Почти все последующее время Слава находился у меня на глазах. Петя в эту ночь спал вместе с матерью в ее спальне.

Зная, что «оператор» полтергейста, как правило, не производит манипуляции с предметами, которые находятся в поле зрения человека или видеокамеры, я положил найденный под кроватью Славы топор на видное место на металлическую полку (для обуви) в прихожей.

Вскоре в прихожую стали прилетать различные предметы со стороны ванной комнаты: пустая пластмассовая канистра, валенок, детский пластмассовый пистолет. Самодельный деревянный крест в виде двух связанных медной проволокой палочек тоже оказался на полу. На трех концах креста были нарисованы числа «6», что в совокупности составляло «число зверя» – 666. Крест я тоже поставил вертикально рядом с топором на металлическую полку.

Далее случились события, описанные выше. Дверь от туалета была выдвинута из-за угла коридора в прихожую и наполовину закрыла обзор на лежащий на полке топор. Ключевая стадия полтергейстного «спектакля» началась. На «сцене» оказались одновременно топор, о котором сообщалось в полтергейстной надписи на стене туалета, и крест с «сатанинскими» знаками.

Рис. 22. Относительное расположение топора на металлической полке по отношению к двери от туалета. Красными линиями обозначены контуры двери, частично закрывающей обзор на топор.
Рис. 22. Относительное расположение топора на металлической полке по отношению к двери от туалета. Красными линиями обозначены контуры двери, частично закрывающей обзор на топор.
 

Аномальные особенности движения топора

Автор предлагает познакомиться с роликом движения топора и раскадровкой этого ролика, по которой можно сделать выводы, свидетельствующие об аномальном характере этого эпизода.

Видео 6. Движение топора оказалось сложноорганизованным.

Непрерывная съемка с помощью видеокамеры позволила получить большой объем информации о движении прилетевшей в прихожую двери от туалета и топора. Так оказалось, что центр масс двери весом 15 килограммов и размерами 2,0х0,6х0,035 м двигался со скоростью 4,4 м/с. При этом дверь вращалась по часовой стрелке с угловой скоростью 100 градусов в секунду. Таким образом, дверь сделала бы полный оборот за время около трех секунд. Пролетев прихожую, дверь от туалета ударилась о полотно входной двери, оставив на ней две заметных вмятины.

Рис. 23. На полотне входной двери остались две вмяты после удара о нее туалетной двери. Два повреждения образовались из-за противовращения туалетной двери после первого удара верхним углом в полотно. После первого удара дверь повернулась против часовой ст
Рис. 23. На полотне входной двери остались две вмяты после удара о нее туалетной двери. Два повреждения образовались из-за противовращения туалетной двери после первого удара верхним углом в полотно. После первого удара дверь повернулась против часовой стрелки, и ударила во входную дверь нижним углом со смещением вниз из-за продолжавшегося гравитационного падения со скоростью около 4 м/с.
 

Отскочив в противоположную сторону на небольшое расстояние, туалетная дверь упала на пол в прихожей примерно параллельно дальней стене коридора, на которой висит круглое зеркало в пластмассовой раме. Это говорит о том, что дверь летела приблизительно параллельно большой оси коридора.

Попытка аппроксимировать движение двери, когда она еще не находится в поле зрения видеокамеры, приводит к выводу, что после снятия ее с петель туалета, дверь испытала странный бесшумный переворот на 180 градусов в вертикальной плоскости и получила импульс движения, находясь в вертикальном положении. Одновременно она получила вращательный момент. Характерно, что дверь туалета при открывании всегда сильно скрипела. Но в данном случае никто не слышал скрипа перед прилетом двери в прихожую. А ведь снять человеку ее с петель не открыв на 90 градусов – невозможно.

Рис. 24. Кривая движения центра масс (красная линия) прилетевшей в прихожую двери от туалета представляет собой с хорошей точностью ветвь параболы. Это свидетельствует о баллистическом характере движения двери на конечном видимом участке траектории.
Рис. 24. Кривая движения центра масс (красная линия) прилетевшей в прихожую двери от туалета представляет собой с хорошей точностью ветвь параболы. Это свидетельствует о баллистическом характере движения двери на конечном видимом участке траектории.
 

Подробно рассмотрим раскадровку движения топора в заключительной стадии аномального эпизода.

Всего автором представлено 66 последовательных кадров. На двух первых кадрах рисунка 25 (000040–000041) топор лежит неподвижно на металлической полке весом около 8 кг (без учета находившейся на ней обуви). На третьем кадре №000042 «хвост» топорища сдвинулся влево на 0,16 м. Видно небольшое размытие конца топорища в вертикальной и горизонтальной плоскостях с амплитудой около 0,01 м.

Рис. 25. Раскадровка движения топора и «манипулятора» под частичным прикрытием стоящей вдоль стены коридора двери от туалета.

Автор предполагает, что движение топора по металлической полке происходило примерно (с погрешностью не более 10 градусов) вдоль стены прихожей и коридора, к которой примыкает полка.

Через несколько кадров над верхним обрезом двери появляется лезвие топора. Оно поднимается еще на несколько сантиметров. В этом момент на кадрах № 000048–000056 становится видным необычное рычажное устройство типа конечности насекомого светло-серого цвета, которое, по всей видимости, движет топор влево. Прикреплен топор к устройству-манипулятору в районе лопасти. Способ крепления лопасти топора к «манипулятору» остается неизвестным. Он может держаться с помощью «пальцев», сильным магнитным полем, клеем мгновенного действия и т. п.

Это устройство-«манипулятор» никак не может быть конечностью человека без одежды. Ибо анатомические и геометрические особенности скелета человека не позволяют перемещать предмет в таком ракурсе и с такой скоростью, которая зафиксирована на видеозаписи. Это легко показать в контрольном эксперименте.

Затем лезвие топора скрывается за верхним обрезом двери, а «манипулятор» виден еще на нескольких кадрах. Расчеты показывают, что длина «предплечья» манипулятора составляет 0,44–0,45 м. В то же время длина предплечья взрослого человека среднего роста от локтя до костяшек сжатого кулака не превышает 0,35 м. По движению видимой части «манипулятора» можно предположить, что топор движется под прикрытием двери вниз-влево по примерно прямолинейной траектории.

Рис. 26. Раскадровка падения топора, брошенного из-за угла прихожей.

Через несколько секунд исчезнувший из поля зрения видеокамеры топор появляется из-за угла (кадры 000068–0000115) и с высоты 1,7 м падает по баллистической траектории рядом со стоящим на полу домашним телефоном (рис. 26). Ранее этот телефон стоял на тумбочке в прихожей, которую временно убрали для увеличения сектора обзора видеокамеры. Автору представляется, что в течение нескольких первых кадров топор движется не по баллистической траектории. Баллистическая траектория начинается с кадра №000085.

Рассмотрим подробнее особенности движения топора до его окончательного исчезновения за верхним обрезом двери. Вес его составляет около 2,0 килограммов, длина топорища 0,56–0,57 м, длина лезвия (от носка до пятки) – 0,18 м, размер от обуха до лезвия – 0,19 м. Центр масс топора находится в районе его «бородки» вне металлического тела (из-за длинного топорища весом около 0,5 кг).

Особый интерес представляют собой кадры № 000041 и № 000042. На первом кадре конец «хвоста» топорища еще неподвижен, на втором уже неподвижен (за исключением небольшой вибрации в вертикальном направлении). Между кадрами топор передвинулся влево на 0,16 м и остановился. Вычислим среднюю скорость этого рывка. Так как не видно следов размытости изображения при быстром перемещении, логично предположить, что трансляция топора в горизонтальном направлении по металлической полки произошла за период «темновой» стадии процесса видеосъемки.

Учитывая, что выдержка видеокамеры, с помощью которой осуществлялась съемка аномальных эпизодов составляет 0,020 с, минимальная средняя скорость движения топора в данном эпизоде V = 8,0 м/с.

Первоначально левый конец топора находился на расстоянии 0,16 м от левого бортика металлической полки высотой 0,06–0,07 м. Именно поэтому топор на некоторое время остановился, упершись в это препятствие. Дальнейшее движение топора в горизонтальном направлении стало невозможно без разрушения бортика полки. Поэтому прикрепленный к топору «манипулятор» потянул его вверх, и когда обух оказался на несколько сантиметров выше бортика, «оператор» полтергейста снова потянул его влево-вниз. Причем топорище двигалось по бортику с характерным звуком (скрежетом), записанным видеокамерой.

Точное время, за которое топор сдвинулся первоначально на 0,16 м во время «темновой» фазы видеосъемки неизвестно. Это время могло быть и существенно меньше 0,02 с. Для простоты мы будем считать, что топор первую половину этого времени двигался равноускоренно, а затем равнозамедленно. Тогда максимальная скорость топора достигала бы 16 м/с, а ускорение – 1600 м/c2. Этой скорости соответствует кинетическая энергия W = 256 Дж. Вероятное ускорение топора в данном случае в 160 раз превышает в данном случае ускорение свободного падения предметов на Земле.

Чтобы разогнать тело массой 2,0 кг до скорости 16 м/с за 0,01 с потребовалась бы сила 3200 Н или, примерно, 320 кг. И это минимальные оценки параметров движения топора в начальной стадии. Очевидно, что никакой «мальчик-проказник» не смог бы двигать топор с такими ускорениями.

Гипотеза о положительном и отрицательном ускорениях топора подтверждается тем фактом, что после его остановки правая часть металлической полки практически не сдвинулась влево. А ведь при ударе топорища о бортик последняя должна была получить большой механический импульс и приобрести скорость около 2 м/c. Иными словами, топор «прибыл» к левому бортику полки с небольшой остаточной скоростью. Он все же ударился о бортик, так как на стоп-кадре стоящего вертикально на полке топора после всех его движений, ясно видна светлая полоска на топорище. Она образовалась, потому что при упирании на скорости топорища в бортик полки, сам металлический топор сдвинулся по инерции относительно топорища на два сантиметра.

Рис. 27. Свежий светлый след на древесине топорище из-за резкого упирания движущегося топора о бортик металлической полки.
Рис. 27. Свежий светлый след на древесине топорище из-за резкого упирания движущегося топора о бортик металлической полки.
 

Во время движения топора по металлической полке видеокамера записала характерный звук в виде скрежета. Анализ этой фонограммы подтверждает основные выводы, сделанные автором.

Аудиозапись звука, очищенная от низких частот (50 гц).

Рис. 28. Фонограмма звука движения топора по полке. Красным цветом размечена шкала времени общей длительностью 1,000 секунды. Цена одного деления соответствует длительности одного кадра видеозаписи 0,040 с.
Рис. 28. Фонограмма звука движения топора по полке. Красным цветом размечена шкала времени общей длительностью 1,000 секунды. Цена одного деления соответствует длительности одного кадра видеозаписи 0,040 с.
 

Расстояние от движущегося топора до микрофона видеокамеры составляет 4,77 м. При этом задержка звука относительно кадров видеосъемки составляет около 0,014 с. Это время сравнимо с длительностью «темновой» стадии кадров видеосъемки. Его необходимо учитывать для точного совмещения фаз фонограммы и видеокадров движения топора.

На фонограмме видны несколько пиков интенсивности звука.

Начало движения обнаруживается по появлению в спектре звука высокочастотной составляющей. До кадра №000041 микрофон видеокамеры записывал лишь голос человека. Сопоставляя фонограмму с раскадровкой движения топора можно предположить, что первый пик соответствует удару торца топорища в бортик полки. Затем мы видим глубокий провал в интенсивности звука – это момент, когда сам топор поднялся над бортиком полки. До этого он производил шум, прижимаясь по инерции к бортику.

После того, как топор резко пошел вниз-налево, обух ударился о бортик сверху, производя резкий звук высокой интенсивности. Через несколько кадров на фонограмме виден еще один максимум интенсивности звука – скорее всего это удар топора о пол. Далее звук исчезает, возможно, в тишине произошел «перехват» топора за топорище и бросок из-за угла в направлении видеокамеры.

Для уточнения динамических характеристик движения топора, приданного ему человеком, автор поставил контрольный эксперимент. Топор, похожий на тот, что обнаружился 19 января 1999 года в квартире Кисляковых, несколько раз «осаживался» двумя руками вертикально вниз взрослым мужчиной. Останавливался топор после контакта с деревянным чурбаном. Этот процесс снимался на фотоаппарат марки Nikon COOLPIX S 3900 в режиме видео. Скорость съемки составляла 30 кадров в секунду при выдержке 1/60 (0,033 с).

Видео 7. Ролик, демонстрирующий кинетические характеристики «осаживания» типичного топора взрослым мужчиной двумя руками.

Анализ раскадровки этого ролика позволил вычислить, что на финальном этапе движения топора его скорость составляла около 4 м/c, а ускорение – 32 м/с2. Это ускорение лишь в 3,3 (3,3 g) раза больше нормального ускорения свободного падения в условиях Земли. И это ускорение достигнуто в почти идеальных условиях: топор ускоряется вниз в вертикальном направлении обеими руками сильного мужчины. В случае аномально быстрого движения топора горизонтально по металлической полке ускорение его в течение одного кадра выше этой величины в 50 раз. Очевидно, что нормальный человек не может обеспечить за счет своих мускульных усилий такое ускорение предмета весом в 2 кг.

Выводы

События в полтергейстной квартире Кисляковых в поселке Светлый 18–19 января 1999 года образуют связный поток с очевидной логикой развития. Причем о характере предстоящих феноменов хозяева были заранее оповещены «оператором» полтергейста путем нанесения надписей на стены квартиры. Сценарий «ТОПОРОМ ВАС БУДУ ЬТИТСЕРК» был полностью реализован.

Скрупулезный анализ сложной кинематики и динамики движения топора весом в 2,0 кг выявил невозможность организовать это движение усилиями человека. По мнению автора, это движение осуществил «оператор» полтергейста по неизвестному нам пока механизму.

Появление на видеозаписи данного полтергейстного эпизода на нескольких кадрах движущейся «головы» и «суставчатого» манипулятора ставит новые вопросы перед исследователями полтергейстов. Что это такое – пока совершенно непонятно. Видеоматериал, приведенный автором в данной публикации, позволяет построить по видеофрагментам модель исполнительного устройства «оператора» полтергейста, которое перемещает различные предметы. Скорее всего, это устройство будет напоминать по строению паука.

В ночь на 29 января 1999 года соседка Кисляковых пенсионерка Анна Васильевна Григорьева в своей квартире №134 видела бегающую по полу «голову на ножках» размером с небольшую собаку. Этот факт независимо подтверждается видеосъемкой фрагментов аномального устройства в квартире Кисляковых с «головой» и суставчатой «ножкой».

«Оператор» полтергейста во время своих манифестаций, имеющих признаки аномальности, как бы стремится не допустить достаточной освещенности при видеосъемке. С этой целью он способен разбить электролампы быстро движущимися предметами.

Методика видеосъемки, разработанная сотрудниками АНО «Биолон», показала свою эффективность при фиксации аномальных эпизодов при полтергейсте. Мы отказались от использования сложных цифровых камер в пользу бытовых пленочных. Не допускается нами установка скрытых камер в квартирах. Все члены семьи должны знать, где ведется видеосъемка. При этом создается обстановка взаимного доверия между хозяевами и исследователями. «Оператор» же полтергейста всегда знает, где установлена скрытая (для людей) видеокамера и постарается не допустить фиксации с ее помощью аномальных стадий полтергейстных манипуляций.

«Оператор» полтергейста старается не допустить получения исследователями надежных доказательств аномальности необычных явлений в квартире. Эта особенность порождает в течение двухсот лет многочисленные споры между полевыми исследователями и «скептиками», которые, как правило, в полтергейстные квартиры не выезжают. Поэтому нужно осуществлять тотальную видеосъемку в аномальных квартирах в течение длительного времени. Никакая система контроля не является идеальной и допускает сбои. Такой сбой произошел по время съемки эпизода «Топором вас буду ЬТИТСЕРК» и некоторые секреты полтергейста были нами раскрыты.

Так как все аномальные процессы протекают очень быстро, то желательно использовать надежные видеокамеры с повышенной частотой следования кадров и с возможностью съемки в инфракрасном диапазоне.

Сотрудники АНО «Биолон» за время тридцатипятилетних исследований острых полтергейстов пришли к выводу, что «спиритические сеансы» по всему миру являются аномальными манифестациями «оператора» полтергейста. Только там вызываемый у очевидцев стресс является сравнительно мягким, без шокирующих и пугающих людей событий. Образно выражаясь, острые полтергейсты проводит «злой следователь», а спиритические феномены – «добрый». К такому выводу пришел 20 лет назад и исследователь полтергейстов Валентин Николаевич Фоменко [2].

Сумма фактов, накопленных исследователями, свидетельствует о попытках «оператора» полтергейста внушить очевидцам оккультные или религиозные модели строения Мира. Отсюда многочисленные аллюзии при аномальных явлениях в христианских странах к «сатане» и «дьяволу». Если свидетели полтергейстов являются атеисты, то часто для них «оператор» полтергейста представляется «инопланетянином», якобы прилетевшим с Юпитера или из созвездия Ориона.

На основании тридцатипятилетнего опыта изучения острых полтергейстов в России автор пришел к выводу, что двух достоверно доказанных с помощью использования естественнонаучных методов аномальных эпизодов достаточно, чтобы признать все остальные полтергейстные манифестации достоверными. Этот подход позволяет экономить время и ресурсы при полевых исследованиях. В случае полтергейста «Фотыма» этими двумя эпизодами являются: аномальное движение топора по металлической полке и вспышка в воздухе, зафиксированные с помощью видеосъемки. Хотя в нашем распоряжении есть еще два десятка подобных достоверных феноменов, зафиксированных в ходе полевых исследований.

Литература

1. Фоменко, В. Н. Большая энциклопедия паранормального / В. Н. Фоменко. – М.: Русь-Олимп; Эксмо, 2008. – 445 с.

2. Фоменко, В. Н. Земля какой мы ее не знаем / В. Н. Фоменко. – М.: АСТ, Астрель, 2001. – 752 с.

3. Фоменко, В. В. Анализ видеоматериалов с youtube-канала Mellowb1rd / В. В. Фоменко [Электронный ресурс]. URL: https://www.ufo-com.net/publications/art-11144-analiz-mellowbrd.html. Дата доступа: 12.09.2019.

4. Фоменко, В. В. Условия переноса движений с предмета на предмет (статистический подход) / В. В. Фоменко [Электронный ресурс]. URL: https://www.ufo-com.net/publications/art-11315-uslovie-perenosa-dvijenyi.html. Дата доступа: 07.02.2020.

5. Фоменко, В. В. Условие прерывания прямой видимости (УППВ) при переносе движения с предмета на предмет (продолжение) / В. В. Фоменко [Электронный ресурс]. URL: https://www.ufo-com.net/publications/art-11202-uppv-poltergeist.html. Дата доступа: 24.10.2019.

6. Лунев, В. И. Контроль непериодических быстропротекающих явлений в окружающей среде: автореф. … д-ра техн. наук / В. И. Лунев. – Томск.: ИФП ТПУ, 1998. – 45 с.

7. Шибелер, В. Проявления потустороннего мира. Свидетельства очевидцев. Результаты экспериментов. Фоторепортажи с места событий / В. Шибелер. – СПб.: ИГ «Весь», 2010. – 352 c.

8. Трофимов, А. В. О некоторых наблюдениях в информационном пространстве планеты / А. В. Трофимов // Вестник МНИИКА. – 2001. – Вып. 8. – С. 64–67.

9. Фефелов, В. Н. Как политехники поймали «молнию» в спальне на Каштаке / В. Н. Фефелов [Электронный ресурс]. URL: https://news.vtomske.ru/details/43045-kak-politehniki-poimali-molniyu-v-spalne-na-kashtake-foto. Дата доступа: 17.01.2012.

10. Карыпов, А. «Буду вас топором ЬТИТСЕРК» / А. Карыпов // Красное знамя. – 1999. – №22. – С. 6.

 

Экспертное мнение канд. техн. наук, энергетика, зав. сектором по изучению полтергейста при МОО НЦИ «Космопоиск» Н. В. Томина.

«Фотыма» во многом уже стал именем нарицательным в среде исследователей полтергейста. Это своеобразный синоним или характерное отражение противоречивости, абсурдности и многогранности феномена полтергейста в целом, как в аномальном, так и культурном контекстах. В этом отношении «Фотыма» наиболее яркий и дискуссионный в постсоветском пространстве случай активности острого полтергейста, прежде всего за счет широкого набора довольно необычных происшествий (перемещение крупных предметов, самовозгорания, появление надписей, активные голосовые проявления и мн. др.), которые были подробно зафиксированы исследователями АНО «Биолон» во главе с Виктором Фефеловым. При этом лишь недавно огромный накопленный исследовательский материал по «Фотыме» стал публиковаться в формате своеобразных отчетов.

Очередной представленный отчет В. Фефелова посвящен детальному анализу некоторых ярких эпизодов перемещений предметов в полтергейсте «Фотыма». В процессе такого анализа автор (как и в предыдущих своих материалах по этому случаю) ожидаемо приходит к довольно спорным выводам о том, что зафиксированные двигательные эпизоды вступают в противоречие с «известными законами классической механики» и не могут быть выполнены «нормальным человеком», в том числе потому что его «мускульные усилия» не способны обеспечить рассчитанные автором высокие ускорения предметов. По мнению, В. Фефелова это доказывает сверхъестественный характер полтергейста «Фотыма». Однако, на мой взгляд, автор допускает ключевые методологические ошибки как в самой постановке исследования, так и в анализе его результатов. Это объясняется типичными когнитивными искажениями (например, «предвзятость подтверждения») и намеренном отступлением от критериев научного метода.

В первой части автор изначально делает фактически ложное допущение о том, что явления полтергейста не требует какой-либо верификации, так как, по его мнению, «убедительных доказательств причастности подростков – фокальных лиц к полтергейстным проявлениям не имеется». Это классический пример логических искажений и слабой индукции, которые впоследствии влияют на все исследование – от некорректной организации видеосъемки до предвзятой интерпретации двигательных эпизодов. Прежде всего, огромный пласт исследований У. Ролла [1], Д. С. Рого, К. С. Альфарадо [2], А. Г. Ли [3], Н. С. Новгородова [4], Е. К. Агеенковой [5] и других указывает на определяющую роль фокальных лиц, преимущественно предпуберантного периода (т. е. подростки 12–14 лет), в протекании полтергейста. Роль фокальных лиц объясняется как в рамках сугубо парапсихических гипотез (например, «спонтанный возрастной психокинез»), так и чисто психологически ориентированных гипотез (например гипотеза обмана, психологической аберрации и т. д.). Н. С. Новгородов касательно фокальных лиц отмечает следующее «чаще всего (в 70–80 процентах случаев) это дети и подростки 10–16 лет» [4, С. 447], а также «50% сообщений относятся к обману, поскольку в большинстве случаев полтергейсты связаны с подростками, у которых еще не вполне сформировались моральные устои зрелых людей» [4, С. 44]. Тот же В. Н. Фоменко отмечает, что «большинство полтергейстов связано с детьми, а дети обманщики оставили весьма заметный след в истории парапсихологических исследований» [6, С. 39]. Роль детей в обмане и имитации аномальных явлений подробно представлено в [7]. Именно подростковый возраст типичных фокальных лиц хорошо вписывается в концепцию «сверхконтролируемой агрессии» [8], которая была многократного подтверждена у молодых носителей «шумного духа» как один из основных триггеров феномена [2, 9].

Другими словами, именно грамотная оценка фальсификации эпизодов и степени участия в них братьев-подростков Кисляковых (как потенциальных фокальных лиц) должна была стать исходной и ключевой частью исследования полтергейста «Фотыма». Любое нормальное научное исследование должно начинаться с поиска подтверждений наиболее простых гипотез (принцип бритвы Оккама), какой, в данном случае, является гипотеза целенаправленной имитации, обмана. Как минимум это позволило бы отсеять какую-то часть эпизодов, которые могли легко фальсифицироваться братьями Кисляковыми (даже как вариант подыгрывания действительным аномальным происшествиям). Например, перед эпизодами с бросками топора в туалете появлялась надпись на английском языке «Do what thou wilt so mote 666». В. Фефелов довольно упрощенно резюмирует, что это «намекает на сатанизм». Но если разобраться глубже, то это четкая отсылка к одному из трех практических постулатов Телемы знаменитого оккультиста А. Кроули «Do what thou wilt shall be the whole of the law» (Делай что хочешь, это – закон). Из предыдущего отчета В. Фефелова достоверно известно, что в квартире Кисляковых была книга А. Кроули и очевидно она принадлежала старшему Славе Кислякову. Вполне вероятно, что религиозный и сатанинский «налет» «Фотыме» мог умело придавать именно Слава.

Изначально ложное допущение приводит, на мой взгляд, к некорректной «рабочей гипотезе», принятой исследователями «Биолона» относительно «Фотымы», когда они, например, целенаправленно отказываются размещать камеру для съемки всего коридора, откуда и прилетают вещи, т. е. в наиболее интересном месте, с точки зрения установления причины бросков предметов. Хотя автор и объясняет это нежеланием подставлять «дорогую технику» под «огонь» полтергейста, однако при этом В. Фефелов подчеркивает вездесущность «Фотымы», а значит любая точка квартиры Кисляковых должна была быть потенциально опасна для техники. В любом случае можно было организовать какую-нибудь защиту для видеокамеры, например, металлическую клетку. В итоге анализируемые эпизоды с бросками двери, топора, движением птичьей клетки и появлением «манипулятора» не могут быть окончательно верифицируемы, тем более во всех этих случаях с «невидимой» стороны коридора (в других комнатах) всегда находились люди. Например, опыт «Космопоиска», а также Московской службой скорой помощи при полтергейстах (А. Г. Ли) свидетельствует, что полный видеомониторинг квартиры позволял наглядно выявлять имитацию активности «шумного духа» со стороны подростков. И конечно случалось, когда техника повреждалась.

Отчасти отмеченное упущение компенсируются некоторыми попытками исследователей «Биолона» к контролю и фиксации положения людей в квартире, в том числе во время эпизодов с движениями. Например, в эпизоде с перемещением клетки попугая, исследователи «немедленно последовали к спальне, где находилась ранее птичья клетка», предварительно до этого они также отметили ее изначальное положение в этой комнате. Но даже в этих случаях громкие заключения о «телепортации живого существа» являются более чем поспешными. Теоретически тот же Петя Кисляков все-таки мог провернуть этот трюк с клеткой. Тем более, что во многих случаях собака Кисляковых довольно флегматично реагировала на многие действия «Фотымы». Поэтому она вполне могла оставаться в комнате, особо не просыпаясь, когда Петя выносил клетку и возвращался туда обратно.

Основные претензии в отчете относятся непосредственно к самому анализу «кинетических и динамических аспектов» движения предметов. Прежде всего бросаются в глаза удивительно точные оценки изменения положения предметов и их длины (например, «сдвинулся влево на 0,16 м», «длина «предплечья» манипулятора составляет 0,44–0,45 м», «расстояние от движущегося топора до микрофона видеокамеры составляет 4,77 м» и пр.), а также их скоростей (например, «приобрести скорость около 2 м/c», «максимальная скорость топора достигала бы 16 м/с», «вращалась по часовой стрелке с угловой скоростью 100 градусов в секунду» и пр.). Вероятно, автор получил эти точные оценки на основе сопоставления плана квартиры и анализа раскадровки записанных видеороликов. Однако при этом подходе столь точные цифры вызывают обоснованные вопросы и сомнения. Если же исследователи «Биолона» использовали какую-то другую методику, то необходимо было ее раскрыть в отчете. Кроме того, оценки скорости и ускорений топора основываются на принятых автором допущениях по времени передвижения и изменениях его положения, которые фактически неясно как получены. Отсюда дальнейшие выводы о невероятных ускорениях и невозможности «нормальному человеку» задать такие ускорения являются уже умозрительными фантазиями автора.

Несмотря на отмеченные выше замечания В. Фефелов, в целом, делает интересные аналитические выводы о возможной природе феномена полтергейста, а сам отчет свидетельствует о значительном объеме проделанной автором работы. Некоторые отмеченные происшествия действительно сложно фальсифицировать или объяснить простой случайностью, например, эпизод с телефоном, когда он «ломался» при наборе только определенного номера. Мое личное мнение, что полтергейст «Фотыма» действительно включал какое-то количество аутентичных, аномальных происшествий (в том числе возможно и с движениями предметов), а сам феномен активно вовлекал в свою «игру» братьев Кисляковых (и возможно других лиц), которые и подыгрывали «барабашке». Однако отказ от полноценного критического исследования со стороны экспертов АНО «Биолон», сделал во многом невозможной адекватную оценку всего случая этого «шумного духа».

Литература

1. Roll, W.G. Poltergeist / W. G. Roll // Handbook of Parapsychology. – New York, 1977. – P. 382–413.

2. Альварадо, К. С. Психологические оценки агентов полтергейста: критика полтергейста / К. С. Альварадо, У. Д. Ролл, Д. С. Рого; пер. с англ. А. Суханова // Современные исследования полтергейстной среды: сб. науч. трудов. – Минск: Право и экономика, 2012. – С. 54–57.

3. Ли, А.Г. Заметки о парапсихологии: монография / А.Г. Ли. – М: Вече, 2018. – 304 с.

4. Новгородов, Н. С. Исследование полтергейстов в Сибири: монография / Н. С. Новгородов. – Томск: Томский политехнический университет, 1993. – 340 с.

5. Агеенкова, Е. К. Социально-психологические аспекты поведения «фокальных лиц» при полтергейстных явлениях / Е. К. Агеенкова, Н. В. Томин, И. С. Бутов // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – № 6. – Том. 7. – С. 1–19.

6. Fraser Nicol J. Fraudulent children in psychical research // Parapsychology Review. – 1979. – V.10. – N1. – P. 16–21.

7. Мирзалис, И. В. Исследования феноменов полтергейста техническими средствами / И. В. Мирзалис, В. Н. Фоменко // Парапсихология и психофизика. – 1995. – №2(18). – С. 19–42.

8. Rogo, D. S. Poltergeist and Family Dynamics: A Report on a Recent Investigation / D. S. Rogo // Research in parapsychology. – 1979. – P. 108–109.

9. Megargee, E. I. Development and Validation of an MMPI Scale of Assaultiveness in Overcontrolled Individuals / E. I. Megargee, P. E. Cook, G. A. Mendelsohn // Journal of Abnormal Psychology. – 1967. – № 72. – P. 519–528.

 

Экспертное мнение канд. техн. наук В. В. Фоменко.

Анализ движения предметов полтергейстов по видеозаписям является, вероятно, наиболее информативным и перспективным направлением исследований этого феномена на сегодняшний день. А безусловная идентичность приведенных автором съемок придает этой работе огромное значение.

Наибольший интерес, на мой взгляд, представляет обнаруженный автором «мгновенный рывок» топора, сводящий вероятность инсценировки этого полтергейста к нулю, и удивительно точно подтверждающий обобщение сделанное в свое время моим отцом, известным исследователем полтергейстов Валентином Николаевичем Фоменко, в его работах.

Вместе с тем, автор безусловно не исчерпал возможности анализа отснятых им движений. Это относится, например, к броску топора из-за двери. На протяжении 8 кадров топор разгоняется в вертикальном направлении с постоянным ускорением 6,2 м/сек2. При этом, как минимум 0,4 м видимой траектории топор движется параллельно самому себе, то есть, в терминах В. Н. Фоменко, гидируется (жестко ведется) по траектории. После снятия разгонной силы на 0,36 сек топор переходит к баллистической траектории и начинает вращаться вокруг своего центра массы. По мнению Валентина Фоменко, именно гидирование предметов на этапе разгона является характерной чертой, «визитной карточкой», большинства полтергейстов.

Интересно также более детально проанализировать трехмерную кинематику сложного движения двери. Определить возможные точки приложения сил и их смещения для придания двери именно такой траектории. По сути можно попытаться решить, так называемую, обратную задачу – по пространственным координатам точек приложения сил воссоздать возможный облик «оператора» полтергейста. В этой связи также интересен был бы анализ направления взгляда собаки, которая видит «оператора», скрытого за упавшей дверью, и адекватно реагирует на него.

Лежащая на ребре белая дверь хорошо освещается лампой и должна подсвечивать противоположную часть стены, видимую в кадре. При этом оператор полтергейста, находящийся за дверью при захвате лежащего топора, должен создать рассеянную тень на эту стену. В этой связи было бы интересно проанализировать «игру теней», действительно имеющую место в данном видео. Возможно, это также поможет воссоздать облик таинственного «оператора».

Надеюсь, что автор не остановится на проделанной им безусловно большой и интересной работе, и продолжит анализ видео полтергейста «Фотыма».


Виктор Фефелов 13.01.2021
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Легенда о «ледяном корабле»
Курьезы 1
Легенда о «ледяном корабле»
Чуть ли не во всех книгах о тайнах и опасностях моря можно встретить историю про обледеневшее судно с мертвым экипажем, годами, а то и десятилетиями блуждающее среди айсбергов. Оно, как хамелеон, меняет название и место, где его встретили, но история о нем в общих чертах остается прежней. В одних версиях легенды корабль – плавающая развалина с трупами, в других – что-то вроде полярного Летучего Голландца, который преследует живых и предвещает страшные бури.
Эра прорывов: пионеры забытой науки
Мероприятия 392
Эра прорывов: пионеры забытой науки
После двухлетнего перерыва, 24 ноября 2023 года в Музее Русского Искусства (он же Музей Императора Николая II) состоялась Необъяснимая встреча №17. С докладом выступила Людмила Борисовна Болдырева – кандидат технических наук, доцент ГУУ, преподаватель, автор множества научных публикаций и книг.