Екатерина Агеенкова
Екатерина Агеенкова
доцент УО «Минский инновационный университет», канд. психологич. наук
E-mail: ageenkova@list.ru

Что писали зарубежные источники об исследованиях в области аномалистики в СССР

Несколько слов вдогонку темы об исследовании паранормальных феноменов в СССР.

После прочтения обсуждений по поводу моих заметок о направлениях исследований феномена полтергейста в СССР меня несколько удивили следующие позиции участников дискуссии:

  • Предметом анализа моей статьи являлись гипотезы, выдвигаемые учеными советского периода, в отношении полтергейста (они касались также и других аномальных феноменов). Однако обсуждения в основном были направлены на критику общественных установок того периода. Но никто не предложил хотя бы одну свою гипотезу, даже абсурдную. Аномальные феномены ведь не исчезли.
  • Некоторые участники высказали ряд банальностей о том, что в СССР никто ничего не знал об НЛО, полтергейстах, человеческих сверхспособностях и проч. Знакомство с большинством мнений участников форума создает впечатление у несведущих в этом вопросе о том, что в СССР исследованиями паранормальных феноменов занимались лишь легковерные и доверчивые инженеры, образование которых не дотягивает уровня школьного.

Господа, не будьте наивными.

В этой записи я хочу сделать некоторые уточнения по поводу исследований в тот исторический период.

Как верно заметил один из участников, большинство ссылок я сделала на материалы конференции «Непериодические быстропротекающие явления в окружающей среде», проходившей в Томске в 1988. Она была первым официально разрешенным форумом, посвященным данным вопросам. Кстати в Минске в период с 1982 по 1988 также намечалось проведение двух таких же конференций, однако они были запрещены в последний момент, когда их участники уже прибыли в Минск. Эти мероприятия все же были проведены, но в виде небольших (ну или более крупных) «секций» в гостиничных номерах или по квартирам. Естественно, их материалы опубликованы не были.

Вернемся к томским конференциям.

Мероприятие 1988 года можно рассматривать как пик «романтизма» в области аномалистики. Практически каждый участник приехал с собственными идеями, и каждому дали возможность высказаться. Естественно в последующем зерна от плевел уже отделялись, научные и ненаучные идеи, доказательные и надуманные. Кстати, на этой и на многих других конференциях присутствовало много представителей силовых ведомств, которые перед нами, тогда еще «новичками», кичились своим многолетним опытом работы в данной области и, как это не парадоксально, пытались навязать ставшие в последующем популярными «потусторонние» идеи. Также одна из особенностей исследований того периода – это использование методологии физикализма. Таковы были требования так называемой «объективной» науки, которая оперировала терминами физики, химии, математики, статистики и проч. Психология, увы, в тот период в СССР вообще не относилась к науке. Кстати, я участвовала на той конференции, и мой доклад тоже был вполне физическим – он был посвящен анализу нескольких случаев аномальных явлений с позиций геофизики. Однако при этом на этой конференции было много сообщений и «мистического порядка».

1.jpg

Екатерина Агеенкова. Фото из газеты «Праца», 1990 год.

Основная отличительная особенность томской и многих других такого рода конференций советского периода – это наличие множества гипотез, пытающихся объяснить экстраординарные явления. К сожалению, в настоящее время несколько моих попыток простимулировать провокационными публикациями «мозговой штурм» с целью рождения хоть бы какой-нибудь гипотезы практически ничего не дал, кроме стеба над «убогими» советскими исследователи.

Разве не так? Разве сейчас кто-то предлагает научные теории или методы исследований аномальных явлений?

В последующем, и это хорошо заметно в публикациях томской конференции «Непериодические быстропротекающие явления» 1990 года, уже стали звучать требования отказаться от научной методологии исследования и принять оккультные позиции в понимании аномальных явлений в качестве базовых, расширить сферу исследовательских методов «сверхчувственным опытом», а также ввести представления о «новом физическом поле». А далее, как говорится, «понеслась». Начался период разгула мистицизма и так называемой культуры Нью эйдж (New age) в данной области исследований, который, впрочем, продолжается и до сих пор.

А о том, что в советский период проводились глубокие исследования аномальных явлений различного спектра, говорит ряд публикаций в зарубежных изданиях. К сожалению, у меня имеются лишь старые копии статей на бумажных носителях, часть аналогов которых которые я не нашла в Интернете, поэтому я делаю ссылку на иные материалы данных авторов.

Например, H. Gris, J.D. LaMothe, L.F. Mair, J.D. Mothe, Ch. Ostrander, L. Schroeder, а также Дж. Б. Александер в своих работах, изданных в конце 70-х годов, указывали, что в тот период в СССР был достигнут серьезный прогресс в использовании парапсихологических феноменов, причем, опережающий соответствующие разработки в США.

И еще немного конспирологии.

Нью эйдж успешно развивался в СССР задолго до перестроечных событий в нем. Так, в статье W.M. Alnor, называются некоторые группы движения Нью эйдж в США, с которыми наиболее тесно сотрудничало государственные организации СССР. Он пишет, что наиболее крепкими и долговременными были контакты СССР с Esalen Institute, основанном в 1960 году и расположенном в Калифорнии, у которого были совместные программы с исследовательскими центрами в СССР начиная с 1979 года. Позднее этот институт вышел за пределы своей первоначальной программы по обмену опытом и стал финансировать ряд политических и научных программ включая поддержку научных конференций и обмены в области образования. Называются и другие центры Нью эйдж, сотрудничавшие с правительством СССР и оказывающие влияние на распространение своей идеологии в нашей стране. Автор называет «Citizens Exenge Councils», «Earthstewards Network», «Institute of Noetic Sciens», «Promoting Enduring Pease group», «US\USSR Bridges for Pease», «Youth Ambassadors of America». Он также пишет, что «Institute of Noetic Sciens», созданный американским космонавтом Эдгаром Митчелом, занимался финансированием программ, направленных на внедрение идеологии Нью эйдж в СССР. W.M. Alnor пишет, что связь руководства «Institute of Noetic Sciens» с американской космонавтикой вероятно и предопределило и источники распространения инфекции Нью эйдж в СССР, а позднее и в странах Содружества. Таким образом, оккультизм Нью эйдж, как пишет автор, быстро стал новой религией и псевдонаукой для многих людей в СССР.

Так что, как говорит моя племянница, «не смешите мою левую пятку» по поводу необразованных советских инженеров. По моим сведениям, в этой области работали (да и сейчас работают) слишком серьезные люди.

Также по теме
В середине 2009 года в рамках ОНИОО «Космопоиск» было создано специальное направление (сектор) по изучению полтергейста. Основной целью данного подразделения стали координированные научные исследования этого явления на обширной территории постсоветского пространства. Прошло 5 лет и, как было принято раньше, мы подводим итоги этой своеобразной «пятилетки», рассказывая о наиболее прорывных гипотезах, выдвинутых нами в процессе изучения этого феномена.

19.07.2021
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Сокровища грома: находки необычных камней в стволах и кронах деревьев в славянской мифологии
Сакральная география 1
Сокровища грома: находки необычных камней в стволах и кронах деревьев в славянской мифологии
В статье приведены записи об обнаружении метеоритов и других необычных камней в стволах деревьев. Авторы анализируют, как эти находки, воспринимаемые в народе в качестве «громовых стрел», влияли на формирование локальных мифов, ритуалов и верований. Показано, что в ряде случаев за небесные стрелы принимали упавшие метеориты, что могло приводить к почитанию их и образованию на месте падения святых мест.
Зов пестрого крысолова
Аномальный фольклор 1
Зов пестрого крысолова
Легенда о пестром крысолове и детях из немецкого городка Гамельн вдохновляет поэтов и озадачивает историков. Они сходятся лишь в одном: история, которую жители Гамельна пронесли сквозь века, возникла не на пустом месте. В ее основу легли реальные события, которые со временем обросли домыслами, фантастическими подробностями и стали больше похожи на сказку, чем на быль.