Феномен электронных голосов - анализ

Прим. УфоКома: Мы продолжаем публиковать материалы, посвященные феномену электронного голоса (ФЭГ), известного на западе как Electronic Voice Phenomena (EVP). Само обсуждение этого вопроса и выработка критериев, позволяющих с легкостью идентифицировать электронные и вполне обычные голоса не ставит своей целью убедительно доказать существование «загробного мира». В первую очередь был интересен поиск легких методик, позволяющих отличить подлинные случаи полтергейста от мнимых. Так как феномен электронного голоса часто сопровождает полтергейстные события, то нахождение доступных любому исследователю путей анализа запечатленных на цифровых или пленочных носителях голосов автоматически будет являться критерием достоверности того или иного случая полтергейста. Существенно продвинуться в этом вопросе помогли записи, попавшие в распоряжение «Космопоиска» из достоверных источников.

Итак, почти целое десятилетие минуло с момента наших первых, смелых экспериментов по регистрации Феномена Электронных Голосов, увы, в тот раз безрезультатной, как вы можете понять из опытов, описанных мной в первой части материала. С постепенным распространением статьи в мировой сети, на призыв прислать свой материал, откликнулись десятки людей, и к нам на анализ стали поступать образцы с записями различных «аудиоаномалий», посторонних шумов и голосов, иногда совершенно бытовых и/или неверно истолкованных, а иной раз исключительно интересных. Конечно, не обошлось и без шутников, которые весьма изощренно и настойчиво пытались дурачить нас своими «сенсациями».

Однако, самая большая проблема, стоящая перед нами, была в ряде фундаментальных методологических недочетов, решить которые мы не могли.

Разумеется, поскольку все рассматриваемые записи были сделаны в условиях, которые не поддавались объективной проверке, с безжалостным скепсисом 99% всего поступившего материала при малейших сомнениях попросту отбраковывалось, и вот почему.

Разумеется, что для объективного доказательства присутствия на записи чего-то необычного требовалось собрать и обработать как минимум серию объективных записей, заведомо исключающих подделку или предварительную обработку. Иными словами, записей, сделанных если не нами самими, то хотя бы людьми, заслуживающими абсолютного доверия. Затем по результатам исследований этих материалов требовалось сравнивать особенности объективно достоверных записей с поступающими к нам на анализ.

Пришлось звать на помощь всех опытных коллег с «КОСМОПОИСКа», и вновь образованный сектор по изучению полтергейста стал поставлять первые записи загадочных голосов, анализ которых составил наши первые наблюдения и обобщения. Тем не менее, даже материалы, полученные из источников внушающих исключительное доверие, оставляли тень сильных сомнений, и, откровенно говоря, такая сложная ситуация сохранялась до того момента, пока однажды совершенно непреднамеренно запись с ФЭГ посчастливилось сделать и нам самим. Дело тут же сдвинулось с мертвой точки.

И поразило вот что… вопреки ряду гуляющих по Интернету материалов, где, как правило, еле различимый голос выдавливает почти различимые слова из шума эфира, в нашем случае напрягаться для интерпретации речи вообще не пришлось. Не верилось, но чей-то посторонний голос действительно присутствует на ряде записей, причем совершенно громкий, четкий с различимым тембром и интонацией. Как он там оказался и при каких условиях, это уже другой вопрос, на который я постараюсь ответить в следующей главе (статье), а пока позвольте поделиться с вами нашими результатами технического анализа полученных свидетельств.

Итак, если обобщить все рассматриваемые нами случаи получения записей с ФЭГ, то можно с уверенностью сказать, что данный феномен спорадически регистрируется на абсолютно любых технических средствах, обладающих программными или аппаратными возможностями записи звука. Сюда входят как самые обычные диктофоны, так и мобильные телефоны, включая видеокамеры и фотокамеры с функцией записи видео (со звуком). В данном обзоре я намеренно обойду стороной различные радиоприставки, которые «черпают» голоса из радиоэфира. О них речь пойдет в других главах, и пока это предмет грядущих опытов.

Рассматривая различные схемы и способы получения записей, отдельно следует отметить, что во всех случаях получения записей ФЭГ присутствующие физически при записи аудиодорожки индивиды (люди) утверждают, что ничего из (впоследствии обнаруженных на записи) посторонних голосов в процессе самой записи, они категорически не слышали. А в иных случаях записи с «голосами» были сделаны в помещении, где находился всего один человек.

Очевидно, что таинственные голоса попадают на носитель непосредственно в момент записи (закрепления) информации. Нам еще только предстоит выяснить, каким именно образом это происходит, и ряд предположений я опишу далее.

Итак, в качестве небольших, но характерных примеров к этой статье я представляю вам две записи. Фрагмент первой, сделан двумя подростками на фотокамеру в режиме видеосъемки (между собой разговаривают на Латышском языке). На записи, присутствуют четыре посторонних женских голоса, говорящих на четырех разных языках. Первый голос спрашивает на немецком «Warum?» (почему?), затем второй голос на латышском языке повторяет «es jautāju kapēc?» (я спрашиваю почему?). Затем третий голос произносит «Эйло. Эйло» (язык не определен, возможно, португальский или один из скандинавских) и, наконец, завершает фрагмент повторение на Греческом «Δεῖμος …Δεῖμος !» (Ужас. Ужас!..).

Если предыдущий пример, для вас не совсем убедителен, то рекомендую к ознакомлению следующий фрагмент, так же с примером посторонних голосов ФЭГ.

Обстоятельства записи этого материала относятся к событиям расследования случая полтергейста в одном из городов России. Так называемый «носитель» полтергейста дает блиц интервью исследовательской группе, повествуя об обстоятельствах дела, дабы не делать это в «неспокойной» квартире. Отмечу, что запись на диктофон производилась в уютном кафе. Нас же с вами интересует только тот факт, что запись была фактически испорчена необъяснимым наложением голоса неизвестной пожилой женщины, густо осыпающей присутствующих проклятиями (речь при этом не всегда четко опознаваема). Судя по издаваемым звукам, поведение «третьего присутствующего» было тяжело не заметить (а записать отдельно и подавно). При этом очевидно, что люди на записи продолжают вести ровный разговор, не обращая никакого внимания на истерическое кряхтение кликуши.

Предполагаю, что кто-то их вас сейчас произнес «брехня!». Вот специально для вас позволю себе напомнить, что десять лет назад я так же зарубил тему с ФЭГ, как мне тогда казалось, не оставив камня на камне от теории К. Раудива. Сегодня мне очевидно, что тогда я всего лишь попал в «тупиковый» рукав теории и при отсутствии ясного представления о феномене допустил ряд существенных ошибок, и сосредоточился на изучении дробного шума. Тем не менее, и сторонникам инструментальной транскоммуникации я хочу напомнить, что я по-прежнему остаюсь ярым противником учений о загробном мире и верю исключительно в силу знания и физику.

Никаких объективных данных о том, что мы имеем дело именно с умершими людьми, лично мне получить пока не удалось. Свое объяснение этого феномена я детально изложу в следующей главе, посвященной рассмотрению теории ФЭГ. Полагаю, что мои выводы будут весьма оригинальны и, увы, объясняться куда более просто, чем было принято считать до сих пор.

Ну а теперь усаживайтесь поудобнее, я перехожу к техническому анализу и постараюсь доступно рассказать, что же общее у этих (и остальных записей) и чем «таинственные голоса» уж очень отличаются от обычных человеческих.

Итак, чтобы не топить читателя в болоте специальных терминов и формул, позволю себе традиционный краткий экскурс, посвященный механизму звукообразования, который подарила нам эволюция. Говоря сухим языком, голосовая система млекопитающих (и человека в том числе) представляет собой механическую систему из двух сцепленных источников колебаний. В случае если синхронизация частотных колебаний связок идентична, то голосовой аппарат производит гармонический звук, не содержащий нелинейностей. Иные кратные соотношения образуют субгармоники, а рассинхронизация частоты вызывает «голосовой шум», сопровождаемый коротким сцеплением голосовых связок.

Проще говоря, голосовые связки человека парные и колеблются отдельно, соответственно источников звуковых колебаний на самом деле не один, а два, однако колеблются обе голосовые связки синхронно в силу их физиологической эластичности и воздействия механических сил Бернулли, вызывающих их циклическое «слипание». В случае если давление воздуха будет нарастать, вызывая неравномерное натяжение связок, в конце концов, возникнут условия, при которых они будут соприкасаться через раз. Тогда одна из связок будет колебаться в два раза медленнее, чем другая, при этом число колебаний одной будет по-прежнему соответствовать основной частоте, а второй - вдвое меньшей. При этом между гармониками появятся дополнительные субгармонические полосы с интервалом в одну вторую основной частоты. Это фундаментальное правило очень понадобиться нам, чтобы понять природу голоса, издаваемого речевым аппаратом человека, и голосов, имеющих весьма неопределенную природу (ФЭГ).

Таким образом, я хочу акцентировать ваше внимание, на то, что, несмотря на всю уникальность тембра голоса каждого из нас, речевой аппарат человека устроен в точности с условиями теории колебаний, которая гласит, что средняя частота суммарного тона равна полусумме частот складываемых колебаний: f = (f1+f2)/2.

Впоследствии именно эта «математика» пригодится нам в анализе материала. Добавлю, что в отдельных случаях могут встречаться и так называемые «сайдбенды» и нелинейности, но в данном случае в контексте человеческой речи мы их обойдем стороной.

Еще одним важным физиологическим компонентом, который нам будет необходимо рассмотреть в своем анализе, станет так называемый «голосовой шум», в основе которого лежит такое физическое явление как детерминированный хаос. Возникает он в ситуации, когда колебания голосовых связок по каким-то причинам рассинхронизированы и хаотичны (например, человек болен ларингитом). Тем не менее, очевидно, что при каждом цикле движений они продолжают системно взаимодействовать и колебаться вокруг некой усредненной частоты. Это явление порождает очень специфический признак, выражающийся в размазанности спектра частот.

Теперь рассмотрим только что изложенное на конкретном примере, в качестве которого я взял достаточно «чистое» и четкое немецкое слово «warum» из первого образца ФЭГ. Для того, чтобы сравнение было для вас более наглядным, в правой части иллюстрации я привожу то же самое слово «варум», произнесенное в той же тональности и интонации с максимальным подобием к (ФЭГ) оригиналу (кстати, записанное через стандартный емкостной микрофон, обладающий теми же характеристиками, что и тот, через который записывался оригинал с ФЭГ).

"Почему" с записи ФЭГ и произнесенное человеком
"Почему" с записи ФЭГ и произнесенное человеком
 

Внимательно посмотрите на правую часть иллюстрации, обозначенную «произнесенное человеком». Обратите внимание на «слоистость» спектрограммы, повторяющей контуры основных гармоник (три горизонтальные полосы в центре, образующие суммарный тон). Если присмотреться к картинке, то вы увидите, что расстояния между слоями этого «пирога» лежат в строгой закономерности с описанным выше правилом гармонического и субгармонического распределения (сайдбенды и субгармоники в виде горизонтальных полосок, располагаются на одинаковом расстоянии вверх и вниз от основной частоты, а величина шага между ними равна образующей их модулирующей частоте). Вне зависимости от интонации, пола и физиологических особенностей речевого аппарата спектрограмма человеческой речи будет выглядеть именно таким образом. Отмечу, что в соответствии с уникальными особенностями каждого из нас в спектрограмме может меняться частота основного тона (у мужчин она ниже, у женщин выше), но при этом практически никогда не будет нарушена кратность гармоник и субгармоник, которые будут лишь сдвигаться в динамическом диапазоне, относительно основной частоты.

Еще один важный момент: это присутствие в образце человеческой записи «голосового шума» в начале первого и последнего слога. Связанно это с физиологическими причинами, вследствие того, что, начиная и заканчивая слово, давление воздуха, действующее на голосовые связки, рефлекторно не высокое и лишь ко второму слогу достигает своего максимума. Это и вызывает коротковременную рассинхронизацию связок, и, как следствие, очень «грязный» спектр в начале и в конце слова. В целом, в этом примере мы видим как физические, так и физиологические признаки типичной человеческой речи с очень присущими ей биоакустическими нелинейными явлениями (хрипота, влияние физиологических резонаторов – хрящей, костей, полостей и т.д.). Теперь, давайте рассмотрим образец с ФЭГ на левой половине спектрограммы…

Первое что бросается в глаза, это почти полное отсутствие признаков «голосового шума», спектр основных гармоник ровный и хорошо модулированный. Начало и конец слова ровное по уровню и выглядят так, как будто в звукопроизношении не задействованы легкие (либо слово вырвано из контекста, произнесенного на «одном дыхании»). В качестве сравнительного примера рассмотрите правую часть иллюстрации с голосом человека. При этом можно заметить, что все слово «warum?» в ФЭГ оригинале, несмотря на хорошо переданный тембр и интонацию, состоит всего из трех основных гармоник и двух побочных сайдбендов.

Вот в этом месте мне бы хотелось добавить некоторое обобщение, сделанное на основе анализа двух десятков материалов, вызывающих доверие и находящихся в нашем распоряжении. Общий вывод по результатам можно охарактеризовать следующим образом.

Все исследованные материалы с посторонними голосами на записи подчиняются весьма интересной закономерности, которая выражается в очевидном нарушении стройного гармонического ряда, чего не наблюдается в записях голосов, физически присутствующих в момент записи. Наглядно рассмотрим этот вывод.

Частотный анализ, построенный на основе ряда усредненных статистических значений
Частотный анализ, построенный на основе ряда усредненных статистических значений
 

На иллюстрации показан частотный анализ, построенный на основе ряда усредненных статистических значений записей женских голосов с ФЭГ и сравнительных образцов, взятых с женских голосов (физических персон), записанных отдельно для сравнения. Как мы можем видеть, распределение гармоник (обертонов) голосов ФЭГ наглядно отличается от схожих параметров с «человеческой речью». Общеизвестно, что средний тон женского голоса находится в диапазоне около 210 Гц, это прекрасно видно на графике. Поскольку речевой аппарат человека – устройство механическое и весьма ограниченное, соответственно, оно подчиняется общеизвестным законам физики, но…

Женский голос с ФЭГ (красная кривая), как можно заметить, совершенно не соответствует общепринятой картине. Самое странное в этой закономерности, это то, что в 97% проанализированных нами записей ФЭГ расположение обертонов (гармоник) находится в определенном порядке, всегда нарушающем обычную закономерность, представленную рядом Фурье, то есть стройным гармоническим рядом, где частота колебания любого обертона всегда кратна частоте основного звука. Вероятно, впервые нам удалось математически выявить все нелинейности феномена электронных голосов в диапазоне от 6-5156 Гц. Примечательно, что голоса ФЭГ, как выяснилось, в 8 из 10 случаев женские и могут иметь от 3 до 18 гармоник, несущие частоты которых практически всегда постоянны (для женских голосов). Осталось констатировать, что теперь мы имеем нечто технически осязаемое для продолжения работ в этом направлении. Нами уже созданы программные фильтры, позволяющие оперативно «прогонять» материал и вести эффективное исследование феномена.

В рамках этого материала я воздержусь от публикации выявленного нами частотного ряда ФЭГ. Сделаю я это исключительно в целях недопущения утечки наработанных признаков ФЭГ, которыми немедленно воспользуются как любители технических розыгрышей, так и отъявленные фальсификаторы. Все неопубликованные результаты доступны в рамках специального отчета, опубликованного мной для исследователей полтергейстных явлений. Также с более расширенным докладом и примерами можно ознакомится на семинарах, проводимых «Европа-Космопоиск» (Английское подразделение).

И прежде чем приступить к рассмотрению следующей главы, в которой я постараюсь построить достаточно обоснованную гипотезу природы «посторонних голосов», я обращусь к читателям – присылайте ваши материалы на анализ! Ящик necton.lv@gmail.com. Ничего не конвертируйте самостоятельно, шлите в таком виде как есть или выбирайте фрагменты ФЭГ с максимально возможным качеством оцифровки.

На момент перепубликации данный материал был доступен на сайте Лаборатории Нектона.


Влад Гуща 27.06.2011
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Легенда о «ледяном корабле»
Курьезы 1
Легенда о «ледяном корабле»
Чуть ли не во всех книгах о тайнах и опасностях моря можно встретить историю про обледеневшее судно с мертвым экипажем, годами, а то и десятилетиями блуждающее среди айсбергов. Оно, как хамелеон, меняет название и место, где его встретили, но история о нем в общих чертах остается прежней. В одних версиях легенды корабль – плавающая развалина с трупами, в других – что-то вроде полярного Летучего Голландца, который преследует живых и предвещает страшные бури.
Эра прорывов: пионеры забытой науки
Мероприятия 392
Эра прорывов: пионеры забытой науки
После двухлетнего перерыва, 24 ноября 2023 года в Музее Русского Искусства (он же Музей Императора Николая II) состоялась Необъяснимая встреча №17. С докладом выступила Людмила Борисовна Болдырева – кандидат технических наук, доцент ГУУ, преподаватель, автор множества научных публикаций и книг.