Призрак дворца в Дедино: от вымысла к правде

История усадьбы и ее владельцев в Дедино

Могли ли отзвуки чудовищной трагедии породить легенду о привидении?

Дедино, где родилась легенда о призраке, имеет древнюю историю. Оно впервые упоминается в 1517 году. Однако локализовать его местонахождение по документам не всегда удается, ведь поселений с таким названием было несколько: деревня, усадьба и фольварк (хуторской дом). В 1550 году Дедино упоминается как село, центр воеводства и волости Браславского уезда, тогдашнего государственного владения, под управлением войта (воеводы) Юрия Андреевича. В 1567 году имение Дедино принадлежало трем владельцам: Ф. Огинскому, Ж. Миткевичу и С. Скопу, каждый из которых выделял в войско по одной лошади. В 1595–1600 годах имением временно управлял Р. Непитущи, он с разрешения короля польского и великого князя литовского Сигизмунда III передал его Юрию Галенищу. Позже Дедино стало собственностью семьи Рудамина. В 1647 году Петр Огинский, женившись на Софье Рудамина, продал ее имение Себастьяну Мирскому, владельцу Миор, земскому браславскому судье. В 1751 году наследство выкупили Николай и Розалия Рудамины. Но уже 17 лет спустя Розалия и ее сын стольник браславский продают свое имение Яну Рудницкому, известному во всей Речи Посполитой.

Усадебно-парковый ансамбль Рудницких Дедино). Фото автора.
Усадебно-парковый ансамбль Рудницких Дедино). Фото автора.
 

Ян Бонавентура Рудницкий (1753–1809) герба «Лис» был капитаном литовской кавалерии, послом в Сейме, участвовал в принятии Конституции 1791 года. Был женат трижды: на Еве Дубровской, Амилии Лукьянской, баронессе Магдалене Кнапхоф. Дедино унаследовал его сын Александр (1785–1848), рожденный от Лукьянской. В начале XIX века он занимал должность дисенского земского судьи. Женившись на Еве Шауман, он получил в приданое имение Любинова. У его сына, тоже Александра (1826–1900), женатого на Марии Долубовской, был единственный сын Зигмунд и пять дочерей: Зофья, Аделя, Алина, Бронислава, Людвика. Последняя заботилась о своем престарелом отце до его смерти и только потом вышла замуж за Станислава Нарбута, известного врача Браславщины. Его отец – известный историк Теодор Нарбут, брат Людвиг – участник восстания 1863 года. Зигмунд унаследовал ухоженное поместье и 800 гектаров земли. Но последний потомок не смог по-хозяйски распорядиться наследством отца: ему нравилось жить на широкую ногу, развлекаться, играть в карты, давать и посещать балы. Старожилы рассказали, что не единожды, скупив все билеты на поезд «Вильня – Друя», ездил в нем с друзьями. Всю дорогу играл нанятый оркестр и танцевали виленские артисты.

Такой образ жизни, плохое управление, а также выплаты приданого сестрам привели к тому, что в 1930 году имение было продано Александру Вишневскому. Родственница Рудницкого Алена Яблонская из имения Иоды купила дворец и в 1939 году передала его Виленскому университету. Последний владелец, Зигмунд Рудницкий, во время войны занимался сельским хозяйством на небольшом хуторе Ореховка. Немцы поставили его ответственным за сбор налогов. Но партизаны отобрали собранные запасы зерна, а бывшего владельца Дедино немцы расстреляли, обвинив его в связях с партизанами.

Наиболее подробное описание дворца дала племянница последнего владельца Елена Куликовская-Стахурская. В начале XIX века (1810–1820) в стиле классицизма в 1 км от одноименного населенного пункта был построен величественный дворец. Кроме того сформирован ландшафтный парк с прудом, а также хозяйственные постройки из бутового камня. Двухэтажный прямоугольный в плане кирпичный усадебный дом был построен дисненским судьей Александром Рудницким по проекту известного архитектора Витковского и покрыт четырехскатной крышей. В центре главного фасада находился четырехколонный портик с треугольным фронтоном. В раскреповке фасадов использованы пилястры, рустовка, профилированные карнизы. Стены второго этажа разделены оконными проемами прямоугольной формы, первого – квадратными. Первый сводчатый этаж имел анфиладную планировку, второй – смешанную анфиладно-коридорную. Лестница вела из вестибюля на второй этаж. В интерьере здания сохранились следы прежних каминов, элементы декора в неоготическом стиле.

Подробнее мы можем рассказать о внутреннем убранстве этой усадьбы в те времена, когда она еще использовалась по прямому назначению. Через главный вход мы попадаем в длинный узкий коридор, из него лестница с широкими деревянными ступенями ведет на второй этаж. С обеих сторон были расположены дубовые двери, левая вела в гардероб, правая в сводчатый подвал. Вторая дверь справа вела в оружейную, расположенную в левом крыле коридора. Здесь хранилось все охотничье оружие, старинные ружья и копья, передавшиеся по наследству. В подвале стояли бочки с медом, вином, водкой, салом и другими хозяйственными запасами, принадлежностями. В другом конце коридора располагались небольшие сени. Имелись комнаты для прислуги и администрации, лестница для прислуги на второй этаж. На первом этаже хватило места для бани, пекарни и кухни. Во многих комнатах были камины, облицованные белыми и цветными изразцами. На втором этаже, напротив портика, находился большой зал, в правой его части – три жилые комнаты, первая из которых была кабинетом владельца. Его украшал камин из зеленых изразцов. Обивка стульев и другой мебели выполнена в одном цвете. Стены окрашены в пепельный цвет. На них висели охотничьи трофеи: рога лося, головы кабана и рыси. На красивом гобелене – старинное охотничье оружие, на стенах – акварели на охотничьи темы, а на полу зеленый ковер с большими цветами. Главное помещение дворца представляло собой салон с тремя большими окнами, располагавшийся в левой части зала. В нем паркетный пол, камин из белого мрамора с темными прожилками, два канделябра из бронзы и хрустальная люстра под потолком. Вдоль стен стояли стулья и диваны, круглый стол. Зал оформлен в стиле Людовика XVI, мебель также датируется XVIII веком. Обстановка и декор достались Яну Рудницкому по наследству от матери из рода Косак. Из позднейших вещей только фортепиано. На стенах большие портреты Элеоноры из рода баронов Клёттов, дочери Леопольда Святополк-Мирского (1790–1878) и Яна Рудницкого, написанные известным художником Яном Рустемом. Стены украшали пейзажи Винсента Дмаховского с видами окрестностей Дедино. Соседнее с салоном помещение служило библиотекой. В нем находились книги на польском, французском, немецком и латыни. Всего несколько тысяч томов, в основном XIX века. Здесь же хранился семейный архив Рудницких, но его разделили между наследниками незадолго до Первой мировой войны.

Рядом с библиотекой находилась бильярдная. В ней был камин из зеленой майолики и мебель в стиле бидмеер (имитация антиквариата конца XIX века), старомодные диваны и канделябр с подвесками. В анфиладе левого крыла располагалась небольшая комната голубого цвета – будуар хозяйки. Дверь оттуда вела в столовую с тремя окнами. Мебель состояла из длинного стола и стульев, сделанных из темного дуба в гданьском стиле местными крепостными. Еще в столовой стояли красивые напольные часы, тоже в гданьском стиле. Кукушка отсчитывала в них время. У одной из стен стояла старинная скамейка с богатой резьбой. Были портреты семьи Рудницких, в том числе епископа Шимона Рудницкого. Из окон столовой открывался прекрасный вид на огород и холм с могилой Марии Долубовской-Рудницкой в виде гранитного гроба.

То, что сейчас воспринимается как остатки ландшафтного парка, когда-то было огородом и садом площадью 8 гектаров с аллеями для прогулок. Его создал Александр Рудницкий (1785–1848), вырубивший старые деревья парка Рудамина (Рудамины владели Дедино до 1768 года). В центре сада, напротив портика, были вырыты два пруда, ведущие к тропинкам, обсаженным деревьями с одной стороны и красными розами с другой. Лебеди плавали в прудах, соединенных рвом с мостами. Беседка в виде амфитеатра пряталась в зарослях деревьев. Дорожки были обсажены живой изгородью из шиповника, желтой акации и других экзотических кустарников. В саду росли вишня, слива, яблоки, груши, смородина, крыжовник, малина, также была пасека и теплица. Вся территория разделена дорожками для прогулок. На их пересечении стояла фигура Божьей Матери, созданная из камня местным скульптором. В липовой аллее стоял стол из старых жерновов. Сад также был окружен липовыми, березовыми и каштановыми рощами. В глубине стоял древний амбар XVI века, его дверь местный кузнец оковал железом и сделал замок [3: 106–110]. После войны во дворце разместились: детский дом, позже правление колхоза и сельский клуб. Когда дворец в 70-х годах XX века потребовал ремонта, новые владельцы просто оставили его без присмотра и переехали в другие помещения. Только толстые, почти метровые стены помогли дворцу выжить после сорока лет запустения.

Легенда о призраке дворца в Дедино

Рассказ записан от Яна Сиповича, 1920 года рождения участниками археолого-краеведческого кружка «Аргонавты прошлого» в 1987 году:

«Мне еще в детстве старики рассказывали такую историю. Когда-то во дворце жил богатый пан. Детей у него было много, все легкомысленные, поэтому ни один из них не нравился отцу. Он боялся оставить им свое богатство, так как оно пропадет зря. Пан решил, когда почувствовал приближение смерти, довериться своему верному слуге, чтобы тот потом распорядился деньгами и понемногу отдавал их его детям. Закопали клад темной осенней ночью. Но слуга не выдержал испытания. Жадность довела до греха, он убил хозяина, лишь бы завладеть сокровищем. Но убийца радовался недолго. Глубокой ночью призрак хозяина стал появляться возле дворца и в отчаянии взывал к неверному: верни мои деньги. Слуга не выдержал и вскоре повесился. Клад потом никто не нашел. Поэтому в осенние дни каждый год на Деды (День поминовения всех усопших) призрак пана появляется, воет, стучит и царапает окна.
Я сам это наблюдал. Когда мне было 20 лет, у нас были танцы в бывшем дворце. Вдруг сквозь музыку послышался страшный вой, кто-то постучал в окна. Молодежь выскочила на улицу, и все увидели привидение в окровавленной рубашке, оно уже сидело на колодце, а затем исчезло в нем. Танцы тотчас закончились» [5: 1–2].

Появление привидения у колодца подтвердил руководитель клуба во дворце Дедино Игорь Григорьев во время беседы с автором в 2010 году [4: 1]. Последнее известное упоминание о призраке датируется 2016 годом. Экскурсовод Мария Ермаленок провела экскурсию для гостей из Минска и, знакомя их с историей усадьбы, рассказала историю о привидении. Как всегда было сделано много фотографий. Спустя несколько дней туристы, внимательно рассматривая сделанные снимки, отчетливо увидели белую фигуру, выходящую из подземелий усадьбы. Однако какой-либо независимой экспертизы этот снимок не проходил.

Подземелье дворца, в котором видели призрак в 2010 году. Фото автора.
Подземелье дворца, в котором видели призрак в 2010 году. Фото автора.
 

Исследуя историю рода Рудницких, мы не находим в них какого-либо подтверждения вышеописанной легенды, но она все же может иметь реальную основу в имении Заболотье, что недалеко от Дедино.

История усадьбы в Заболотье

В конце XVII века село принадлежало бедным шляхтичам рода Гирджа, или Гирджавичи. В 1742 году здесь построили особняк, планировка и сводчатые подвалы которого сохранились до наших дней. В 1743 году его приобрела семья Дмаховских герба «Побог» и владела им до 1939 года. Именно Заболотье является родиной всемирно известного скульптора и повстанца Генриха Дмаховского (1810–1863).

Усадьба в Заболотье 2018 г. Фото автора.
Усадьба в Заболотье 2018 г. Фото автора.
 

Последним владельцем Заболотья был Владислав Дмаховский. Софья из Дмаховских, по мужу Янушкевич, жившая в Польше, хранила купчую на имение от 1743 года. Двор в Заболотье был построен на высоком фундаменте из крупных валунов. Перед порогом лежала каменная плита с надписью «1742 год» – время постройки. Под домом находился большой подвал для хранения различных запасов, существующий и по сей день. Деревянные стены снаружи были обшиты досками, которые вертикально прибиты гвоздями, сделанными местным кузнецом. Четырехскатная крыша изначально была покрыта соломой, ее позже заменили гонтом.

В начале XIX века здание перед входом было украшено портиком на двух парах колонн, выступающих перед главным фасадом, и двумя более тонкими пилонами у стены. На перекрытии портика с карнизом из кубов, в треугольном фронтоне появилось полукруглое окно в виде расходящихся лучей. Ступени и фундаменты были выполнены из тесаных валунов. Из крыши выходила одна труба, к ней на чердаке подводились дымоходы от всех печей. Внутренняя планировка дома была разделена на две части, они соединялись большими сенями. Справа от входа находилась самая большая комната с двумя окнами, которая в последние десятилетия служила столовой. Смежная комната с одним окном была спальней. Квадратная комната слева от сеней – игровая, рядом с которой располагалась еще и спальня. Со стороны сада, возле столовой, была большая спальня, а рядом с ней – жилые помещения. Потолок повсюду перекрывали балки, стены были побелены, пол из лакированных досок, только в сенях кирпичный. Здание отапливалось большими кирпичными печами. В левой игровой комнате находится красивый камин с колоннами в стиле классицизм. Но уже в середине 19 в. по прямому назначению он не использовался, а служил вместо алтаря для богослужений в родном доме архиепископа Могилевского Казимира Дмаховского (1780–1851).

До 1908 года, до того, как имение было заложено государству, в нем находилось множество предметов быта в стиле ампир. Более древние вещи и ценности были разграблены французскими солдатами в 1812 году. Сохранился список вывезенного, свидетельствующий о том, что имение принадлежало богатому дворянскому роду. Так, французы награбили 40 пудов железа (пуд – 16 кг), 25 пудов соли, по 20 пудов ветчины и сушеной рыбы, 10 пудов сала, 3 пуда табака, 1550 горшков водки (горшок – 3,7 литра), 140 банок пива, 240 банок меда, несколько сотен банок уксуса. Там было большое количество масла, сыра, воска и т. д. Французы также забрали сундук, старые ружья, сабли, часы, люстру, меха, мебель, столовое серебро, белье, библиотеку, приданое для дочери в 2000 злотых серебром, старые французские вина, антиквариат. Всего было украдено 60 500 злотых серебра. Во время пребывания Наполеона в Глубоком Заболотье посетил генерал граф Антоний Друт, он обнаружил резиденцию полностью опустошенной солдатами армии Мюрата. Стыдясь поступка своих соотечественников, Друт оставил на доске чудом сохранившегося письменного стола следующую запись: «С большим сожалением я нашел это здание опустошенным моими соотечественниками, мне чрезвычайно жаль, что людям, жившим здесь, пришлось покинуть свое селение – 20 июля 1812 года».

В последующие 100 лет комнаты особняка наполнились новыми предметами быта, мебелью, портретами семьи Дмаховских и другими художественными сокровищами. Среди портретов – скульптура Казимира Дмаховского и другие работы Генрика Дмаховского. Семья гордилась сохранившимся автографом французского генерала, его законсервировали, а рядом висел его портрет. Большую часть вещей из особняка вывезли в Вильню, где они сгорели в 1944 году. До 1939 года здесь находился лямус (хозяйственная постройка), также построенный в 1742 году, о чем свидетельствуют цифры на одной из балок. Вокруг дома был разбит сад и огород площадью 4 га. Здесь росли старые дубы, липы, клены, березы. Особым уважением пользовался пирамидальный дуб, посаженный митрополитом Дмаховским.

Всего в 200 м напротив хозяйственных построек начинался старый еловый лес, в котором цапли ежегодно закладывали около 80 гнезд. Это было практически единственное гнездование цапли такого размера во всей Европе. Но в период анархии 1917–1920 годов местные жители уничтожили лес, исчезли и птицы. Особняк в Заболотье в довоенной Польше был объявлен памятником архитектуры, где любая перепланировка запрещалась. После войны, хотя здание и утратило внешний облик XVIII века, сохранились подвалы и часть парка [6: 446–447].

Легенда о призраке дворца Дедино может иметь следующую историческую основу. Пан Михал Дмаховский, владевший соседним имением в Заболотье, на самом деле был убит слугой. Владелец имения Михал Дмаховский, живший в то время в Вильне, пропал в августе 1832 года со всеми семейными ценностями. Он жил один. Поиски его велись по всем дорогам, поскольку королевские власти считали, что он бежал в Австрию вместе с сыном Генриком. Но после длительного расследования, продолжавшегося несколько лет, полиции удалось выяснить, что старик никогда не покидал свою квартиру. Его жестоко пытали его слуга с подельниками. Михала убили, а тело разрезали на части и бросили в уборную. Ценности были украдены [2: 6–7]. Таковы отзвуки этой трагедии, дошедшей до Дедино, расположенного на расстоянии 200 километров от Вильни, и превратившейся в легенду о призраке дворца в Дедино.

Литература

1. Ермалёнак, В.А. Паляўнічыя за таямніцамі / В. А. Ермалёнак. – Мінск: Капитал Принт, 2017. – С. 202–204.

2. Ермалёнак, В.А. Цярністы шлях паўстанца і скульптара / В. А. Ермалёнак. – Мінск, 2013.– С. 6–7.

3. Ермалёнак, В.А. Чароўных вандровак пярсцёнкі / В. А. Ермалёнак. – Мінск: Капитал Принт, 2017. – С. 106–110.

4. НВФМ МСШ №3, запісы успамінаў І. Грыгор’ева. – С. 1.

5. НВФМ МСШ №3, запісы ўспамінаў Я.Сіповіча. – С. 1–2.

6. Aftanazy, R. Dzieje rezydencji na dawnych kresach Rzeczypospolitej. Ossolineym. T. 4. / R. Aftanazy. – 1993. – S. 446–447.

7. Hedemann, O. Historja Powiatu Braslawskiego / О. Hedemann. – Wilno, 1930. – S. 222.

Сокращения

НВФМ МСШ №3 – научно-вспомогательные фонды исторического музея Миорской средней школы №3 имени Героя Советского Союза Е.А. Томко.

Об авторе: Витольд Антонович Ермалёнок (Миоры), отличник образования Беларуси, краевед.

Доклад представлен в заочной форме для конференции «Таинственная Беларусь VIII» (г. Минск, 10 июня 2023 года). Перевод с белорусского Ирины Климкович.


Витольд Ермалёнок 16.10.2023
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Легенда о «ледяном корабле»
Курьезы 1
Легенда о «ледяном корабле»
Чуть ли не во всех книгах о тайнах и опасностях моря можно встретить историю про обледеневшее судно с мертвым экипажем, годами, а то и десятилетиями блуждающее среди айсбергов. Оно, как хамелеон, меняет название и место, где его встретили, но история о нем в общих чертах остается прежней. В одних версиях легенды корабль – плавающая развалина с трупами, в других – что-то вроде полярного Летучего Голландца, который преследует живых и предвещает страшные бури.
Эра прорывов: пионеры забытой науки
Мероприятия 392
Эра прорывов: пионеры забытой науки
После двухлетнего перерыва, 24 ноября 2023 года в Музее Русского Искусства (он же Музей Императора Николая II) состоялась Необъяснимая встреча №17. С докладом выступила Людмила Борисовна Болдырева – кандидат технических наук, доцент ГУУ, преподаватель, автор множества научных публикаций и книг.