Полесская «Кааба»

Поклонялись ли в сердце Белорусского Полесья упавшему метеориту?

Иной раз народные легенды повествуют о событиях, в которых без труда может угадываться падение метеорита. Например, про Вужаў камень, который лежал возле дороги возле одной из деревень Россонского р-на, говорили, что в тихую погожую ночь летел некий уж, «огнем шибаючи» с севера на юг […] Видели это дорожники и налле1. Вдруг открылось небо, светлость большая разлилась, люди, молясь, стали падать на землю, а уж, ушибленный небесными косами, свалился на холм и превратился в камень [8: 351]. Впрочем, здесь у нас почти нет зацепок, чтобы соотнести легенду и конкретное (известное) падение метеорита в этом районе. Разве что, можем сказать, что оно произошло раньше 1917 года, когда эта запись была впервые опубликована.

Также по теме
В последние несколько месяцев Уфокомом было предпринято несколько экспедиций и отснят материал для документального фильма, посвященного камням, с которыми связны легенды о том, что они якобы «упали с неба». Так, был обследован испещренный дырами валун в Вороновском районе считающийся метеоритом и огромная каменюка со следами ржавчины близ деревни Лопыри Дубровенского района. В двух случаях мы установили природу найденных нами объектов и сегодня публикуем всю «подноготную» рухнувших с неба глыб.

Некоторые опросы фольклористов начала XX века также содержат весьма любопытные сведения из области метеоритики, в которых можно найти чуть больше данных для анализа. Этнограф А. К. Сержпутовский в 1890–1925 годах собирал на Белорусском Полесье сказки, рассказы, былички и самую различную информацию из жизни простого народа. В 1926 году увидел свет его очередной сборник «Казкi i апавяданнi» («Сказки и рассказы»), в который были включены, как следует из введения, данные, зафиксированные от местных жителей весной 1915 года в двух деревнях Слуцкого уезда: д. Чудин2 и Великий Рожан3.

В д. Чудин от Левона Лебедика А.К. Сержпутовский записал рассказ, озаглавленный им в сборнике как «Цуд» («Чудо»). Каких-либо комментариев к нему не приводится. Но именно он представляет для нас наибольший интерес.

«Было это как-то летом. Люди с большего покосили сено на берегах, а мятликовые луга еще не выросли да и рожь не поспела. Нечего делать, а тут случился какой-то праздничек; не то, чтоб уже какой большое праздник, но все же праздничек; нужно праздновать […]. Так вот в такой маленький праздничек повыходили люди на улицу, сели на бревна около заборов, покуривают себе трубки да говорят между собой да расспрашивают что слышно на свете […]. Эгэ ж, дак вот и то давней было, начал рассказывать старый дед. Я слышал от старых людей […] Они говорили, что сами видели. Сидят люди в праздник, вот как мы […] Мо уже и солнце зашло, ангелы зажгли свечечки [появились звезды – прим. И. Б.], только вот что-то загудело да загрохотало, как тот перун [гром – прим. И. Б.]. А на небе ни облачка. Крестятся люди и озираются, аж с запада летит змей, летит над самым лесом да просто садиться на село. Голова большая, будто стог, блестит, будто сено горит, а искры вниз так и сыплются. Летит, раскрыв горло, а хвост тянется может на трое гонов4. «Пропали мы», – думают люди да только крестятся. Не понравилось ему, может, то, пролетел мимо села да как треснет, дак аж земля задрожала. Рассыпался он на мелкие куски да и упал в болото.
Сидят люди да и не шевелятся, будто окаменели, так они испугались. Только вот взошел месяц, повеял ветер. Очухались люди да и говорят: это божье чудо. Пропали бы мы все, сожрал бы нас огненный змей, если бы не перекрестились. Крест – божья мощь, всякое лихо побеждает.

На другой день пошли люди на болото искать куски того змея. Сколько не ходили они, сколько не искали, дак что не говори, нет ничего да и только. Поговорили люди и стали уже забывать, только вот с тех пор заболел один пастух. Он тогда, как летел тот змей, искал в лесу потерянную корову. Только он вышел на прогалину да как увидел змея, да как услышал раскаты грома, дак так испугался, что и заболел. Чего люди не делали, каких зелий не давали, к каким шептунам и шептухам не обращались, ничего не помогало. Может и помер бы бедняга, если бы не вспомнил, что как летела святого Ильи стрела, так перед его взором упал толстенный дуб да и сама она в нем засела. Вот и просится он, чтоб его повезли в то место, то он может и отойдет. Говорят люди: когда тонешь, то и за соломинку хватаешься. Так и в беде нужно всего попробовать. Вот повезли того пастуха в лес. Только они привезли его к тому дубу, как он вскочил с воза, будто и не болел, да и начал осматривать пень того дуба. Вот видит, засела там каменная стрела, вся черная да гладкая, аж блестит. Увидели люди то чудо, помолились они Богу да и поставили там крест. И до того времени есть там проща [святое место – прим. И.Б.]. Всякую первую недельку собираются там люди да молятся Богу. Так вот какое там было чудо. Я сам еще ребенком ходил туда с матерью, как у меня болели глаза. Так вот, спасибо Богу, помогло, до тех пор вижу божий свет. Тогда уже дуба не было, только в каплице лежит [каменная стрела], от будто сейчас вижу, черный, большой камень, может с локоть длинной5, а на нем горят свечки» [11: 35–37].
Падение метеорита. Рисунок из коллекции лаборатории метеоритики ГЕОХИ РАН. Автор Т. В. Ворер (T. W. Vorer), 1933 год.
Падение метеорита. Рисунок из коллекции лаборатории метеоритики ГЕОХИ РАН. Автор Т. В. Ворер (T. W. Vorer), 1933 год.
 

Если абстрагироваться от того факта, что А. К. Сержпутовский позиционировал часть собранных им в вышеупомянутом сборнике рассказов, как «сказки», сама личность этого этнографа очень уважаема в среде белорусских ученых. Правилом хорошего тона считается, если получится подтвердить какие-либо современные сведения ссылкой на этого исследователя (в отличие от ряда «фантазеров», которые легко выдавали желаемое за действительное). Поэтому эти данные сами по себе заслуживают высокого доверия.

При этом без сомнения речь в рассказе может идти речь о падении метеорита – небесного камня. Многие прощи, в том числе в Слуцком уезде, возникали вокруг самых различных камней, отмеченных чудесами. Например, в центре до сих пор нелокализованной Вызненской прощи находился «цудоўны камень» с отпечатком детской ножки, на Храновской проще – камень с крестом, а на Замогильской – валун с отпечатком сжатой человеческой кисти и т. д. Наш проект уже проверял похожую историю с «поклонением» тектитам, которое якобы существовало ранее в одной из деревень современного Узденского района Минской области. Увы, никто из современных старожилов такой традиции не вспомнил.

Также по теме
Материал посвящен неизвестной ранее исследователям Замогильской проще Слуцкого уезда и основан на документах Национального исторического архива Беларуси. На примере этого стихийно возникшего в 1890 году и просуществовавшего всего несколько лет святого места, в центре которого находился «открывшийся» Чудотворный камень-следовик, мы можем буквально пошагово наблюдать, как рождались, становились значимыми и исчезали подобные уникальные объекты.

В других странах также встречались схожие культы. Утверждается, что древние греки поклонялись метеориту, упавшему около Эгоспатомоса во Фракии (историческая и географическая область на востоке Балкан) еще в 465 году до нашей эры [4: 859]. Считается, что метеорит (Черный камень) расположен в центре мусульманской святыни Кааба в Мекке (Саудовская Аравия). Известен также пессинский Черный камень – образ фригийской богини Кибелы, бывшей олицетворением матери-природы и перенесенный в Рим во время Второй Пунической войны (в 204 году до н.э.) [5: 202]. Многие жители Бенгалии (исторический регион в северо-восточной части Южной Азии) поклонялись метеориту, упавшему на землю в 1880 году [8]. Этот список можно продолжать. Впрочем, такие стихийные культы возникают и в наши дни. Совсем недавно в Челябинске было создано новое религиозное объединение «Церковь метеорита», члены которого поклоняются метеориту, упавшему 15 февраля 2013 года [13: 81].

Можно говорить, что описываемое Сержпутовским событие произошло летом (возможно также в мае-сентябре, которые по погоде соответствовали лету)6, около 7–10 часов вечера. Возраст Левона Лебедика не указан, но из описания этого человека, которое приводит автор [11: 32–33], можно сделать вывод о том, что ему, скорее всего, лет за 50, а то и больше, т. е. детство рассказчика могло прийтись примерно на диапазон между 1840–1870-ми годами (зафиксирована быличка, я напомню, была в 1915 году). Таким образом, во второй трети XIX века проща была уже хорошо известна, а дуб исчез7, из чего можно заключить, что время вероятного падения нужно отодвигать на еще более ранний срок, как минимум на начало – первую половину XIX века или даже раньше (нижнюю границу установить невозможно). Верхней границей, после которой событие никак не могло произойти, я бы обозначил 1870 год. Расстояние места падения от д. Чудин также не должно было быть слишком большим, так как позволяло матери и ребенку дойти до него (правда, не было указано, сколько дней занял поход на прощу).

Реконструкция поклонения «небесному камню» в полесских болотах. Рисунок Алины Мажариной, 2022 год.
Реконструкция поклонения «небесному камню» в полесских болотах. Рисунок Алины Мажариной, 2022 год.
 

Случилось все, по словам информанта, в канун какого-то небольшого (бел. малого сьвятка) или крупного праздника. Указание о празднике помогает нам еще немного сузить возможное время падения (хотя это может быть и приукрашиванием рассказчика). Дело в том, что А.К. Сержпутовскому в той же самой д. Чудин, где он записал этот рассказ, был передан деревянный календарь-посох с вырезанными на нем местными праздничными датами. Этот артефакт автору статьи совместно с Д.В. Скворчевским удалось изучить и опубликовать о нем одну из первых сводных работ [1: 97–110]. Всего на посохе выявлено 25 различных праздников (из них с мая по сентябрь – 12), в том числе один неидентифицированный, приходящийся на 8 октября8. Впрочем, различных знаменательных дат у белорусского селянина могло быть и больше, тем не менее, у нас все же есть некие реперные точки, от которых можно отталкиваться в поиске (например, если в будущем в газетах будет обнаружено несколько вероятных кандидатов, мы можем выбрать того из них, чье падение ближе к одному из малых сьвятков этого региона).

Фрагмент Сихотэ-Алинского метеорита, застрявший в дереве.
Фрагмент Сихотэ-Алинского метеорита, застрявший в дереве.
 

Следует также упомянуть, что Слуцкий уезд был гораздо больше современного Слуцкого района. Его составляли части современных Клецкого, Несвижского, Копыльского, Мирского и других районов. На сегодняшний день непосредственно на территории Слуцкого уезда обнаружен лишь один метеорит – Гресcк, который нашли в 1954 году [10: 112–113]. Про обстоятельства его падения ничего не известно, но обнаруженный фрагмент явно больше описываемого Сержпутовским (длина железной глыбы – 92 сантиметров, ширина – до 54 сантиметров). Возможно, Гресск – лишь один из фрагментов упавшего «огненного змея», который так напугал жителей д. Чудин. Увы, проверить эту версию практически невозможно.

Карта Слуцкого уезда.
Карта Слуцкого уезда.
 

Если ориентироваться на то, что падение происходило в болотах, расположенных от д. Чудин в основном на севере – северо-западе, то можно еще вспомнить о каменном метеорите Жмени (Цмени), упавшем в августе 1858 года в соседнем со Слуцким Пинском уезде [7: 220–234]. Об этом сообщалось следующим образом: «...Крестьянка с. Цмень шла днем в местечко Столин (последнее лежит на реке Горыни, притоке Припяти. с. Цмень находится к СЗ от местечка Столина, верстах в 12–14). Вдруг она услыхала сильный свист в воздухе и, обратившись в сторону свиста, заметила, что какой-то предмет упал на землю. Поспешив на то место, она увидала лежащий в углублении черный камень, который и подняла. Камень был горяч. Она взяла его с собой и понесла в местечко Столин, где показала его местному приставу, которому сообщила также подробности о падении камня...» [7: 220–234]. Год попадает в установленный нами диапазон; август соответствует сведениям, приводимым А.К. Сержпутовским; время суток не соответствует; более подробной даты падения, чтобы сопоставить его с каким-либо праздником (таковые приходятся на 1, 6, 15 и 29 августа) обнаружить не удалось. Естественно, если рассматривать эту кандидатуру, мы должны предположить, что откололся и другой кусок, который, вероятно, упал ближе к с. Чудин и был впоследствии найден в болотах.

Падение метеорита Княгиня на Украине в Закарпатье. Автор: Вильгельм Риттер фон Хайдингер (Wilhelm Ritter von Haidinger), 1866 год.
Падение метеорита Княгиня на Украине в Закарпатье. Автор: Вильгельм Риттер фон Хайдингер (Wilhelm Ritter von Haidinger), 1866 год.
 

Стоит также вспомнить, что до сих пор не определена дата падения космического тела в районе д. Хотова, относящейся в то время к Минскому уезду. То падение «огненного змея», если верить В. Короткевичу, видели в том числе и жители Слуцка [6: 11]. И все же, если отталкиваться от определенной нами ранее верхней возможной границы (т. е. 1870 года), то здесь у нас пока не так много вариантов. Как мы уже рассказывали ранее, 20 апреля (2 мая) 1859 года около 23:15 пролет болида наблюдали над Минском, о чем написали «Виленские губернские ведомости». Тело оставляло за собой «ручьи разноцветных молний», а световые эффекты от него наблюдали от 20 до 30 секунд. Пролет метеора, как написала газета, сопровождался сильным взрывом, а улетел он в «западно-северную сторону». Практически все параметры этого события совпадают с тем, о чем поведал нам информант А. Сержпутовского: 20 апреля уже могло быть достаточно тепло, в это время уже были видны звезды, а спустя три дня отмечался Юрэй (Юр’я) – День святого Георгия Победоносца9. Правда улетело тело почти в противоположном от д. Чудин направлении, но здесь следует учитывать, что взрывов в атмосфере могло быть несколько, к тому же даже современные наблюдатели путаются и неверно определяют направления полета подобных объектов.

Также по теме
Интерес к небесным явлениям, характерный для древнерусских летописей, отчасти сохранился и в XIX веке. Выходящие за рамки обычного явления (яркие метеоры, болиды, ложные солнца, гало, кометы, затмения и т. п.) отмечались в личных дневниках, церковно-приходских летописях, полицейских рапортах и в прессе. Среди них есть и сообщения про аномальные атмосферные явления (ААЯ).

С целью поиска описания пролетов других метеоров или интересных световых «атмосферических явлений» в выбранном нами диапазоне, мы обратились к подшивке «Минских губернских ведомостей», ранние номера которых хранятся в основном в «Национальной библиотеке Беларуси», часть – в Национальном историческом архиве Республики Беларусь (НИАБ), а некоторая недостающая часть в Академической библиотеке НАН Беларуси. Были просмотрены имеющиеся номера с 1838 и по 1870 год. Сама по себе эта газета – очень интересная метеорологическая летопись, где отражены данные по наблюдениям северных сияний, пролетов болидов, лунных и солнечных гало и даже землетрясений.

В одном из экземпляров, сохранившемся только в НИАБ, удалось найти сообщение священника В. Янушевского о том, что 18 января 1868 года в 7:45 утра в Новогрудском уезде видели свет, лившийся из «шара большого сияния или огня». Приведем его целиком.

Из Новогрудского уезда
18-го января, в 7 часов 45-ть минут над пространством Ятранского прихода 2 стана Новогрудского уезда, при тихой погоде оказался ярко-желтый огненный свет, продолжавшийся от 2 до 3 минут и мгновенным появлением поразивший многих до испуга.
По распросам оказалось, что такой же свет виден был всеми бывшими в домах, как при большом, так и тусклом освещении, сделавшимся мало заметным. Люди, бывшие под открытым небом, говорят, видимо было как с Востока и Запада двинулись с противоположности больше обыкновенной величины и синие звезды, мгновенно увеличившися с искрами при соединении, повертясь межь собою образовали ярко-желтый огненный свет, струею полившийся из шара большого сияния или огня, ниспадая по горизонту к западу параллельно на землю, что над горизонтальным положением земли распались с заменившими в свет лазуревый. Более наблюдательные говорят, что пред явлением был шум в атмосфере, при ниспадении послышался он как от лопнувшего пузыря. Как бывшие на дворе, так и дома поражены испугом, как охваченные пожаром жилищ собственных или соседних.
После метеора небосклон был ясный, воздух тихий, а спустя час начало тускнуть, к полуночи потемнело, барометр градусом поднялся и начало снежить. Как после явления, так и на другой день говорят лишь о сказанном, и все вообще об испуге.
Предполагаю, что сей феномен есть следствие скопления газов, – мороз от 25 до 28 градусов, и наступившая оттепель при солнце в пол дня от 2 до 3-х град., – или что либо подобное северному сиянию. Но как подобное явление случилось не только у нас, оно вероятно видно было на большом пространстве, то желательно знать, как оно объяснится исследователями учеными. Последующее конечно следует передать к общему сведению, по интересности для каждого, и не лишне даже сказать необходимо противу разных нелепых толкований.
Священник В. Янушевский [2: 43].
Метеоритный дождь 27 ноября 1872 года.
Метеоритный дождь 27 ноября 1872 года.
 

К сожалению, произошедшее в Новогрудском уезде ни по одному из параметров не соответствует нашим критериям. Тем не менее, оно может быть интересно тем, кто будет изучать историю белорусской метеоритики. Вообще работа по систематизации сведений о пролетах болидов из дореволюционной белорусской периодики – очень перспективная точка приложения сил будущих исследователей, в настоящее время фактически не получившая никакого развития.

Так как нижняя граница падения не определена, мы вправе рассматривать и более ранние сообщения. Например, известны несколько миниатюр из Радзивилловской летописи, которые, по предположению ряда исследователей, изображают возможные падения метеоритов [см., напр., 12: 117–119], до сих пор в полесских болотах находят фрагменты метеорита Брагин, один из которых даже долгое время использовался для пресса при квашении капусты [7: 247] и т. д. Хотя сложно представить, что обстоятельства находок этих небесных тел вспомнили бы в начале XX века, в лучшем случае они бы наполнились вымышленными и легендарными подробностями.

Падение «огненного змея» (вероятно в 1091 году): «…спаде превелик змий от небес, ужасошася вси людье. В се же время земля стукну, яко мнози слышаша…». Миниатюра из Радзивилловской летописи. Некоторые ученые полагают, что этим «огненным змеем» как раз и бы
Падение «огненного змея» (вероятно в 1091 году): «…спаде превелик змий от небес, ужасошася вси людье. В се же время земля стукну, яко мнози слышаша…». Миниатюра из Радзивилловской летописи. Некоторые ученые полагают, что этим «огненным змеем» как раз и был метеорит Брагин.
 

Интересно также задаться вопросом – а почему проща прекратила свое существование? Ответ тут, скорее всего, будет весьма прозаическим: ее могли уничтожить сами местные власти под эгидой «борьбы с суевериями», когда место стало «оттягивать» на себя внимание прихожан окрестных церквей. Гибель ряда таких святых мест в XIX веке описано в делах НИАБ, на одном из них мы уже подробно останавливались. Однако на сегодняшний день ни архивных данных, ни каких-либо альтернативных свидетельств о функционировании такого уникального комплекса в других источниках не выявлено.

Соответствие известных из литературных источников пролетов болидов/падений метеоритов

Дата (по старому стилю)

Место наблюдения

Соответствие

Август 1858 года

с. Жмени (Цмени) Пинского уезда

Среднее

20 апреля 1859 года около 23:15

г. Минск

Высокое

18 января 1868 года в 7:45 утра

с. Ятра, Почаповской волости Новогрудского уезда

Низкое

Примечания

1. Крепостные крестьяне, делавшие какую-либо работу (жали, косили, возили навоз и т.д.) не поодиночке, а вместе.

2. Ныне – агрогородок Чудин в Ганцевичском районе Брестской области.

3. Ныне – деревня в Солигорском районе Минской области.

4. 1 гон – 125 кроков (шагов), значит речь идет примерно о 375 шагах.

5. Тут, вероятно, имеется в виду не единица измерения локоть, равный на Руси 47,4–54 см, а локоть взрослого мужчины. В этом случае мы имеем длину до 40–50 см.

6. А.К. Сержпутовский описывает его несколько туманно. Летом названа пора года, когда рассказчик поведал историю о пролете «огненного змея», но совпадало ли оно с временем наблюдения «огненного змея», не ясно.

7. Согласно рассказу, дуб был свален или значительно пострадал от удара «небесной стрелы» – это могло привести к тому, что он просуществовал на месте падения не слишком долго. К тому же дуб мог сгореть, например, при попадании в него молнии или по иным причинам.

8. Как одно из предположений мы рассматриваем возможность празднования в эту дату (8 октября) некого локального в данной местности чудесного прецедента или чрезвычайной ситуации. Падение метеорита вполне могло соответствовать этим критериям, к сожалению, опросы на местности, которые экспедиция нашего проекта (№270) провела в 2021 году, не позволили прояснить этот вопрос.

9. Этот праздник сложно назвать «малым», в то же время из текста не совсем понятно, происходили ли события именно в канун такого праздника или же такой праздник был на момент фиксации этого рассказа.

Литература

1. Бутаў, I. С. Традыцыйны беларускі драўляны каляндар са Слуцкага павета / I. С. Бутаў, Д. В. Скварчэўскі // Журнал Белорусского государственного университета. История. – 2021. – №3. – С. 97–110. DOI: 10.33581/2520-6338-2021-3-97-110

2. Из Новогрудского уезда // Минские губернские ведомости. – 1868. – №6. – С. 43.

3. Иногородныя известия // Виленские губернские ведомости. – 1859. – 30 мая. – С. 96.

4. Итоги науки в теории и практике / Под ред. проф. М.М. Ковалевского, проф. Н.Н. Ланге [и др.]. – Т. II: Мертвая природа. – Москва: Мир, 1911. – С. 859.

5. Кирло, Х. Словарь символов: 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории / Хуан Кирло; [пер. с англ. Ф. С. Капицы, Т. Н. Колядич]. – Москва: Центрполиграф, 2010. – С. 202.

6. Короткевич, В. Христос приземлился в Гродно. Евангелие от Иуды; Перевод: А. А. Сурнин. – СПб.: ЗАО ТИД «Амфора», 2006. – С. 11.

7. Кринов, Е. Л. Метеориты. Ленинград – Москва: Изд. и 2-я тип. изд-ва Акад. наук СССР в Мск., 1948. С. 220–234.

8. Легенды і паданні / склад. М.Я. Грынблат і А.І. Гурскі. – Мінск: Навука і тэхніка, 1983. – 544 с.

9. Легенды о камнях: храни меня, мой талисман / [сост. А. Ю. Мудрова]. – Москва: Центрполиграф, 2014. – 445 с.

10. Рынг, С. И. Находки метеоритов в Белоруссии // Природа. – 1957. – №8. – С. 112–113.

11. Сержпутоўскі, А. К. Казкі і апавяданні беларусаў Слуцкага павета. – Мінск: Універсітэцкае, 2000. – 270 с.

12. Скварчэўскі, Дз. В. Навука звяздарская: астраномія ў Вялікім Княстве Літоўскім у XIV – XVII ст. – Мінск: БудМедыяПраект, 2022. – С. 117–119.

13. Тарасевич, И. А. Конституционно-правовые основы религиозной безопасности Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. – Тюмень, 2015. – С. 81.


Илья Бутов 04.07.2023
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Легенда о «ледяном корабле»
Курьезы 1
Легенда о «ледяном корабле»
Чуть ли не во всех книгах о тайнах и опасностях моря можно встретить историю про обледеневшее судно с мертвым экипажем, годами, а то и десятилетиями блуждающее среди айсбергов. Оно, как хамелеон, меняет название и место, где его встретили, но история о нем в общих чертах остается прежней. В одних версиях легенды корабль – плавающая развалина с трупами, в других – что-то вроде полярного Летучего Голландца, который преследует живых и предвещает страшные бури.
Эра прорывов: пионеры забытой науки
Мероприятия 392
Эра прорывов: пионеры забытой науки
После двухлетнего перерыва, 24 ноября 2023 года в Музее Русского Искусства (он же Музей Императора Николая II) состоялась Необъяснимая встреча №17. С докладом выступила Людмила Борисовна Болдырева – кандидат технических наук, доцент ГУУ, преподаватель, автор множества научных публикаций и книг.