Никита Томин
Никита Томин
зав. сектором по изучению полтергейста при «Космопоиске», к-т. техн. наук
E-mail: tomin.nv@gmail.com

«Подмена лиц» – наиболее внушительный «фокус» «шумных духов»

Двойники живых людей – идеальный инструмент полтергейста для дестабилизации психики очевидцев

Из всего многообразия проявлений полтергейста, какое для вас наиболее эффектное? Лично для меня это всегда была так называемая «подмена лиц», т.е. когда в «беспокойных» домах появлялись призрачные двойники живых людей, как правило членов семьи, соседей и т.п. Другими словами, из близкого окружения потенциального очевидца. Конечно, чаще явления полтергейста связаны с так сказать «классическими призраками» умерших людей, что изначально подчёркивается в этимологии термина «шумный дух» (от нем. poltern – «шуметь», «стучать», «бушевать» и Geist – «дух», «призрак»). С другой стороны, существительное «Geist» не обязательно говорит о духе умершего. Под «гейстом» в немецком языке также могут пониматься такие слова как «интеллект», «живой ум», «образ мыслей». Как бы то ни было, на мой взгляд, не менее (а может и более) страшный приём феномена – это призрачный двойник всё-таки живого человека.

image1.jpg

Изображение по запросу «подмена лиц, призрак живого человека, двойник», сгенерированное нейросетью Midjourney.

В целом «подмена лиц» довольно редкое проявление полтергейста. Его описание практически не встречается в работах исследователей этого феномена, хотя появления призраков живых при вспышках «шумного духа» упоминали А.К. Прийма, И. Винокуров, А.А. Горбовский и некоторые другие. При этом важным в данном термине является именно слово «подмена», потому что анализ тех немногих известных эпизодов говорит о том, что феномен, вероятно, стремится обмануть очевидцев, выдавая призрачного двойника за оригинал.

В своих исследованиях мы встречались с «подменой лиц» только несколько раз. Это было при изучении явлений полтергейста в г. Братске (2001 год) и г. Иркутске (2013 год). Опишу их для демонстрации того, что здесь имеется в виду.

Также по теме
В период с 11 апреля по 13 мая 2013 года в квартире иркутской пенсионерки протекал довольно опасный полтергейст, который называл себя «Бани». Все аномальные проявления протекали во многом по классическому сценарию с четко узнаваемыми стадиями активности «шумного духа». Наличествовало и явное фокальное лицо – девятилетняя девочка Катя, в присутствии которой все начинало летать и переворачиваться. При этом стадия активных проявлений «шумного духа» пришлась на серию магнитных бурь и вспышек на Солнце средней тяжести.

Случай в Иркутске сводился к многочисленным самодвижениям предметов, а также шумах и стуках неизвестного генезиса в квартире одного молодого человека (Александра). Один раз в присутствии его друзей произошёл следующий пугающий эпизод. Александр ушёл на кухню, а его гости остались в зале. Через некоторое время молодой человек вернулся с кухни, но в зал не входил, и почему-то просил разрешения зайти. Друзья отметили, что он выглядел странно, «глаза не моргали и были выпучены». Однако они всё равно восприняли его просьбу как шутку и, решив подыграть, не дали разрешения ему попасть в комнату. Тот ушёл, однако через некоторое время вернулся, и вновь попросил разрешения войти. После очередного отказа, он задержался в коридоре, взял ключи от квартиры и удалился. Позже выяснилось, что сам Александр всегда находился на кухне и не возвращался оттуда. Ключи, которые взял его «двойник», позже были найдены в другом месте.

image2.jpg

Коридор в иркутской квартире, где появлялся призрачный двойник хозяина жилища. Последний пытался зайти в комнату (слева).

В другом случае в «беспокойной» квартире в Братске, которую снимали четверо студентов, было зафиксировано сразу несколько двойников живых людей. Студенты обратились в нашу группу с жалобами на периодические появления «призрачных фигур» в их новом жилище. Однако один из эпизодов стал наиболее пугающим. Как-то утром Артём, один из проживающих, проснулся поздно, так как у него был выходной. Несмотря на то, что остальные трое должны были быть в университете, они находились дома и занимались повседневными заботами, разговаривая между собой. Сперва Артём не заподозрил ничего странного, забыв, что друзья должны быть на учёбе. Он рутинно общался с другими, пил чай. Ничего необычного в их поведении или облике, Артём не замечал. В какой-то момент он пошёл в туалет и только там вспомнил, что должен был проснуться сегодня в одиночестве. Как только он об этом подумал, все звуки шаги, разговоры в квартире смолкли. Молодой человек был очень напуган и только спустя час набрался смелости выйти из туалета. Дома действительно никого не было. Впоследствии его друзья подтвердили, что рано утром ушли в университет, оставив его одного спящим.

Также по теме
Туманный Альбион по праву считается родиной привидений всех мастей. С сосуществованием вместе с призраком мирятся многие британцы, а для местных таблоидов это стало уже чем-то, о чем можно сообщить на последних полосах. Тем не менее, полтергейст по определению всегда экстраординарен и не перестает удивлять. Сегодня «Уфолента» обратила свой взор на местных английских привидений и их шаловливую проказу – создание манекенов из одежды, которые на деле оказались отнюдь не только подданными Её Величества.

В целом тема призрачных двойников живых людей хорошо представлена в специализированной литературе вне пространства феномена полтергейста. Наиболее ярким и фундаментальным трудом является книга «О прижизненных призраках», изданной в 1894 году Обществом психических исследований в Лондоне. В этом исследовании собрано сотни фактов явлений «двойников» живых людей. Наиболее примечательным из них является случай «раздвоения» Эмилии Саже, наблюдавшийся в течение нескольких месяцев целым пансионом молодых девиц (г. Вольмар, Латвия) причем и в то время, когда сама Эмилия была у них на глазах. В большинстве своём «двойник» Эмилии повторял её действия. Например, во время обеда двойник показывался стоящим за стулом своего оригинала, повторяя все его движения, только не имея ни ножа, ни вилки в руках. Было также замечено, что чем «живее, материальнее» являлся двойник, тем слабее и неподвижнее становилось живое лицо девушки, а по мере постепенного исчезновения двойника, к Эмилии возвращались её нормальные силы. Есть множество и других неплохо задокументированных случаев появления подобных призрачных двойников. Более подробно о них можно прочитать, например, в книге протоирея Григорий Дьяченко «Область таинственного» (глава «Двойничество»), опубликованной в 1903 году.

Если предположить, что «двойники» – это не галлюцинации или выдумки, то возникает вопрос: почему и как они появляются? И что означает «подмена лиц» в явлениях полтергейста? За объяснениями можно обратится к фольклору, где двойники-призраки живых людей часто встречаются в разных культурах.

Например, хорошо известный многим термин «доппельгангер» (doppelgänger) родом из немецкого фольклора, и буквально его название означает «двойник-ходок» или «двойник-посетитель». Так называют видение, предстающее человеку в облике его знакомого или близкого. Немецкий доппельгангер чаще всего считается дурным знамением, вестником смерти, причем смерть он предвещает именно тому, чей облик принимает. В скандинавском фольклоре аналогом доппельгангера можно считать дух, именуемый вардогером (vardøger). Однако северный вардогер куда менее мрачен: обычно он возвещает вовсе не смерть, а попросту скорый визит того, кого изображает. В японской мифологии проявление души живого человека отдельно от тела в виде призрака называется «икирё» (生霊). Японцы полагают, что если кто-то держит внутри сильную обиду против другого человека, то часть его души или душа целиком может временно оставить тело и появиться перед объектом недовольства для того, чтобы его проклясть или иным образом причинить тому вред, вызвав сглаз или порчу. Последнее очень похоже на современные гипотезы в области полтергейста о скрытой агрессии фокального лица, как триггера явлений «шумного духа».

image3.jpg

Призрак живой женщины, появившийся рядом с её телом (иллюстрация для «Кёяка Хяку-моногатари», 1853 год).

В русской традиции появления двойников человека часто связывают с проявлением нечистой силы, а конкретно – чёрта, который всячески пытается обмануть человека. Известный этнограф С.В. Максимов отмечает, что «если задумает черт выйти из своего болота в человеческом образе и явиться, напр., бабе в виде вернувшегося из отлучки мужа, то он представляется всегда скучающим и ласковым. Если же встречается он на дороге, обернувшись кумом или сватом, то является непременно пьяным и готовым снова выпить, да сделает так, чтобы сват очутился потом либо на краю глубокого оврага, либо в колодце, в помойной яме, либо у дальнего соседа и даже на сучке высокого дерева с еловой шишкой в руке, вместо рюмки вина». В.И. Даль в своей книге «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» описывает мотив схожий с немецким доппельгангером, что «если двойника застанешь у себя в комнате, или вообще, если он предшествует человеку, идет наперед, то это означает близкую кончину; если же двойник идет следом за хозяином, то обыкновенно намерен только предостеречь его».

В контексте современных исследований полтергейста в известной книге Н.С. Новгородова была предложена гипотеза полтергейстного процесса, основанная на автоволновой модели самоорганизации разного рода вихрей: магнитных, психодинамических, хрональных. Согласно этой гипотезе, сильнейшие неоднородности среды, обусловленные, например, возникновением чрезвычайной психоэмоциональной напряжённости психологической среды, должны способствовать образованию точечных автоволн. Автор считает, что многократно усиленные энергоинформационные сигналы могут взаимодействовать, создавая голографические образы фокального лица или других сущностей. Отмечается, что «вид возникающих образов-призраков зависит от лиц, моделирующих энергоинформационные поля, каковыми чаще всего являются подростки». Таким образом, можно предположить, что, в рамках автоволновой модели, призрачные двойники, есть некие голограммы, порождённые психикой фокального лица, имеющей определённые психоэмоциональные проблемы (совсем в духе японских духов икирё).

Однако всё, что мы пока имеем, это только гипотезы и фольклор. Можно сказать, что в «подмене лиц» прослеживаются несколько типичных мотивов, связанных с нечистой силой. Например, как в случае в Иркутске, когда «двойник» не мог войти в комнату без приглашения. Или можно говорить об общем посыле обмана очевидцев, который часто встречается в быличках, когда нечистая сила пытается всеми силами ввести человека в различные заблуждения. Также вероятно, что при полтергейсте появления двойников не несёт какой-либо предвещающей информации, например о болезни или скорой смерти оригинала. Очевидно, что «подмена лиц» выполняет ту же функцию, что и другие проявления «шумного духа»: дестабилизация психики очевидцев через пугающие и абсурдные аномальные эпизоды.

Также по теме
В изолированной от всего остального мира Исландии долгое время как в большом котле варилась и кипела собственная мифология. Тролли здесь оказались весьма похожи на людей, троллихи падки до обычных мужчин, а призраки больше напоминают ходячих мертвецов. Никита Томин, руководитель сектора по изучению полтергейста при ОНИОО «Космопоиск», только что вернулся из страны гейзеров и подготовил публикацию о местной «нечистой силе».

18.02.2023
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Сокровища грома: находки необычных камней в стволах и кронах деревьев в славянской мифологии
Сакральная география 1
Сокровища грома: находки необычных камней в стволах и кронах деревьев в славянской мифологии
В статье приведены записи об обнаружении метеоритов и других необычных камней в стволах деревьев. Авторы анализируют, как эти находки, воспринимаемые в народе в качестве «громовых стрел», влияли на формирование локальных мифов, ритуалов и верований. Показано, что в ряде случаев за небесные стрелы принимали упавшие метеориты, что могло приводить к почитанию их и образованию на месте падения святых мест.
Зов пестрого крысолова
Аномальный фольклор 1
Зов пестрого крысолова
Легенда о пестром крысолове и детях из немецкого городка Гамельн вдохновляет поэтов и озадачивает историков. Они сходятся лишь в одном: история, которую жители Гамельна пронесли сквозь века, возникла не на пустом месте. В ее основу легли реальные события, которые со временем обросли домыслами, фантастическими подробностями и стали больше похожи на сказку, чем на быль.