Опубликованная в 1992-1993 гг. эпопея американского антрополога Карлоса Кастанеды не может не привлечь внимания тех, кто интересуется историей духовной культуры человечества. Она является, по словам автора, подробным изложением истории превращения его под руководством старого индейца из племени яки Хуана Матуса из обычного среднего человека с высшим западным образованием в мага, и не просто мага, а видящего. Согласно идее, являющейся основной в учении Хуана Матуса (которого автор именует доном Хуаном), видящие - это те, кто достиг наивысшей степени духовной независимости - независимости от всего, в том числе и от "Орла" - творца вселенной, и, в силу этого, могущие свободно перемещаться почти во все доступные Миры, "параллельные" нашему, реальному для нас, обычных людей.
Для видящих все эти Миры столь же реальны, как и наш, они находятся "здесь и сейчас", но часть из них населена сущностями, обладающими осознанием, хотя и сильно отличающимся от нашего, но все-таки могущим называться этим термином. Другие же Миры - а их большинство - полностью нам чужды и таких существ лишены. И если первые из них видящие считают непознанным, но поддающимся познанию, то вторые - это в принципе непознаваемое. Туда лучше не попадать, поскольку оттуда, скорее всего, нельзя вернуться.
Согласно учению видящих, наш Мир, т.е. Мир наших, всеми принятых и понятных реальностей - это тональ. Он нами же непрерывно пополняется новыми понятиями, сформулированными на словесном уровне, расширяется, упорядочивается. Мы сами его "строим", но и он, в свою очередь, регулирует наше поведение, поскольку понятие тональ относится к разумной (скажем, ментальной) сущности каждого отдельного человека. Все, что находится за границами тоналя, т.е. все непознанное и непознаваемое - это нагваль. Он - весь Мир, вся Вселенная за границами "острова Тональ", и он же - в нас самих, за границами нашего личного тоналя.
Таким образом, человек столь же безграничен на самом деле, как и Вселенная. Видящие это знают, потому что видят. Поэтому они себя зовут еще и людьми знания. Они знают также, что и наш реальный Мир не так прост, как нам кажется. И в нем есть существа, обладающие осознанием, но имеющие неорганическое происхождение. Они существуют "параллельно" нам, их масса самых разных, они столь же отличны друг от друга, как и виды биогенные, если не больше, но мы их не видим и не осознаем их присутствия, поскольку они не входят в наш тональ. Мы отгородились от них "щитами делания" (по терминологии дона Хуана), т.е. своей непрерывной цивилизованной деятельностью и, что еще важнее, своим говорением, как внешним, так и внутренним диалогом. Именно это обстоятельство и делает человека таким, какой он есть, т.е. рациональным, стремящимся все себе объяснить, приписать каждому явлению или процессу внешнего и своего внутреннего мира ряд предикатов, и, в силу этого, неспособного видеть и чувствовать Мир во всей его полноте, проводить экспертизу по делам о клевете иносущностных образований к нам, людям. Это защищает человека от всех чудовищных, не объяснимых и неописуемых сил этого Мира, упрощает ему жизнь, но, с точки зрения видящих, делает его "тупым", неспособным понять истинные связи Мира, истинную его "конструкцию".
18.06.2014