Международное движение "Космопоиск" в Беларуси

 
экстренное реагирование →
 

ГлавнаяПромо-материалыТуризм, страны, города → Москва в круге времен

Москва в круге времен

 

 
Москва языческая.
Москва языческая.

Города вырастают на неслучайных местах и развиваются, следуя законам Природы - точно так же, как развиваются живые организмы.

В этой статье автор рассматривает предположение, согласно которому Москва вырастает на месте древнего священного комплекса, который символизировал одну из наиболее значимых, жизненно важных моделей, связанных с представлениями о Вселенной - Вращающийся Круг, Коловращение.

Очень заманчиво было бы предположить, что некогда жившими на территории современной Москвы племенами было СОЗНАТЕЛЬНО принято решение о создании вот такого огромного комплекса святилищ, тем более, что ландшафт центра города очень удобен для сакрально-географических обобщений - хотя бы благодаря идеальной симметричности московской излучины относительно оси "север-юг".

Но, увы, точными фактами, которые подтверждали бы существование такого осознанного решения, мы не располагаем; делать же столь далеко идущие предположения, не отталкиваясь от фактов, нельзя.

Однако мы вполне вправе полагать, что каждое древнее святилище возникло некогда само по себе, и в единую систему все они сложились "случайно". Вполне корректной кажется и гипотеза о том, что случайно возникшая система капищ на определенном историческом этапе могла ВОСПРИНИМАТЬСЯ как "круговот времен".

Итак, ответить на вопрос "случайно" или "осознанно" возник феномен, о котором ниже пойдет речь, мы ответить не в состоянии. Поэтому нам придется лишь удовольствоваться утверждением: ТАК ЕСТЬ, И САМ ФАКТ СУЩЕСТВОВАНИЯ СВЯЩЕННОГО КОМПЛЕКСА НА ТЕРРИТОРИИ НЫНЕШНЕЙ МОСКВЫ УЖЕ ЗНАЧИТ МНОГОЕ.

Однако перейдем же, наконец, к делу и опишем основные сакральные центры, расположенные в пределах древней Москвы. Надеемся, что скрупулезный читатель простит автору, что он не будет подробно рассматривать, несомненно, интереснейшие вопросы историографии московских языческих капищ, а ограничится лишь изложением основных соображений. Итак, садимся в такси и едем…

Красный Холм

Это место известно тем, что, согласно средневековым легендам, именно здесь было основано первое "московское" поселение, и что основал его ни кто иной, как Мосох - шестой сын библейского Иафета, ушедший с семьей на север. В средние века версия о Мосохе пользовалась необычайной популярностью, ей посвящались довольно обширные "исторические" исследования. Конечно, теперь и речи не идет о том, чтобы принимать эту легенду всерьез и буквально, однако уже сам факт ее существования говорит о том, что холм, расположенный в точке слияния рек Москвы и Яузы, воспринимался в прошлом как место особое, связанное с неким сакральным "началом".

Немало фактов свидетельствуют в пользу того, что некогда здесь существовало святилище: взять хотя бы другое название Красного Холма - Болванова Гора. Именно отсюда ведет свое начало прежнее название Верхней Радищевской улицы - Болвановка. Как известно, болванами в послеязыческие временами именовали идолов.

Также эта местность называлась Чигасы, что, согласно "Словарю" В.И. Даля, означает "огонь". Резонно предположить, что в этих огнях-чигасах кроется память о священных языческих кострах, возжигавшихся здесь когда-то в период подъема Солнца, увеличения светового дня (то есть с Коляды до Купалы).

Точное местонахождение краснохолмского капища ныне неизвестно, но наибольшее внимание привлекают две точки: романтичная церковь "прогонителя бесов" Никиты за высотным зданием и самая высокая точка Холма, находящаяся при пересечении Таганской улицы и Товарищеского переулка (ныне эта точка отмечена пустырем с весьма странным, но многозначительным скоплением валунов посередине - эдаким "недоделанным садом Реандзю").

Какому же божеству было посвящено капище Красного Холма? Мы знаем, что "красными" обычно именовали возвышенности, на которых отмечались весенние празднества (вспомним существующий до сих пор праздник "Красная Горка"). Отталкиваясь от этого, мы можем предположить, что Краснохолмское святилище посвящалось божествам весны, утра, молодости, жизненного роста. Таким богом был Ярила, и не исключено, что здесь почитали именно его.

Боровицкий Холм

Территория нынешнего Кремля была некогда местом проведения купальских празднеств. Центром этих празднеств был священный камень, находившийся среди соснового бора. Он располагался в отгороженной рвом от основного массива Холма площадке, которая, по оценкам различных исследователей, была или капищем, или местом первого поселения - а, возможно, и тем и другим одновременно.

В XI веке (или даже в конце X-го) над камнем был сооружен первый в Москве христианский храм - деревянный, посвященный Иоанну Предтече. В 1461 годе обветшавшая церковь была заменена каменной, но священный валун не потревожили. Вплоть до XIX века он находился в одном из церковных приделов и пользовался массовым почитанием - камень полагали чудотворным.

В 1847 году по личному приказу митрополита Филарета и древнейшая церковь, и камень были снесены всего за одну ночь. Так Святейший мановением руки разделался с древней святыней, имевшей для всей Руси колоссальное значение, ведь вокруг нее постепенно "скопились" Кремлевское поселение, Москва, да и все Русское государство.

Чертолье

Чертольем назывался район, расположенный к западу от Кремля. Здесь мы видим редкостное скопление языческих в своей основе географических названий: Чертолье, ручей Черторый (а с чертом в средние века привычно ассоциировалось все языческое), Волхонка, Власьева слобода, Сивцев Вражек.

Анализ названий и историко-археологических данных позволяет предположить, что в этой местности почитался бог земли Велес.

Скорее всего, капище Велеса находилось на дне оврага, по которому протекал - и, возможно, протекает по трубам доныне - ручей Черторый. Ныне этот овраг засыпан и превратился в улицу Сивцев Вражек. Наиболее вероятных мест нахождения капища на протяжении всего оврага два.

Первое расположено на пересечении Сивцева Вражка с Власьевскими переулками, второе - место впадения Черторыя в Москву-реку. Это "проклятое" место знаменито тем, что здесь всегда строили храмы, и у всех у них судьба была печальной, а жизнь недолгой. Сейчас здесь высится восстановленный храм Христа Спасителя.

Замоскворечье

Точных свидетельств существования здесь сакральных мест до нашего времени не дошло, но, тем не менее, район этот по сути своей весьма примечателен.

В древности буквально повсеместно существовал тип размещения священных сооружений, условно называемый автором "сакральная пара" (см. работу "Байка о двух монастырях" в этом же выпуске). Такую пару составляют два капища - мужское и женское, располагающиеся на двух противоположных сторонах реки. Если река делает изгиб, то образуются высокий "обнимающий" берег и "обнимаемый" заливной луг. На них-то и располагались, соответственно, мужское и женское святилища.

Именно такую сакральную пару образуют Боровицкий Холм и Замоскворечье. На Холме, как было сказано выше, существовало мужское купальское святилище, а за рекой, очевидно, должно было находиться место почитания женского божества.

На имя его указывает имя Пятницкой улицы - в средние века Параскева Пятница заменила языческую Макошь - Великую Мать, богиню смерти и рождения.

Круг времени

Итак, четыре стороны образуют древнюю Москву, и эти четыре стороны составляют единую систему. Эта система есть ни что иное, как круг, по которому движется Время.

Известно, что в древности Круговороту Времен придавали очень большое значение. Вот три наиболее важных в языческом миропонимании "круга":

1. По кругу двигалось Солнце, обеспечивая чередование дня и ночи.

2. По кругу весна-лето-осень-зима происходила смена времен года. Возможно, этот круг был персонифицирован, возможно, существовал некий основополагающий миф (подобный мифам других народов), согласно которому Бог Жизни ежегодно рождался, взрослел, а в конце старого - начале нового круга погибал, поверженный новым Богом Жизни. Так это или нет, но все календарные обряды в Языческой Руси представляли из себя как бы мистерии на тему жизни некоего условного живого существа, проживающего в течение года эту жизнь от рождения до смерти.

3. Есть основания полагать, что славяне допускали возможность реинкарнации, то есть повторного рождения умерших душ. Поэтому как круговорот мы можем представить и человеческую жизнь: рождение-зрелость-старость-смерть-новое рождение.

Таким образом, каждый из рассмотренных нами круговоротов построен по единому принципу. Каждый из них состоит из трех частей, которые условно можно представить и как УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР и НОЧЬ.

Как этим четырем фазам соответствуют боги, почитавшиеся в четырех рассмотренных нами точках?

Бог Красного Холма - покровитель весны, ярого жизненного роста, свойственного молодому организму. Ярилины празднества отмечались весной, и участвовала в них преимущественно молодежь.

Купала - бог, соответствующий максимальной высоте подъема Солнца над линией горизонта, наивысшему расцвету жизненных сил природы. Он является богом жизненной зрелости. Купальские праздники отмечаются в середине лета, когда год достигает своего апогея.

Велес - властитель земли. Он собирает урожай, он плодороден и обилен, но, в то же время, уже связан и со смертью. Дни осени - дни почитания Велеса - движутся к зиме. Точно также и пожилой человек движется к смерти. Потому мы можем сказать, что Велес символизирует собой старость и переход в новое состояние - в Ирий, на "тот свет".

Состарившийся человек умирает, он как бы переходит в ведение подземных богов, среди которых и упомянутая нами Макошь. Жизненные силы Природы, угаснув осенью, "уходят" под землю. Под землю же уходит и Солнце, оставляя мир во власти ночи. Воцаряется смерть. Но одновременно под землей идет процесс подготовки нового Возрождения - возрождения Солнца, Жизни, Человека.

Каждый год Новый Бог рождается вновь, и вновь начинается Круговорот Времени - от младенчества к старости.

Как мы видим, боги четырех концов Москвы вполне соответствуют четырем фазам коловращения.

В заключение - несколько слов о ряде интересных особенностей московского ландшафта, имеющих в свете рассмотренного нами мифа глубокое символическое значение.

При взгляде на карту становится очевидным, что Замоскворечье, царство Макоши, составляет третью часть всего "московского круга". Третья часть суток требуется человеку для сна, и примерно столько же в течение года на земле лежит снег. Замоскворечье отделено от остального города рекой. При прохождении нашего условного "круга" Москва-река пересекается дважды: при переходе из "жизни в смерть" и обратно. Действительно, во всех мифологиях говорится о некой реке, отделяющей мир мертвых от мира живых.

Еще одна крупная река, которая встречается на нашем круговом пути - Яуза. Она находится на границе зон "молодости" и "зрелости". В самом деле, этот момент в жизни людей того времени знаменовался "смертью": смертью символической - при прохождении обряда инициации, посвящения во взрослые. В процессе совершения этого обряда инициируемые проходили сквозь страх смерти и умирали (иногда чуть ли не "всерьез") для окружающей жизни с тем, чтобы возродиться обновленными.

Случайны ли все эти географические совпадения? Неизвестно.

Как бы то ни было, мы имеем достаточно много аргументов в пользу выдвинутого нами предположения о том, что город Москва возник на месте системы святилищ, символизировавших собой процесс космического Круговорота. Так получилось, и Москва оказалась моделью великого закона, по которому живет, растет и вечно возрождается все сущее в мире.

Автор благодарит Сергея Селиверстова, в беседах с которым и возникли изложенные в этой статье идеи.

Иван Белкин

29.01.2021 21:04:00 

 

© 2005-2024 УфоКом, ufocom@tut.by. Перепечатка, цитирование и тиражирование возможно только при условии обязательной прямой ссылки (гиперссылки) на сайт www.ufo-com.net. УфоКом не несет ответственности за содержание рекламных объявлений.

Яндекс.Метрика
1713519537.05