Испорченный телефон: как журналист "разоблачил" лунинецкий полтергейст

Время от времени в наше распоряжение поступают все новые и новые данные о том, что несмотря на полнейшее замалчивание феномена полтергейста в Советском Союзе такие явления происходили там повсеместно. Очередной раскопанный журналистом белорусской газеты "Заря" неизвестный ранее эпизод произошел в Лунинце (Брестская область). Однако выводы, которые сделал автор материала, напомнили нам подход как раз-таки "совковой" прессы.    

Журналистские расследования иной раз открывают поразительные вещи, позволив докопаться до сути рассматриваемой проблемы. Однако бывают случаи, когда нужно проводить повторные расследования таких "откровений", если мастера пера подошли к своей работе не слишком профессионально, а то и по заданию редакции, предварительно озвучившей единственно возможную версию. Как произошло в данном случае неизвестно, но совершенно понятно, что даже поверхностное погружение в проблему позволило бы сделать совсем иные выводы.

Итак, корреспондент Геннадий Поплавский опубликовал в белорусской газете "Заря" материал, озаглавленный как "Лунинецкий полтергейст". В нем он взял за основу данные некой Международной уфологической организации, которая якобы сообщила, что в Лунинце в 30-х годах прошлого века произошел случай с появлением "черта" в одном из домов и теперь рогатый является "чуть ли не символом страха для всех жителей этого города". Ссылаясь на некое "уфологическое расследование" журналист пишет, что "началось все в одной семье, в которой в течение нескольких дней происходили удивительные вещи: то кто-то невидимый сено в конюшне разметает, то детскую люльку со всей силы раскачает, то масло в маслобойке взбивать начнет, то горшки по дому разбросает. Местные жители в течение долгого времени обходили злополучный дом стороной, а семья каждый вечер с ужасом ожидала ночи. Как водится, по совету местной бабки-целительницы жители дома отдали все долги и посетили могилы родственников. Однако ничто не помогло. Горшки в доме продолжали летать, а хозяева – сильно болеть". Закончилось все описанием обряда "изгнания" нечистой силы с помощью нехороших слов.

Далее автор материала предпринял командировку в г. Лунниец и убедился, что никто не помнит там о событиях 30-х годов и уж точно черт не является для жителей города символом страха. Однако в своих попытках раскопать правду Г. Поплавский обратился в местный краеведческий музей, работники которого позвонили 87-летней старожилке Агафье Ярмушевич. Запомним этот момент – так как либо телефон действительно был испорченным, либо пришлось притягивать дальнейшие события за уши, чтобы хоть как-то оправдать потраченные редакционные деньги.

Агафье Ярмушевич рассказала, что не в 30-х, а в начале 60-х годов прошлого века в Лунинце действительно была похожая история. События начались с того, что сорокалетний слесарь железной дороги Сергей остался без жены с четырьмя детьми на руках. Больную супругу Сергея, польку по национальности, забрала к себе ее мать. После отъезда жены слесарь стал утверждать, что в его доме поселился черт, который ночью передвигает мебель и скидывает со столов и шкафчиков кухонные принадлежности. Всем неверующим в такую активность неизвестной силы, хозяин дома предлагал у него переночевать и убедиться в правоте своих слов. Несколько последовавших его совету смельчаков рассказывали потом, что посреди ночи просыпались от непонятного дребезжания, видели раскачивающиеся бутылки и падающие кружки. Убедилась в этом, как утверждается, и Агафья Денисовна. Но вывести слесаря на чистую воду помогла другая горожанка – Анна Николаевна, которая приходилась родней рассказчице. Далее цитируем дословно.

– Моя свояченица, хоть и была неграмотной, но имела житейскую хватку и ко многим странным вещам относилась с недоверием, – рассказывает Агафья Денисовна. – Как-то раз вместе с другими любопытными она по приглашению хозяина пришла в дом, чтобы посмотреть на его "чертовщину". Тот постелил гостям на полу и предложил всем спать, дескать, "черт" сам всех разбудит. Все так и поступили, но Анна Николаевна лишь притворилась спящей. И вот после полуночи она услышала, как Сергей разбудил своего сына и позвал за собой в подвал. Зайдя туда, они включили электричество, и сразу же в доме начали трястись и падать бутылки и горшки. Той сразу же стало понятно, что эти "полеты" посуды и поход в подвал хозяина как-то связаны между собой, и никакой "чертовщины" там нет.

Слева – Агафья Денисовна; справа – тот самый дом с полтергейстом.
Слева – Агафья Денисовна; справа – тот самый дом с полтергейстом.
 

Сообщение об этом просочилось в местную милицию. Как пишет автор далее "пригрозив серьезными неприятностями" стражи правопорядка попросили у хозяина дома раскрыть свой секрет. И выяснилось, что это сам слесарь делал "различные хитроумные приспособления" и, подключив к ним электропроводку из подвала, заставлял перемещаться и трястись различные предметы. Когда у новоявленного Кулибина спросили, зачем он все это устроил, тот ответил, что "просто хотел подшутить над земляками, а заодно испытать свои технические способности". На этом история и закончилась – ход делу почему-то не дали. По словам Агафьи Денисовны этот человек дожил до преклонного возраста и умер около пяти лет назад.

На основании собранных данных корреспондент газеты "Заря" сделал вывод, что уфологическое расследование, на которое он опирался, было проведено явно некачественно, никакого "черта" в городе не было, а слухи, которые были ранее опубликованы, искажены до неузнаваемости.

Нам удалось установить, на какой материал опирался автор, когда руководствовался выбором объекта для расследования. Это статья "Аномальные зоны Беларуси: где не стоит бывать", опубликованная обозревателем Interfax.by (он в статье не указан). Это, пожалуй, единственная публикация в интернете, где упоминается некая "Международная уфологическая организация". Уже это должно было насторожить, а также то, что детали других историй, опубликованных обозревателем Interfax.by явно передернуты (так как оригинальные статьи имеются на сайте Уфокома). Скорее всего, сама организация была выдумана при публикации этой статьи, так как в этой гипотетической организации явно не могли написать, что "Беларусь входит в ТОП-100 аномальных зон мира". Это какая-то издевка над страной и ни одна серьезная организация не могла отнести целую страну к "аномальной зоне". Если даже это не выдумка обозревателя, то в любом случае совершенно ясно, что ничего серьезного эта организация из себя не представляла бы.

Далее, если бы Геннадий Поплавский хоть немного поискал, то наверняка наткнулся на исковерканный оригинал "своей" истории с полтергейстом. Как оказалось – это письмо от жительницы г. Лунинец Лысковой Елены Николаевны. Оно было опубликовано в "Аналитической газете "Секретные исследования" № 8 за 2003 год. Приводим полностью текст письма.

Опубликованное в газете письмо, в котором описываются лунинецкие события.
Опубликованное в газете письмо, в котором описываются лунинецкие события.
 

"В 1933 году у нас еще не было света. Жили при свечах, керосиновых лампах. Как-то вечером все были дома. Тетя сбивала масло в маслобойке и время от времени качала люльку, в которой лежала моя сестра Юля.

Дяде понадобилось что-то в кладовке. Он взял лампу и вышел в сени. Как только дверь закрылась и стало темно, с испугом закричала тетя. Дядя тут же вошел обратно. Она сказала, что кто-то вырвал у нее из рук люльку. И действительно, кроватка с силой раскачивалась, хотя никого рядом не было. Юля громко плакала. Тетя хотела остановить раскачивание, взялась за кроватку, и та сразу остановилась. Сестренка продолжала плакать, поэтому решили ее снова покачать. Но люльку как будто кто-то держал. Никто, даже дядя, не смог сдвинуть ее с места. Но как только от нее отходили, она начинала раскачиваться. Это было много раз. Почти весь вечер дядя и тетя вынимали и укладывали Юлю в кроватку. Только вытащат – перестает раскачиваться, положат – раскачивается, если никто не трогает, а как тронут – не дает качать.

То же самое стало делаться с маслобойкой. Тетя хочет масло сбивать – останавливается, отходит в сторону – сама сбивает.

Дядя испугался и за папой моим побежал. Мне было лет 12, но я хорошо помню, как папа сказал: "Может, ты кому деньги должен? Завтра же отдай! Это тот, кому ты должен, тебя чертыхает, потому к тебе черт и пришел".

Ночью было очень страшно. В конюшне и в коровнике нечистая сила все сено разметала. Хозяйничал там кто-то, а лошади ржали, и коровы мычали всю ночь. А утром испуганные были, дрожали все.

Дядя спозаранку соседу деньги отдал, и все закончилось. Больше никогда этого не было".

Именно эту историю исковеркал не пожелавший указать своей фамилии обозреватель сайта Interfax.by. Зачем ему понадобилось приписать, что "с тех пор чёрт, который появился в Лунинце, является чуть ли не символом страха для всех жителей города" непонятно, но, наверное, по той же причине, по которой он выдумал "Международную уфологическую организацию".

Получается забавный факт – журналист газеты "Заря" Геннадий Поплавский опровергал выдумку другого журналиста, которая была основана на оригинальном письме в газету. При сравнении двух случаев становится совершенно очевидно, что речь идет о двух совершенно разных и никак не связанных между собой историях. Их объединяет лишь то, что они произошли в Лунинце.

Признание же слесаря о "хитрых приспособлениях", с помощью которых он якобы двигал предметы, полученные после того, как ему пригрозили неприятностями, отнюдь не новы в истории изучения полтергейста. Особенно часто такое происходило в СССР. Например "проволочки" или "ниточки", за которые дергают хозяева, искали милиционеры в известном случае полтергейста на Саперной слободке в Киеве в 1926 году. А в Курском эпизоде 1981 года хозяйку вынудили написать заявление, в котором она признавалась, что все исходящие из ниоткуда голоса она сымитировала сама. Признать факт существования шумного духа в стране победившего социализма просто не могли и, по всей видимости, и в нашем случае дело замяли в обмен на "чистосердечное раскаянье".

Можно было бы поставить точку в этой истории, если бы не любопытные комментарии, которые появились на сайте газеты "Заря" от жителей города. Так один из пользователей пишет: "Я лично знал Сергея. Его вынудили перевести все в шутку, "пригрозив серьезными неприятностями". Он объездил всех знахарей Советского Союза, чтобы спастись от этой беды. В этом доме никогда не было подвала. А "чертовщина" прекратилась только после смерти его бывшей жены и тещи, которые в Польше в один прекрасный день отравились газом...". Увы, проверить эти утверждения уже довольно сложно.

В целом при прочтении статьи "Лунинецкий полтергейст" создается впечатление крайней однобокости в подаче материала, а ее автору должно быть стыдно за то, что не смог увидеть очевидных вещей, отстоящих от него лишь в нескольких кликах мышки. Да и в соседний дом за комментариями можно было бы обратиться: сделав фотографии строения, он так и не задал его жильцам ни одного вопроса! Во всем этом есть лишь один положительный момент – копилка исследователей аномальных явлений пополнилась очередным случаем белорусского полтергейста.


Ссылки:

Илья Бутов 04.05.2014
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Аномальные динамические эффекты во время проявления феномена «снежного человека» в Башкирии
Полтергейст 1
Аномальные динамические эффекты во время проявления феномена «снежного человека» в Башкирии
По сообщениям кандидата исторических наук Игоря Бурцева и кандидата биологических наук Андрея Строганова (Москва) в одном из районов Башкирии (Россия) в последние годы активизировался феномен «снежного человека». Во время своих экспедиций в Башкирию И. Бурцев и А. Строганов засняли на видео множество проявлений этого феномена.
Исследование паранормальных явлений в Минске в период застоя
Интервью 3
Исследование паранормальных явлений в Минске в период застоя
Изучение сверхъестественных феноменов в белорусской столице в конце 70-х – начале 80-х годов XX века долгое время оставалось практически неизвестным массовому читателю. Однако на изломе периода застоя в Минске уже зарождались уникальные исследования, приближающие нас к пониманию того, что традиционная наука называет паранормальными явлениями.