Вячеслав Мизин
Вячеслав Мизин
исследователь культовых камней
E-mail: vyacheslavmizinspb@gmail.com

Сакральные места: заметки гида

Почему мне стали интересны экскурсии по сакральным местам Северо-Запада России?

Идею экскурсий по сакральным местам мне предложил известный соловецкий экскурсовод и возмутитель спокойствия Олег Кодола в 2010 году – «ты давно это все изучаешь, почему бы не показать людям?». Изначально эта идея мне показалась несколько перпендикулярной исследованию, отвлекающей от основной направленности. Однако поразмыслив, я изменил эту точку зрения и разработал первый маршрут «Феномен сакральных мест» в том же 2010 году. Позднее появились «Забытые святыни Ингерманландии», «Шаг в лабиринт» и, самый странный, для меня самого до конца не понятный маршрут, «Легенды острова Гогланд».

ris1.jpg

На краю поля притаился неприметный камень чашечник. Местные жители на него не обращают внимания, но эти небольшие углубления в камне открывают удивительный мир древнейшей истории взаимодействия человека с камнем, мир забытых представлений первых земледельцев нашего края.

Почему мне это стало интересно? Потому что это стало еще одной формой взаимодействия – наравне с книгами, фильмами и фотовыставками. Новый формат, несущий свои возможности. По сути, первый разработанный маршрут стал адаптированной версией тех же лекций и докладов, но без отрыва от самих объектов исследования. Одно дело, рассказывая что-то демонстрировать это что-то на экране в ограниченном пространстве аудитории под искусственным светом ламп и совершенно другое, «вживую», в исходном природном окружении, с возможностью показать с разных ракурсов, возможно, даже с тех, с которых сам еще никогда не видел. Это дало возможность не просто рассказывать о сакральных местах, но и оперативно обновлять подаваемую информацию в связи с новыми находками, идеями, взглядами. Возможность мониторить состояние мест и самому постоянно узнавать что-то новое и неожиданное в давно известных местах. Погружение в тему на местах гораздо интереснее лекций в зале.

Небольшой фильм по мотивам экскурсии «Феномен сакральных мест» в 2021 году снял Иван Вяххи.

Удивительно видеть, как люди, еще вчера не имевшие ясного представления о сакральных местах края, вдруг начинают вспоминать, что что-то подобное было и вблизи их родной деревни, что родители рассказывали о подобных традициях и преданиях. Порой, заданный кем-то из экскурсантов вопрос, банальный, но который мне бы и в голову почему-то не пришел, позволяет задуматься и взглянуть по-новому на тот или иной объект. Например, «почему чашечные углубления именно такого размера?». Действительно, почему? Этот вопрос привел к любопытной экспериментальной работе осенью 2020 года, которая позволила на него ответить и дать новое понимание некоторых аспектов, связанных с этими камнями.

ris2.jpg

Экскурсия по Ольховскому культовому комплексу, проведенная в ходе экспедиции организованной Русским Вездеходным Обществом. Май 2021, фото Антона Юшко (РГО).

Для себя я сформулировал несколько принципов (или тезисов?). Разработанные экскурсии необычны, поскольку устоявшихся маршрутов, как таковых, нет. Название маршрута это идея, по нитке которой едет автобус, маршрут же может быть разным, меняться в связи с открытием каких-либо новых объектов или появлением новых идей. Порой, выезжая из города, я сам еще не знаю, какие именно идеи и объекты завершат сегодняшнюю экскурсию. Смыслы иногда складываются на ходу. В этом есть момент импровизации, творчества, но разве можно относиться к теме сакральных мест иначе, глядя раз и навсегда проштампованными стереотипами? Да, я вожу не по местам, а именно по идеям, которые стоят за тем или иным местом, камнем, родником, урочищем. Рассказывать о месте, приводя сухие исторические данные, легенды и прочее, скучно, гораздо интереснее в повествовании раскрыть контекст, мир образов и идей, стоящих за той или иной легендой с того или иного ракурса. Например, почему святые родники исцеляют чаще всего от 2–3 никак не схожих недугов? Или почему было принято под некоторыми камнями искать клады? Что доконало финские языческие обряды, мимо которых прошли церковные и коммунистические гонения, массово сохранявшиеся во многих деревнях вплоть до 1980-х гг.? Так раскрывается удивительный мир прошлых эпох, в которых сакральные и мифологические места занимали актуальное и, порой, не единственно возможное значение. Мир взаимодействия природы и человека, осмысления природы, становится понятнее и ближе.

ris3.jpg

Остров Гогланд является настоящим хранилищем самых разнообразных памятников, традиций и суеверий финского времени, но самая интригующая и романтическая, на мой взгляд, легенда (да и легенда ли?) связана с этим надгробием умершей молодой женщины, с которого кто-то тщательно стер все надписи.

***

Но во всем этом есть еще один аспект, который я сам увидел не сразу. Многие городские жители даже не догадываются, что вокруг, совсем рядом, существует древний и до сих пор реальный пласт памятников, в которых тесно переплетены история и мифология. Например, Ильеши – некогда знаменитый праздник, один из ключевых, сейчас известен лишь узкому кругу верующих. Некогда известные сакральные места сейчас находятся в информационной тени, и это напрямую угрожает их сохранности. Многолетний опыт борьбы за сохранение Ольховского культового комплекса или недавний прецедент с уничтожением уникальных телезийских каменоломен показывают, что популяризация необходима. Объект может быть трижды уникальным и единственным в своем роде, но это не дает никакой гарантии сохранности. Объекты должны существовать не только «в природе», но и в современном человеческом восприятии, ноосфере, иметь официальный статус. Это не только способствует обогащению культурного ландшафта, но и работает на сохранность самих объектов. Увы, следует признать очевидный факт – малоизвестные памятники и объекты культурного ландшафта находятся в зоне риска и практически беззащитны перед тем или иным вызовом современной цивилизации. Единственный шанс адекватно защитить их, это сделать известными и актуальными для современного мира, и экскурсии являются одним из инструментов на этом пути.

ris4.jpg
Хочется завершить эту заметку на позитивной ноте и привести пример положительной тенденции встраивания древних почитаемых мест в современный контекст. Слева: так выглядело это место в 2011 году – некогда почитаемый каменный крест доживал свой век в развалившейся, заросшей кустарником, часовне. Справа: усилиями местных жителей часовня была восстановлена, а рядом поставлен стенд с описанием других местных достопримечательностей. Таким образом, был восстановлен важный деревенский культовый комплекс и сделан наглядным культурный ландшафт в окрестностях пос. Володарское.

Также по теме
Комплекс культовых камней у деревни Ольховка – довольно уникальное и интересное место в ряду археологических памятников Ленинградской области. К сожалению, не все подобные памятники истории находятся под охраной государства и со временем просто разрушаются в результате хозяйственной деятельности человека. Подобная ситуация с комплексом у Ольховки вызвала отклик у отдельных энтузиастов-исследователей и краеведов, которые предприняли действия по фиксации современного состояния памятника и поставили вопрос о придании ему соответствующего статуса.


01.12.2021
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Аномальные динамические эффекты во время проявления феномена «снежного человека» в Башкирии
Полтергейст 1
Аномальные динамические эффекты во время проявления феномена «снежного человека» в Башкирии
По сообщениям кандидата исторических наук Игоря Бурцева и кандидата биологических наук Андрея Строганова (Москва) в одном из районов Башкирии (Россия) в последние годы активизировался феномен «снежного человека». Во время своих экспедиций в Башкирию И. Бурцев и А. Строганов засняли на видео множество проявлений этого феномена.
Исследование паранормальных явлений в Минске в период застоя
Интервью 3
Исследование паранормальных явлений в Минске в период застоя
Изучение сверхъестественных феноменов в белорусской столице в конце 70-х – начале 80-х годов XX века долгое время оставалось практически неизвестным массовому читателю. Однако на изломе периода застоя в Минске уже зарождались уникальные исследования, приближающие нас к пониманию того, что традиционная наука называет паранормальными явлениями.