Михаил Герштейн
Михаил Герштейн
действительный член Русского географического общества, уфолог
E-mail: ufo_miger@mail.ru

Лабиринт логических ошибок

При изучении рассказов об аномальных явлениях, как исторических, так и свежих, часто приходится сталкиваться с разными логическими ошибками в повествовании.

При изучении рассказов об аномальных явлениях, как исторических, так и свежих, часто приходится сталкиваться с разными логическими ошибками в повествовании. Самой заметной из них, конечно, является ошибка «post hoc non propter hoc», то есть «после чего-то – не значит, что из-за чего-то». Смысл ее популярно разъяснил философ Георгий Челпанов. Его «Учебник логики», который впервые вышел в 1906 году, переиздается до сих пор, не потеряв значения за истекшие сто с лишним лет:

«Если кто-нибудь заметил, что после какого-либо события возникает какое-либо действие, то он считает первое событие причиной, хотя в действительности, может быть, есть события, от которых данное событие находится в большей зависимости и которое собственно является истинной причиной данного действия. Когда после появления кометы возникали какие-либо несчастья, то обыкновенно комету считали причиной несчастий» (Челпанов Г. Учебник логики. М., 1994, гл. XXVI).

То же можно сказать и о большинстве историй про предзнаменования или проклятия, распространенные на суше и на море. Возьмем для примера рассказ «помощника капитана американского брига, недавно прибывшего из Йокогамы», опубликованный в 1894 году:

Двадцать лет тому назад я был матросом на барке «Mary Ann», вышедшем из Портленда. Мы находились в Индийском океане, возвращаясь с отличным грузом. Много дней подряд дул попутный ветер, море было гладким, а небо безоблачным. Однажды после недели ясной погоды и попутного ветра я заметил, что шкипер на палубе встревоженно смотрит на небо и море с выражением беспокойства на лице. На небе не было ни облачка, но я слышал, как он сказал помощнику капитана, чтобы тот поставил ночью зоркого впередсмотрящего.
За час до заката мы увидели длинную гряду голубых и белых облаков над самым горизонтом на юго-востоке. Это быстро усилило чувство беспокойства. Минут через пять после того, как мы заметили гряду, впередсмотрящий вдруг встревоженно закричал: «Смотрите туда! Смотрите!»

The-Emmett-index-October-13-1894-1.jpg
Мы посмотрели в сторону, куда он показывал, и близ середины облачной гряды отчетливо увидели корабль под всеми парусами, плывущий примерно с такой же скоростью, как и мы. Облака создавали темный фон, и паруса судна выглядели из-за этого белыми и чистыми. Мы могли видеть весь рангоут и паруса столь же отчетливо, как если бы судно было всего в миле от нас. Одного взгляда хватало, чтобы увидеть: это был не настоящий корабль.
Сперва шкипер и его помощники сказали, что это мираж, но вскоре каждый узнал, что мы смотрим на призрачный корабль. Мужчины, много раз смотревшие смерти в лицо, побледнели, но никто не отводил глаз от странного зрелища. Присмотревшись внимательнее, мы вскоре разглядели на палубе корабля-призрака длинный, черный предмет. По форме он напоминал гроб, положенный поперек палубы перед самой мачтой. Если на корабле-призраке и были какие-нибудь призрачные матросы, мы не смогли их разглядеть.
Почти полчаса призрачный корабль продолжал идти по прямой под всеми парусами. Потом мы одновременно увидели, как паруса начали расползаться и рваться, будто он был среди шторма. Вдруг грот-мачта переломилась у палубы и рухнула в море. Потом белый корабль, плывущий в облачной гряде, стал кружиться на месте. Все оставшиеся паруса были быстро порваны в клочья, а мачты полетели за борт. Это выглядело в точности как если бы настоящий корабль, идущий под всеми парусами, попал в неожиданный, ужасающий шквал и потерял все мачты до того, как команда успела убрать хотя бы один парус.
Мы увидели, как лишенный мачт корабль начало кружить, словно игрушку во власти океана, подхваченную каким-то невидимым водоворотом. Затем, наклонившись по ходу движения, он пошел вниз носом вперед и исчез из виду. Остался лишь черный гроб, который мы видели на палубе. Он плавал по облачной гряде, и вскоре вместе с ней скрылся из виду за горизонтом.
Команда наша была не религиозная, но матросы той ночью говорили шепотом про любимых, оставшихся дома. Несколько раз во время ночной вахты шкипер давал разрешение выдать дополнительные порции грога, чтобы немного подбодрить нервничающих людей. Все бодрствовали и провели ночь на палубе, но так ничего и не случилось.
Утро развеяло страх, и в то время как некоторые матросы ложились спать, чтобы немного отдохнуть, плотник и его помощники вышли на палубу сделать какую-то работу. Они принесли из трюма ящик с инструментами и положили его на палубу перед мачтой. Вдруг один моряк испуганно закричал, показывая на ящик. Он был выкрашен в черный цвет, по форме и размерам напоминая небольшой гроб, и находился на том же месте, что и гроб, который мы видели на корабле-призраке.
The-Emmett-index-October-13-1894-2.jpg
Плотник с помощником шкипера остановили моряков, которые подняли ящик и собирались бросить его за борт. Но присутствие черного ящика на борту после наблюдения призрачного корабля пробудило суеверие команды. Много дней никто не верил, что им суждено вернуться в порт. Однако день проходил за днем, а никаких шквалов не было. Мы вернулись в порт в намеченное время после одного из самых удачных плаваний, в которых мне довелось побывать.
Несколько недель спустя я отправился в море вторым помощником капитана судна, идущего в Калькутту. Прошло два года, прежде чем я вернулся в Портленд. Первое, что я там услышал – то, что барк «Mary Ann» пропал без вести. Он вышел в море чуть меньше двух лет назад и не вернулся.
Спустя еще 18 месяцев я оказался в Йокогаме. Однажды в порт пришло британское судно из Индийского океана. Они доложили, что во время плавания подобрали ящик с инструментами, принадлежащий американскому барку. Других следов корабля ими найдено не было.
Я поспешил подняться на борт к британцам и осмотрел ящик с инструментами. Как я и ожидал, это была длинная, черная коробка, так похожая на ту, что мы видели на палубе корабля-призрака (The Ghosts of the Sea // The Emmett Index. Oct. 13, 1894).

Проверить такую историю традиционными способами невозможно. Рассказавший ее моряк остался анонимным, и название его корабля не приводится. «Двадцать лет тому назад» – это примерно 1874 год. Судя по регистру Ллойда, в том году по морям плавало 16 кораблей с названием «Mary Ann», и среди них – пять барков. Анонимная история в пересказе газеты – не самый надежный источник информации, но даже если предположить, что все в ней верно от первой до последней буквы, логические ошибки прямо бросаются в глаза.

Во-первых, «призрачный корабль» не был отражением или копией «Mary Ann», иначе это сразу было бы замечено моряками. Их первое предположение о верхнем мираже, скорее всего, было правильным. Поднятые в воздух изображения далеких кораблей наблюдаются и в наши дни. Во-вторых, никакой причинной связи между видением и последующей гибелью «Mary Ann» не прослеживается. Шансы погибнуть в море во времена парусного судоходства были и так очень велики.

verh.jpg

Верхний мираж на море (из книги В. Мезенцева «Воздушные призраки», Л., 1953).

История с найденной черной коробкой – и вовсе сплошное заблуждение. С момента гибели «Mary Ann» прошло почти четыре года, и тот самый ящик с инструментами вряд ли удержался бы столько времени на плаву. Ящик, конечно, не был подписан, и каким образом моряки пришли к выводу, что он принадлежит американскому барку, совершенно непонятно. Национальность судна еще можно понять по клеймам производителей инструментов, но его тип – вряд ли.

Mary-Ann.jpg

Lloyd's Register за 1873–1874 гг. содержит упоминания о пяти барках «Mary Ann».

«Океанская пучина, величественная и грозная, невольно порождает в душе даже вполне разумного человека некое суеверие, – заметил Фенимор Купер в романе «Красный корсар». – Простой моряк, постоянно пребывающий на морских просторах, часто обращается к помощи каких-либо положительных предзнаменований. Некоторые из подобных примет даже получили вполне научное объяснение, благодаря чему другие приметы приобретают тоже как бы право на существование в потревоженной фантазии моряка. Дельфины, выпрыгивающие из воды, спокойные, деловитые тюлени, плывущие навстречу, грузные киты, морские птицы с их характерными криками – все это гадатели относят к хорошим или плохим приметам». В основном эти суеверия безобидные, но иногда они бывают смертельно опасны. С верой в то, что определенные люди могут навлечь беду на целое судно, столкнулся еще до нашей эры философ Диагор по прозвищу Безбожник. Однажды, когда он плыл на корабле, началась сильная буря. Перепуганные люди стали говорить, что беда приключилась с ними из-за того, что они согласились взять с собой Диагора. Философу удалось избежать судьбы Ионы. Показав им на другие корабли, захваченные бурей, он спросил: «Неужели вы считаете, что и в тех кораблях везут по Диагору?».

Этот же философ впервые обратил внимание на еще одну логическую ошибку – так называемую «ошибку выжившего», когда мы имеем перед собой крайне однобокую выборку данных. В Самофракии друг задал ему вопрос: «Вот ты считаешь, что боги пренебрегают людьми. Но разве ты не обратил внимания, как много [в храме] табличек с изображениями и с надписями, из которых следует, что они были пожертвованы по обету людьми, счастливо избежавшими гибели во время бури на море и благополучно прибывшими в гавань?» «Так-то оно так, – ответил Диагор, – только здесь нет изображений тех, чьи корабли буря потопила, и они сами погибли в море» (Цицерон. О природе богов, III, 89).

Очень жаль, что логика и философия в целом на территории бывшего СССР сначала были загнаны в узкие марксистско-ленинские рамки, а потом и вовсе выброшены почти из всех учебных заведений. Умение правильно мыслить и не попадаться на логические ошибки намного важнее большинства профильных предметов. А для тех, кто занимается изучением непознанного, оно критически важно, не позволяя сорваться в болото заблуждений, суеверий и выдавания желаемого за действительное.

Также по теме
Одна из книг Иммануила Великовского называется "Человечество в амнезии". В ней он предположил, что воспоминания о чудовищных катаклизмах прошлого были коллективно забыты, вытеснены на задворки общественного сознания, превращены в мифы, а потом и в сказки. Автор не мог даже предполагать, что в наши дни может произойти нечто подобное, но это так.

15.11.2021
 
Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации, пишите нам на ufocom@tut.by Подписывайтесь на наш телеграмм канал, чтобы всегда быть в курсе событий.
 
 
Знамения древней Руси
Аналитика 1
Знамения древней Руси
В Смутное время, пока где-то на западе гремели пушки и бесчисленные самозванцы боролись за трон, проливая реки крови, в недавно завоеванной Казани монах или иконописец начал составлять рукопись под названием «Сия книга летописец временем и знамениям яже на небеси и на земли». В ней он записал то, что видел своими глазами, и зарисовал то, что видеть не мог.
«Вологодский полтергейст» Валентина Пикуля и дело «О глумлении нечистой силы» в Вологде
Полтергейст 2
«Вологодский полтергейст» Валентина Пикуля и дело «О глумлении нечистой силы» в Вологде
Перед вами не совсем привычное расследование, связанное с литературным произведением известного писателя Валентина Пикуля «Вологодский полтергейст». Многие читатели до сих пор задаются вопросом, был ли этот рассказ сугубо художественным вымыслом автора или все же в его основу легли реальные события, происходившие когда-то в Вологде? Попробуем вместе с вами в этом разобраться.