Международное движение "Космопоиск" в Беларуси

 
экстренное реагирование →
 

ГлавнаяПромо-материалыРазное | Несортированное → Уфологическая жизнь в МАИ (1950-е годы)

Уфологическая жизнь в МАИ (1950-е годы)

 

 
Был ли секс и НЛО в СССР?
Был ли секс и НЛО в СССР?

Мы продолжаем публиковать воспоминания В. Бурдакова о становлении отечественной уфологии. Начало материала можно прочитать вот здесь.

Лекцию читал молодой ученый Феликс Зигель. Я снова превратился в потрясенного и ошарашенного "козерога" (почему-то этим небесным термином тогда в МАИ именовали первокурсников). И было отчего! Столичный Планетарий, столичный лектор - представитель официальной науки, разрешение от цензуры, от Академии Наук (как я полагал тогда), от дирекции Планетария... Артистизм. Четкая, не вызывающая даже тени сомнений аргументация. И слайды, слайды, слайды... Короче, из лекции следовало, что и Тунгусская катастрофа, и инопланетяне на своих кораблях-блюдцах - вещи реальные, очевидные и доказанные, как и марсианские каналы, и марсианские времена года и необычные световые сигналы с этой теперь не так уже и далекой от нас планеты. Я очень жалел, что таким наиболее жгучим тайнам в лекции было уделено очень мало места. Много позже я узнал, что Феликс Юрьевич Зигель - очень мужественный человек и принципиальный ученый - на свой страх и риск включал в лекции "запретные" темы. А тем таких было тогда - пропасть! Кибернетика именовалась не иначе, как буржуазная лженаука, генетика - тоже, а уж об уфологии и говорить нечего!

А что представлял собой я в 1956 году? Был типичным самонадеянным студентом 4-го курса МАИ, любил Best Mattress и пройтись по вечерней Москве... На все смотрел скептически и свысока, но с юмором. Вышедшая в США в то время книга Джорджа Адамского на русский не переводилась, но была мне хорошо известна. Этот человек польского происхождения, по профессии - фотограф "открыл" счет так называемым "контактерам" - землянам, вступившим в контакт с инопланетными существами.

Адамский утверждал, что сфотографировал НЛО, что подружился и беседовал с его обитателями, которые, по их словам, прибыли с Венеры. "Труды" Адамского "серьезные" уфологи сейчас не только не цитируют, но даже и не упоминают, т.к. они явно дискредитируют эту новую науку или научное направление, имеющее по своей сущности междисциплинарный характер. Я же считаю, что они для уфологии весьма характерны - это одна из ветвей современной уфологии, связанная с искусственной фальсификацией данных, причем фальсификацией коммерческой. Другая ветвь фальсификаций имеет развлекательный, юмористический характер, характер розыгрыша. Здесь в качестве примера можно назвать нашего композитор Никиту Богословского, который неоднократно представлял уфологам "фотосвидетельства" об НЛО. С саморазоблачениями он выступал только через неделю-две, когда ушлые "уфологи" уже "проэкспертировали" снимок, признали его "подлинным" и уже успели на нем заработать, продав как очередную сенсацию одному из многочисленных коллекционеров. Но и после разоблачения эти снимки "работают", правда, с меньшим эффектом - их предъявляют на лекциях и в публикациях, как искусно выполненную мистификацию.

Без мистификаций не обходится ни одна наука. Я не знаю ни одного крупного ученого или специалиста, который не был бы связан с этим явлением. В физике, например, известным мистификатором был выдающийся ученый США Роберт Вуд, изготовивший однажды и подбросивший во двор своему коллеге "метеорит", несущий "информацию" якобы от внеземных цивилизаций. Есть однако, одно различие. В физике, химии, географии, палеонтологии и других классических науках доля мистифицированных фактов составляет не более 3 процентов, в то время как в уфологии она равна как минимум 97 процентам. Особенно многочисленна третья ветвь мистификаций – наблюдения или съемка объектов, только кажущихся аномальными, а в действительности представляющими собой естественные или антропогенные продукты земного происхождения. Это, например, - всего лишь облака над Сан-Паулу (Бразилия). Четвертая ветвь мистификаций - мистификации на религиозно-мистической почве. И, наконец, пятая ветвь - видения душевнобольных людей и людей, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Обо всем этом мы поговорим позже, а сейчас закончим с Д. Адамским.

Во второй своей книге этот "исследователь" уже вовсю летает по Вселенной со своими друзьями-инопланетянами и рассказывает нам, что видит на Луне, Венере и т.д. После смерти Д. Адамского (1891-1965) эстафету спекуляций на ажиотаже вокруг НЛО приняла его знакомая - некто Мадлен Родеффер. Первые ее "снимки", относящиеся к 1965 году, приведены на рис.9. Они обошли весь мир, вошли в красочные настенные календари вместе с другими такими же фальшивками, попали на обложки многочисленной бульварной литературы.

Но мне, как "зрелому" студенту МАИ, было известно и другое. Летательные аппараты дискообразной формы проектировались и строились на Земле. Причем не просто на Земле, а у нас в России! И не просто проектировались и строились, а проектировались и строились впервые в мире. Сейчас, спустя сорок лет, когда я сам, уже будучи профессором, читаю студентам лекции по термодинамике и истории аэрокосмической техники (введение в специальность), я с благодарностью вспоминаю своих учителей, так умело и ненавязчиво приобщивших нас к делу летания по воздуху, а затем и в космосе.

Об А.Г. Уфимцеве (1880-1936) и его биротативном двигателе внутреннего сгорания я знал еще в техникуме. Теперь же, в МАИ, мне стало известно, что этот талантливый изобретатель в 1909 году построил оригинальный летательный аппарат - "сфероплан" с крылом в виде части сферической поверхности площадью 9 кв. м, а в 1910 году "сфероплан" с площадью крыла 36 кв. м, который, правда, был разбит бурей. Труды другого известного "моториста" В.П. Глушко мне также были знакомы по техникуму. А в МАИ я узнал о его проекте дискообразного космического аппарата "гелиоракетоплан". Намного позже, уже работая вместе с Валентином Петровичем и получив от него в дар автобиографическую монографию, я смог детально ознакомиться с этой конструкцией, рожденной в 1928-1929 гг. Она представляла собой огромный плоский диск с термоэлементами для использования солнечной энергии, в центре которого размещалась сферическая герметичная кабина, окруженная поясом из электрореактивных двигателей (ЭРД).

Учась в институте, мы могли пользоваться в основном слухами, байками бывалых людей и разными домыслами педагогов, сообщавших нам все, что знали или слышали они сами. В частности, ходили слухи об успешных летных испытаниях планера "дископлан", якобы совершенно не подверженного опасности сваливания в штопор до немыслимо больших углов атаки (до 45 градусов). Даже на сверхкритических углах атаки (больше 45 градусов) аппарат не падает, а плавно приземляется, опираясь на возникающую под крылом воздушную подушку. Нам говорили, что по этой схеме будет построен первый в мире космический аппарат или космический планер, который будет спускать грузы из космоса на Землю. Что якобы уже летала модель "дископлана", разгоняемая до сверхзвуковых скоростей твердотопливными ускорителями. Как ни странно, все оказалось правдой, но узнал я об этом спустя много лет, познакомившись с удивительным человеком, работником ЦАГИ М.В. Сухановым, отрекомендовавшемся мне как "отец русского дископлана" и рассказавшего массу удивительных историй.

Но вернемся в МАИ 1956 года. В обстановке страшной секретности (а она доходила до идиотизма: гриф "секретно" ставили даже на американский журнал "Флайт", поскольку в нем появлялись публикации по тем или иным нашим самолетам, характеристики которых не подлежали огласке), нам многое приходилось домысливать, читать "между строк". Мы резонно полагали, что если наша страна делает и испытывает в полете "летающие диски", то кто мешает аналогичную технику производить другим странам? В то время наиболее сильными авиационными государствами считались США, Англия, Франция и Швеция. Именно в этих странах в конце 40-х и на протяжении всех 50-х годов бум относительно НЛО был особенно яростным.

В 1957 году даже для нас, студентов МАИ, как гром с ясного неба прозвучало сообщение ТАСС об успешном испытании в СССР первой в мире межконтинентальной ракеты. Мы охотно принимали на себя роль "героев" и соучастников этого события, заговорщически объясняя непосвященными, а их было большинство, что она из себя представляет и зачем нужна. Подобной слабостью грешили и наши учителя. Так, А.А. Штернфельд (1905-1980) - один из пионеров космонавтики, проводивший свои исследования в Сорбоннском университете и в 1935 году "рассчитавший" (его собственное выражение), что первой космической державой будет СССР, и переехавший в нашу страну на постоянное жительство, рассказывал студентам МАИ детали устройства межконтинентальной ракеты. Эти рассказы выслушивались с огромным интересом - ведь лектор работал до войны в Ракетном научно-исследовательском институте - знаменитом РНИИ, стало быть, мог лично знать многих творцов чудо-ракеты! В дальнейшем, уже работая в ОКБ-1 "у Королева", я обнаружил, что ракета совсем не такая (сейчас она выставлена в ВВЦ). Нет огромного слоя теплоизоляции, разделение ступеней не поперечное, а продольное и т.д. Но что было для нас удивительным и непостижимым, так это то, что с помощью этой ракеты уже в ближайшее время, как говорил Ари Абрамович, можно будет запустить искусственный спутник Земли! В середине 30-х Константин Эдуардович Циолковский считал, что на это уйдет примерно 100 лет, хотя и оговаривался, что жизнь вносит свои коррективы. Мы, однако, считали - ну вносит, ну не в 2030, а в 2000, но никак не раньше. А тут сказать такое! Начались споры и дискуссии. Чисто по-студенчески мы решили: "в ближайшее" - это, конечно, он "загнул", а вот к 50-летию Октября - вполне возможно.

Прошло около месяца и мы забеспокоились. В кино и во всех средствах массовой информации стали сообщать о готовящемся в США запуске первого в мире искусственного спутника с соответствующим названием "Авангард". День 4 октября 1957 года, когда был действительно запущен первый в мире ИСЗ, но не в США, а в СССР, я не знаю даже, как и назвать! Ночной взволнованный голос Ю. Левитана, мгновенное пробуждение всего Студенческого городка, нескончаемый поток подразделений, нам, студентам МАИ, импровизированные застолья, влюбленные глаза студенток других московских ВУЗов, почтительность и предупредительность персонала общежития, "отмена" лекций в институте на 2-3 дня, посещение зрелищных мероприятий, где только и разговоров, что об ИСЗ - что еще надо молодым "героям", никакого отношения к этому событию не имеющим, но охотно принимающим все почести! Радость и счастье безмерные, всепоглощающие - вот что коротко можно сказать о наших переживаниях в то время.

Валерий Бурдаков

09.02.2017 13:54:00 

 

© 2005-2024 УфоКом, ufocom@tut.by. Перепечатка, цитирование и тиражирование возможно только при условии обязательной прямой ссылки (гиперссылки) на сайт www.ufo-com.net. УфоКом не несет ответственности за содержание рекламных объявлений.

Яндекс.Метрика
1713937803.51